USD: 92.2628
EUR: 99.7057

«Проще заклеймить туризм, чем признать системные проблемы»

Виктор Данн об уменьшении числа региональных туроператоров в Сибири

Текст: Анна Вальцева
Фото: ratanews.ru

«Проще заклеймить туризм, чем признать системные проблемы»

 

За последние годы число региональных операторов по выездному туризму в Сибири значительно уменьшилось, в некоторых случаях – до нуля, поскольку рынок заняли крупные федеральные игроки. Но, несмотря на разные весовые категории, для российских законодателей все вновь оказались равны – на сей раз при формировании Турпомощи. Генеральный директор новосибирской туристической компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн (фото) рассказал RATA-news об особенностях работы регионального оператора в современных – постоянно меняющихся – условиях.
 
– Как бы вы оценили сегодняшнее состояние рынка региональных туроператоров по выездному туризму в сибирском регионе?
 
– Как один из участников процесса выскажу, возможно, субъективное мнение. Что касается массовых направлений, то с приходом федералов получился серьезный прорыв в объеме перевозок, ассортименте направлений и т.д. Не говорю, что это хорошо для региональных операторов, – они, конечно, свои позиции потеряли. Но для рынка это объективный процесс и, без всякого сомнения, в целом позитивный, в том числе и для туристов: смею надеяться, что они со временем получат еще больше качественных турпродуктов.
 
Несмотря на это, региональные операторы продолжают развиваться, потому что есть нишевые направления, которые крупным компаниям не интересны. Федералы работают на массовых направлениях – а их, по большому счету, можно пересчитать по пальцам. И там они борются не с нами, а друг с другом.
 
– То есть, вместе с объективными потерями пришли и новые возможности?
 
– Лучше так: новые условия заставили региональных операторов искать эти возможности. Уровень их креатива, несомненно, вырос. Для рынка, опять же, и это хорошо, потому что раньше какие-то направления вообще никто не развивал.
 
Региональные турфирмы идут по пути индивидуального подхода к клиентам. Многим людям надоел масс-маркет, они хотят чего-то личностного, ориентированного конкретно на них. Индивидуальные туры можно делать, прежде всего, на базе регулярных рейсов, не привязанных ни к датам, ни к маршрутам чартерных программ. Развитие маршрутной сети регулярных рейсов, увеличение их количества также способствует развитию рынка туруслуг, расширению географии отдыха. Мы, например, в 2012 году начали развивать операторские программы из Новосибирска в Португалию, Венгрию, Францию. Представители нашей агентской сети сейчас находятся в рекламном туре по Португалии, чтобы потом квалифицированно предлагать продукт туристам. Кроме того, мы занимаемся внутренним туризмом, приемом в Сибири, что федералам также не интересно.
 
– Пугает ли вас перспектива массового оттока клиентов из турфирм в самостоятельные путешественники?
 
– Нет, потому что я не уверен, что когда-либо абсолютно все путешествующие люди захотят сами заниматься организацией своих поездок. Выбор в пользу турфирмы делается из соображений экономии времени, а также для собственного спокойствия, поскольку чаще всего люди хотят знать не только то, куда они летят, а также и то, какая компания отправляет их и кто примет в другой стране. Многим комфортнее, когда организацию поездки берут на себя профессионалы. Кроме того, ответственность операторов сегодня застрахована на десятки миллионов рублей.
 
Да, процесс ухода клиентов в интернет присутствует, но одновременно растет и общее число людей, желающих путешествовать. Сегодня в России на отдых за границу выезжают не более 10% населения, а в той же Германии эта цифра выше 60%. Российскому рынку еще развиваться и развиваться – наверное, не один десяток лет. Так что мы можем совершенно спокойно продолжать работать. Клиенты есть, и их становится больше – люди хотят отдыхать, причем по два, а то и по три-четыре раза в год. А мы развиваем онлайн-продажи, используем многоканальную линию связи, ввели корпоративные мобильные телефоны для продавцов, активно используем возможности скайпа. Туристы должны быть уверены: что мы всегда на связи и доступны из любого уголка планеты.
 
– В конце прошлого летнего сезона многие ваши сибирские коллеги отмечали, что на рынке выездного туризма найден зыбкий баланс между спросом и предложением. Вы согласны с этим?
 
– Действительно, федеральные операторы, по-видимому, стали больше заниматься аналитикой и лучше соизмерять свои возможности. На рынке появляются новые направления, растут объемы перевозки, но это происходит как-то более или менее упорядоченно. Иногда, правда, звучат громкие заявления, но потом здравый смысл все равно ставит все на место. Надо понимать, что на неоправданных ожиданиях теряются деньги, которые рано или поздно могут закончиться.
 
– Остается ли для Сибири актуальной проблема агентского демпинга и бесконтрольного роста рынка?
 
– Думаю, эти темы актуальны для бизнеса любого региона. Это анархия и беспредел, когда «сапожных дел мастер» ставит в свою каморку компьютер и начинает продавать туры. Доходит до того, что просто компании друзей заключают агентские договоры, чтобы организовать поездки только для себя. И ведь количество в данном случае не переходит в качество.
 
Эти проблемы говорят о несовершенстве законодательной базы. Агентства, которые дают чрезмерные скидки, противоправных действий не осуществляют – так как законодатель дал им такую возможность. Но такой «бизнес», как правило, заканчивается очередным скандалом и никак не способствует формированию доверительных отношений между агентами и их клиентами. Гонясь за сиюминутной выгодой, туристы не до конца понимают, что полученной 10-процентной скидкой сами закладывают «мину замедленного действия» под свою будущую поездку. Всем известно: пирамиды рано или поздно рушатся.
 
На заседаниях Новосибирской ассоциации туристских организаций мы не раз обсуждали, как с этим бороться. Профессиональное сообщество должно само вырабатывать противоядие от этой напасти, но и государство, без всякого сомнения, также должно участвовать в решении проблемы. Нужен комплексный подход, кропотливая работа в интересах всех участников процесса, в том числе и клиентов. Диалог идет, но пока без успеха.
 
– Достаточно ли, по-вашему, региональное профессиональное сообщество интегрировано в обсуждение важных отраслевых вопросов?
 
– Законодатели на федеральном уровне делают очень большую ошибку, думая, что Россия заканчивается московской кольцевой. Если они действительно ратуют за развитие регионов, то им необходимо внимательнее прислушиваться и к региональной власти, и к профессионалам, работающих на региональных рынках. Но у нас иногда возникает не очень приятное чувство, что власть и мы – как будто два параллельных мира. Об этом не принято говорит вслух, но это именно так.
 
Я уже не говорю о том, что самой отрасли уделяется очень мало внимания: то мы при спорте, то при культуре... Туризм – это серьезная индустрия услуг, в которых нуждаются и граждане страны, и предприятия, а к ней относятся по остаточному принципу, в том числе и на уровне законотворчества. Случилось что-то – все подпрыгнули, наспех изобрели закон. Случилось опять – еще раз изобрели. И так до следующей проблемы.
 
В свое время я был депутатом областного совета и знаю, насколько серьезен труд законотворчества. И когда депутаты пытаются что-то изобретать в той или иной сфере, не используя опыт и знания профессионального сообщества, как правило, выходит «тришкин кафтан». Реалии современного законотворчества в сфере туризма таковы: принимаем быстро, в надежде, что как-нибудь, когда-нибудь и что-нибудь получится. Каждый раз, когда возникает очередная проблема, я поражаюсь, с каким наслаждением начинают всенародно клеймить «туризм», пытаясь доказать частный характер проблемы и не видя (или не желая видеть) проблему системную. А поскольку отраслевого министерства нет, существуют также проблемы управленческого и организационного характера. Как это изменить? Признать, что туризм – это серьезная отрасль экономики, которой нужно серьезно заниматься. Время для этого давно пришло.
 
– Что региональные компании думают о Турпомощи – спасет ли кого-то это объединение?
 
– Это нововведение как раз из серии «что-то случилось – мы подпрыгнули», скороспелый «тришкин кафтан»: кому-то понравилась идея держать под рукой такой фонд, и решение быстренько приняли. Этот шаг говорит скорее о беспомощности в решении проблемы. И тут мы снова возвращаемся к тому, что нужен диалог, а его нет.
 
В свое время в Москве я выступал с критикой этого проекта и голосовал против. Я и сейчас считаю, что это ненормально, когда коммерческие структуры скидываются, а этими деньгами, по сути, управляет государство. Мы говорим о рыночной экономике, но в то же время административным путем заставляем компании вносить деньги в какой-то фонд, уравнивая перед ним абсолютно разные по объему компании. Я бы понял, если бы бизнес сам договорился и скинулся… Ведь мы знаем, как у нас в стране государство управляет деньгами, особенно чужими – мечтать об эффективности новой меры, извините, не приходится.
 
 Мы совершили очередную ошибку. В отношении региональных операторов механизм несправедлив, и эта мера – сдерживающий фактор для их развития. Подобным образом когда-то всех уровняли в области страхования туристов. Я и раньше, и сейчас придерживаюсь идеи персонального страхования каждого тура.
 
– Ваша компания работает и в секторе внутреннего туризма. Каким вы видите путь развития сибирских туристических направлений?
 
– Конечно, проще продавать Турцию, Таиланд и даже те нишевые направления, о которых мы уже говорили. И технологии отработаны, и преференций гораздо больше. Внутри России, к сожалению, пока все стоит дорого. Мы сравнивали – в Турцию съездить дешевле, чем на Алтай. Но и местных бизнесменов понять можно: сезон длится два-три месяца, и за это время объекты должны заработать на весь год. Поэтому необходимо говорить о комплексном развитии территорий, создавать турпродукты и маршруты на все сезоны года, а главное – условия для бизнеса. Необходимо заниматься продвижением, созданием спроса – а это одному бизнесу не под силу – и только тогда появится перспектива удешевления продукта.
 
У нас в компании есть отдел, который занимается внутренним туризмом, в его структуру входит Новосибирский экскурсионный центр, есть собственная транспортная компания – более 10 автобусов туркласса, которые работают на таких направлениях, как Алтай и Шерегеш и т.п. Кроме того, четыре года назад мы инициировали создание проекта SIBERIA и, начиная с 2012 года, при поддержке межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и наших коллег в регионах, представляем на международных выставках азиатскую часть России под единым брендом. Наша задача: объединить под ним региональные властные структуры (их административные, организационные и финансовые возможности) и бизнес. В прошлом году под брендом SIBERIA мы приняли участие в двух выставках – в Берлине и в Сингапуре. До начала 2014 года планируем выставляться еще на семи – в Германии, Китае, Англии, Сингапуре и Японии. В Берлине наш стенд этой весной увеличится в два раза – до 55 кв. метров, а число участников – до 16. Это представители Красноярского края, Бурятии, Хакасии, Алтая, Омской, Тюменской и Иркутской областей и даже Камчатки. Власть рекламирует территории, бизнес – турпродукты. И это один из тех механизмов, которые помогут продвинуть Сибирь.
 
– Что вы хотите рассказать о Сибири путешествующему миру? И кому она сегодня наиболее интересна?
 
– Совершенно точно Сибирь интересна для европейцев, китайцев, японцев и стран Юго-Восточной Азии. Это территория с достаточно развитой инфраструктурой в городах, это место, где живут, и неплохо, десятки миллионов человек. У нас зимой комфортнее, чем летом в Эмиратах или в период дождей в Юго-Восточной Азии. Сибирь интересна своими ландшафтами, здесь есть все – равнины, горы, реки, леса, озера. Сибирь интересна и как хранилище самобытных культур. И даже снегом, который лежит 6-7 месяцев в году. У нас уникальная транспортная составляющая – Транссиб, путешествуя по которому можно прожить целую жизнь, обогнув практически половину земного шара. Есть уникальные территории – Байкал, Алтай, есть международные маршруты, например, «Чайный путь».
 
Пока азиатскую часть России, к сожалению, знают очень слабо – мы остаемся огромным белым пятном на карте, затворниками по собственному желанию. Мы не понимаем, что прием в регионах – это огромный потенциальный инвестиционный капитал, задел на будущее для создания совместных предприятий не только в сфере туризма, но и в других отраслях. Посмотрите: страны с огромными турпотоками продолжают вкладываться в развитие и продвижение. Мы же пока очень мало занимаемся созданием спроса и формированием имиджа.
 
– Но есть те, кто прилично вкладывается в продвижение – Алтайский край, например.
 
– Алтайскому краю повезло, они попали в федеральную программу, им выделяются деньги. Но эффективны ли их действия? Тот стенд, который они ставят в Берлине, можно было бы с лучшей отдачей, в том числе и для самого Алтая, использовать для всех регионов Сибири. К тому же Алтайский край, рекламируя себя, в упор не видит Республику Алтай, что на самом деле парадокс: там одна Катунь, один Чуйский тракт, а если говорить о развитии туризма, то Республика Алтай даже перспективнее. К тому же, сам турбизнес не делит эти регионы, для нас есть одно туристическое направление – Алтай.
 
Что касается транспортной доступности всех сибирских регионов, то кто бы чего ни придумывал, географически определилось, что Новосибирск наиболее перспективен для развития международных маршрутов. Аэропорт, подобный «Толмачево», не появится ни в Томске, ни в Барнауле. Развивать межрегиональное сообщение в этой ситуации для макрорегиона, на мой взгляд, перспективнее, чем устраивать конкуренцию между аэропортами, потому что реальная конкуренция только там, где реальные объемы.
 
В общем, если бы все мы действовали вместе, под крышей одного бренда, то эффективность участия в выставках была на порядок выше, по крайней мере, в ближнем и дальнем зарубежье.
 
Источник: RATA-news
Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0