USD: 92.0134
EUR: 98.7187

Бум «дельфиньей»

Виктор Лысенко о тайнах подводного царства, целебном климате Евпатории и общении детей с дружелюбными морскими млекопитающими

Текст: Игорь Стомахин
Фото: Игорь Стомахин

Бум «дельфиньей»

— Насколько глубоки наши знания о дельфинах? Правда ли, что среди всех животных эти морские млекопитающие наиболее близки к людям?

— Бум «дельфиньей» темы пришелся на шестидесятые годы прошлого века. Тогда мы думали, что движемся вперед и скоро ответим на все вопросы, победим старость, откроем новые формы жизни, будем все знать о дельфинах. Но и сейчас люди не могут объяснить так называемый «парадокс Грея». Каким образом дельфин с данным ему телом и обтеканием способен двигаться со скоростью пятьдесят километров в час? Ведь при том сопротивлении, которое оказывает вода, он должен обладать в семь раз более мощной мускулатурой! Кровоснабжение, сонарная система, пополушарный сон, когда одно полушарие спит, а второе работает — все сплошные загадки. Дельфины — существа стадные. Порой они перемещаются группами до ста особей, но мы не знаем, что там у них происходит, какова организация, как работает коллективный разум. Но к людям эти животные очень близки. Не зря в прошлом году в Индии приняли закон, по которому дельфинам придается статус «личностей, не относящихся к человеческому роду», которые должны иметь свои особые права.

Директор Международного института дельфинотерапии Виктор Лысенко. Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru
Директор Международного института дельфинотерапии Виктор Лысенко. 

— Как возникает связь между ребенком и дельфином?

— Для взрослого человека встреча с дельфином — это встреча с инопланетянином. Дети воспринимают контакт с морским существом более просто. Форма дельфиньей головы максимально приближена к форме головы ребенка. Дельфин все время «улыбается». Он играет с мальчиком или девочкой, что бы те с ним ни вытворяли. Ребенок относится к дельфину как к своему другу: он меня потерпит, рассмешит, мы сможем пообщаться без слов. Это важно для тех детей, у которых случилась задержка в речевом развитии, и одногодки с ними не общаются. Маленький человек начинает выстраивать дружественную для себя среду. На одном из сеансов дельфин берет в зубы кисть и рисует нашему пациенту яркую картину. Ребенок забирает ее с собой, вешает дома на стену. Мы даем ему диск с седативно-расслабляющей записью голосов китообразных, наложенной на музыкальную фонограмму. Дети начинают собирать фигурки, поделки, фотографии с «морскими артистами». Устраивают подобие алтаря, создают для себя некий культ дельфина. Но это же лучше, чем культ Покемона или Робокопа!

— Может ли ребенок во время сеанса причинить травму дельфину или, наоборот, дельфин — ребенку?

— Неосознанно ребенок может полезть в глаза или поцарапать. Что он, с братом или сестрой не дерется? Но я таких случаев не припомню. Процесс контролируют дельфинотерапевт и тренер, в случае чего говорят: уходим от дыхала, смещаемся к спинному плавнику. Если мы знаем, что этот ребенок уже третий год приезжает к дельфинам и боготворит их, то спокойно пускаем его во фристайл — пусть свободно катается, обнимается, гладит. Животному приятно, когда его гладят, ведь оно себя почесать не может, разве что потрется о песчаное дно. Дельфин — это единственное млекопитающее, которое не проявляет агрессии к человеку. Даже маленький котенок, балуясь, царапает и кусает. А дельфин в силу своего интеллекта осознает, что он крупное и сильное морское существо. Он прекрасно понимает, что может нанести малышу вред, и этого избегает. Самка иногда бывает не в настроении, особенно когда беременна. Но она лишь демонстрирует недовольство — бьет по воде хвостом, проплывает мимо — не хочу, мол, выполнять задание. Самцы работают более стабильно, а самок из-за некоторой капризности мы меньше используем.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru

— В какой степени родители могут влиять на лечебный процесс?

— Родители пытаются заказывать музыку, а сам ребенок подчас и сказать ничего не может. Одни сомневаются в том, что их дитя сможет поплыть с дельфином, другие, напротив, всеми силами гонят малыша в воду. Мы не вещаем на каждом углу, что дельфинотерапия — это панацея от всего, и чем больше ей заниматься — тем лучше. Наоборот, стараемся сдержать поток. Мама ребенка приезжает и требует — нам нужно десять сеансов общения с дельфином. Нет, отвечаю, для первого курса лечения мы не можем дать более восьми сеансов. Или — давайте скорей начнем круги наяривать — носиться с животным по кругу. Я говорю: дорогие, мы же не школа по спортивному плаванию. Не надо бросать ребенка в воду, если он пугается, кричит. Он только с поезда, а его завели к дельфину, и он плачет просто потому, что живет в Алтайском крае и не то что дельфина, а моря никогда не видел. Сами родители, случается, почти ничего о дельфинах не знают. Как-то приехала семья. Идет папа, говорит с кем-то по телефону и вдруг резко останавливается: «ой, погоди, тут, кажется, дельфин умер — перевернулся на спину кверху пузом и всплыл». Ему невдомек, что дельфин — нормальное млекопитающее, которое дышит легкими и может переворачиваться и ложиться брюшком вверх. На самом деле, если ребенок гладит дельфина по животу — это акт высшего доверия.

— В чем преимущество Евпатории перед другими курортами Крыма в плане лечения детей методом дельфинотерапии?

— Евпатория всегда была детским курортом. Соленый морской бриз смешивается у нас с насыщенным травами ветром, дующим со степи. Если в Москве или в Питере вам надо сидеть у тубуса, в котором «наквасили» эвкалипт, рапу, соли Мертвого моря, то здесь во время прогулки вы получаете естественную ингаляцию. «Попиваете» влажный, не пересушенный воздух. Можете закопаться в песок — это тоже полезно. Происходит потоотделение, естественный прогрев суставов и мышц. Здесь — идеальное место для выращивания детей. Простите за сравнение, это как красивые цветы разводить или породистых бычков, например. Воспитание, образование — это дома или в школе. А просто вырастить здорового и крепкого ребенка — тут нужна Евпатория. Дельфинотерапия особенно эффективна, когда с ней сочетаются другие методы лечения, они в этом случае взаимно умножаются. У нас есть все необходимое — море, грязи, ванны, лечебная физкультура. Единственное, мы не хотим, чтобы пациент употреблял во время курса какие-либо медикаменты. Пусть он принимает любые процедуры, но без фармпрепаратов.

— Можно ли сегодня записаться на ваш курс и уже с завтрашнего дня начать заниматься дельфинотерапией?

— Конечно, нет. Сначала надо отправить нам запрос, форму которого можно скачать на сайте Международного института дельфинотерапии. Также стоит прислать выписку из истории болезни ребенка, данные последней электроэнцефалографии, психолого-педагогическую характеристику. Наши специалисты — психиатр, педиатр, невролог — должны изучить документы, чтобы не гонять людей на обследование, а потом сказать: извините, у вас эписиндром или еще какое-то противопоказание, езжайте домой. Получив данные о состоянии здоровья пациента, мы продумываем реабилитационную программу и начинаем работать штучно, с элементами творчества. Предположим, у ребенка детский церебральный паралич. Есть ортопедо-неврологические проблемы — походка, движение и все прочее. Ему пора стоять, но у него сильная спастика. Мы подключаем инструктора ЛФК. Перед началом сеанса дельфинотерапии назначаем иодобромные ванны, которые расслабляют, снимают высокий тонус мышц. Потом сажаем на дельфина, учим обхватывать, разводить бедра. Одно дело — посадить на спортивный снаряд, другое — на живого дельфина, которого можно похлопать, пощупать, помять.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru

— Где проводятся сеансы дельфинотерапии и чем могут заняться родители в то время, когда с детьми работает инструктор?

