Спасти Лосиный остров
Жители Москвы возобновили свою борьбу за защиту Национального парка Лосиный Остров - от «благоустройства»

Многие москвичи давно обратили внимание, что в названии московского ДПИООСа природопользование числится первым, а защита окружающей среды идет за ним, и зачастую кажется, что департамент так свои приоритеты и расставляет - природой чаще пользуются (в не самых бескорыстных целях), чем защищают её. Очередной тому пример - «благоустройство» любимого москвичами национального парка «Лосиный Остров», растянувшегося на сотни гектаров на северо-востоке Москвы и Московской области. Вообще, многие действующие сегодня проекты по благоустройству и реконструкции особо охраняемых природных территорий и других зеленых зон Москвы были разработаны и приняты в 2012 году, тогда и началась волна народных протестов во всех округах Москвы. С тех пор слово «благоустройство» относительно зеленых зон у москвичей ассоциируется лишь с разрушением, так как проекты в большинстве случаев подразумевало под собой излишнее «окультуривание» территории, а также попытки вместе с бордюрами и дорожками (иногда, зачем-то, асфальтовыми) привнести в приближенную к лесу территорию незаконные, но прибыльные объекты коммерческой деятельности. