«От Шпицбергена до Сахалина – туристические сокровищницы России неисчерпаемы!»
Интервью Александра Цыбульского, заместителя Министра экономического развития Российской Федерации для журнала «Отдых в России»
- Александр Витальевич! В пик летних отпусков журнал «Отдых в России» проводит традиционный опрос читателей. Можете ли вы рассказать о своих предпочтениях. Где в России вы любите отдыхать?
- Отдыхаю я в разных местах. Очень люблю горнолыжные российские курорты. Например, Красную Поляну в Сочи, Архыз, который сейчас активно развивается, и в следующем году там открывается новый склон. Кстати, советую там всем побывать и воочию увидеть, что этот курорт Северного Кавказа превратился в курорт по-настоящему европейского уровня. В ближайшее время собираюсь обязательно провести неделю в Крыму.
Недавно мои давние знакомые вернулись с Алтая. Избалованные европейскими курортами, они искренне делились свежими впечатлениями: никогда ничего красивее в жизни не видели. На Алтае такие красоты, девственная потрясающая природа, чистейший воздух, вкусная рыба, вода! Там много возможностей для оздоровления, например, уникальные мараловые ванны. Словом, мы, россияне, колоссально недооцениваем наш туристический потенциал. В нашей стране столько удивительных мест, которые любопытно посетить. А сегодняшняя экономическая ситуация дает лишний стимул для того, чтобы открывать для себя свою страну. И это во многом не разочаровывает тех, кто решил это сделать. Понятно, что возникает большой вопрос к инфраструктуре. Пока ее не будет, не будет и качественного скачка в туриндустрии.
- Минэкономразвития в своих программах подразумевает развитие этой инфраструктуры?
- Конечно. У нас есть большая программа в рамках развития особых экономических зон. Выбраны очень красивые и уникальные по своей природе места: Байкал, Иркутская область, Север… Но мало выбрать – важно обеспечить инфраструктурой, в первую очередь, транспортной. Рассчитывать только на внутренний турпоток неправильно, нам нужно привлекать туристов и из других стран, например, из азиатского и тихоокеанского регионов. Кстати, сегодня Байкал очень востребован у китайских туристов. А это платежеспособный турист, который может давать серьезную прибавку экономике субъекта.
- А привлекать каким образом предлагаете?
- В первую очередь, повторюсь, нужно обеспечить транспортную доступность. Вот с этим у нас большая проблема. Она будет сохраняться, пока мы относимся к туризму как к части культуры. С развитием культурной составляющей, мне кажется, все у нас все в порядке. Но при этом есть проблема с подведением экономических стимулов для развития туризма. Туризм – это абсолютно самостоятельная отрасль экономики, которая способна приносить высокий доход.
- На ваш взгляд, есть необходимость создания Министерства туризма?
- Думаю, что нет. Но я уверен, что туризм должен рассматриваться как часть экономики, а не как часть культуры – это однозначно.
- Вы правильно отметили проблему транспортной доступности. Но возникает еще и проблема цены. По многим внутренним направлениям билеты «кусаются». Дешевле за границу слетать, чем по России путешествовать. Как можно решить эту проблему?
- Об этом сейчас задумались все. Самая простая возможность - это субсидирование перевозки из федерального бюджета. Но просто так взять деньги из бюджета в нынешних условиях невозможно. Поэтому здесь, видимо, нужно идти таким путем: развиваем инфраструктуру, увеличиваем оборот и наращиваем налоговые поступления, часть из которых направляем на субсидирование перевозок. То есть все это взаимосвязано.
Если говорить об арктическом туризме, то проблема отсутствия инфраструктуры здесь еще острее. В арктической зоне России потрясающие места, уникальные города. Но вместе с тем для массовых путешествий нет инфраструктуры - ни туристической, ни транспортной. Но, в то же время, это никогда и не появится, если не будет туристического потока! Появится спрос на сервис, тогда и будет развиваться соответствующая инфраструктура. Поэтому нужно параллельно и спрос формировать и инфраструктурой заниматься постоянно.
- Кто конкретно должен заниматься?
- Местные власти при поддержке федерального центра. Это каждодневная работа Ростуризма. На это направлена Федеральная Целевая Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма», которая сегодня осваивается в регионах наполовину, а то и меньше. Причем зачастую складывается абсурдная ситуация: мы и Ростуризм развиваем совершенно разные зоны. Мы формально вроде бы друг с другом активно коммуницируем, а реально решения каждый принимает самостоятельно. Так не должно быть. Логично фокусировать усилия на узловом проекте, на нем отрабатывать определенную схему и эту практику в дальнейшем тиражировать. На мой взгляд, самый правильный подход заключается в соединении экономики с туризмом.
- Хочу узнать, как вы расцениваете такое направлении в туризме как - экотуризм. Экотуризм сегодня – это взаимосвязь интересов туризма, охраны природы и культуры. Каким видите его будущее?
- Так же как вы, я считаю, что это одно из самых перспективных направлений в развитии туризма. Сегодня люди в массе своей уже пресытились таким видом отдыха, который предлагают Турция, Бали. Горожанин, который весь год проводит в бешеном ритме мегаполиса, с удовольствием бы отправился в тихое место, поближе к природе. Он не против был бы и коней пасти, и дрова рубить, и печь топить. Кстати, я сам в детстве очень много времени проводил в деревне в Липецкой области, откуда я родом. И мне очень хорошо знакома сельская жизнь: и коров приходилось доить, и на лошадях катался. Липецкая область, например, интересна и в сфере культурного, и этнотуризма, экотуризма. В городе Задонск находится огромный туристический православный центр. Рядом уникальный монастырь – уменьшенная копия Храма Христа Спасителя, в который приезжают люди со всего света. Еще одно направление – православный, религиозный туризм, который так же пользуется большой популярностью.
В сфере туризма не надо ничего выдумывать и фантазировать. Но пока у всех не появится понимание, что туризм – это отрасль экономики, мы так и будет фрагментарно поддерживать отдельные проекты, не получая комплексного результата. Это же возможность не только привлечения средств из отдельной ФЦП, это возможность привлечения и каких-то других средств, инструментов инвестиционной возможностей, инструментов проектного финансирования. Потому что большинство проектов туристических сами по себе являются окупаемыми. С одной стороны, это деньги возвратные, с другой стороны, они дают огромный мультипликативный эффект, который развивает за собой всю сферу услуг: и самозанятость населения, и социальное предпринимательство, и малый и средний бизнес, и развитие логистики, гостиничного бизнеса. Например, в Австрии туризм дает 12% ВВП, в Чехии – 15%. По большому счету не многим от нас отличающиеся страны. Ну, может, только по количеству замков! А по климату, согласитесь, там – не Сейшельские пляжи. Просто грамотно нужно подходить и выстраивать всю систему.
- В Крыму на заседании президиума Госсовета по туризму было подчеркнуто, что кроме традиционных маршрутов, которые сегодня развивает наша страна, особое внимание требует к себе зона Арктики. Журнал «Отдых в России» готовит специальный выпуск об арктических регионах и ситуации с экологией и туризмом в этих краях. Именно об этой важной теме мы продолжим разговор в ближайших выпусках. Читайте журнал «Отдых в России»!
Елена Гришина, эколог, член редакционного совета журнала «Отдых в России». Ее кредо: в восприятии мира важны открытость души, умение радоваться, познавать красоту. Елена Гришина собирает рассказы о путешествиях по России у различных людей: и министров, и школьных учителей, и студентов, и бизнесменов… Путешествуйте по России с Еленой Гришиной!
Служба информации РТ