— Лечебное научно-исследовательское подразделение дельфинотерапии создано на базе Евпаторийского дельфинария. Мы проводим занятия в защищенной от штормов бухте Донузлав, в натуральной морской воде, где можно увидеть крабов, медуз и других обитателей подводного царства. Это единственный в Крыму центр дельфинотерапии, расположенный в естественной бухте. Примерно с середины мая до середины сентября сеансы проводятся на воздухе. В остальное время года — в накрытом куполом бассейне, куда поступает вода из моря. Дельфинов мы переводим простым способом — переносим на носилках, накрыв мокрой тканью. Во время двухнедельного курса родители с детьми живут в Евпатории. По утрам на комфортабельном микроавтобусе мы доставляем их на базу и отвозим обратно после сеанса. Время в пути — примерно полчаса. Часто ребенок занимается вместе с мамой — это элемент семейной терапии. Для отдыха на территории есть благоустроенный пляж с шезлонгами, «живой уголок», кафе. Растут цветы, летают бабочки, птицы поют. Можно расположиться в домике, если ребенок хочет подремать. У нас в бухте выращиваются мидии. Каждое утро водолаз садится в лодочку, подплывает туда, ныряет, собирает. Свежие мидии чистят и готовят для наших пациентов.

— Можно ли одним главным словом определить методику, которая разработана в Евпатории, в Международном институте дельфинотерапии?

— Наукоемкость. В своих исследованиях мы используем кардиограф, полиграф, энцефалограф. Сейчас работаем с нейроконтроллером — надеваем на голову ободок, подключаем датчик активности и видим на мониторе, как работает мозг, насколько синхронны полушария, какие задействованы частоты. Есть частоты медленного сна, грубо говоря, когда мы тупим, есть ритм операционного покоя. Вы спокойны и невозмутимы, но мозг работает, альфа-ритм пульсирует. Происходят биофизические изменения, связанные с биохимией. Каждый из нас — маленький химзавод. Мы способны рассчитать сложную формулу, поскольку у нас вырабатывается гамма-аминомасляная кислота, мы прыгаем с парашютом, потому что у нас адреналин выделяется. Есть химия любви, есть химия страха. Вот мы и смотрим, каков гормональный профиль ребенка до сеанса и после. Изменения есть, они объективны, их можно контролировать. Альфа-ритм функционирования мозга — показатель его активности, качества работы. В ходе сеанса дельфинотерапии мы буквально охотимся за позитивной динамикой, стараемся выработать ее, навязать мозгу.

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru

— Какие действия дельфина, помимо телесного контакта, помогают вылечить больного?

— Мы — часть природы, и дельфины — часть природы. Эти акустические животные постоянно лоцируют, посылают живые, не электромагнитные сигналы. Нас, людей, они принимают за каких-то недоделанных дельфинов, которые не умеют глубоко нырять и выскакивать из воды, а потому нуждаются в постоянной опеке. В отличие от прибора, который включается резко и сразу, дельфин издает протяжный широкополосный звуковой сигнал и дает нам чудеснейшую возможность оказаться в поле акустического массажа. Мы проходим через все частоты и испытываем позитивно-резонансную стимуляцию. Во время сеанса, проделывая одно из упражнений, дельфин удерживает в вертикальном положении четверть тонны своего веса. Для этого он должен интенсивно работать хвостовым плавником, сильно загребать воду. Вот вам и гидромассаж в несколько атмосфер — очень полезная штука. После общения с дельфином у проблемного ребенка наступает адреналино-гормональная буря. Шок с выбросом эндорфина, который он только что пережил, сменяется позитивным эффектом.

— Как вы готовите дельфинов для общения с детьми?

— У нас работают черноморские афалины — самые интеллектуальные и интеллигентные китообразные. Особенность наших дельфинов в том, что они никогда не выступали в шоу. Там — другие скорости, другая плавность. Во время представления в дельфинарии животные показывают динамику и атлетику, а у нас им приходится делать то, что им не очень нравится — повторы. А они любят разнообразие. В советское время дельфины занимались поиском диверсантов в Севастопольской бухте. Обнаружив аквалангиста при помощи своего сонара, дельфин нажимал на определенную педаль и подавал сигнал тревоги. Затем мчался к нарушителю, срывал с него ласты и маску. Мы консультировались с тренерами, которые готовили боевых животных. Они заметили, что дельфины не воспринимают свое занятие как работу. Резвясь и развлекаясь в воде, животные остаются самими собой. Дельфин может выхватить у тренера полотенце и притопить его в бассейне — а ну-ка, отними! Уходя на дно, разгулявшиеся млекопитающие играют в прятки или начинают бросаются друг в друга медузами. Способность веселиться, играть и шутить — самая характерная черта дельфинов. Недаром подводный исследователь Жак Кусто называл их «юмористами морей».

Фото: Игорь Стомахин/Strana.ru. Strana.Ru

Источник: strana.ru

Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0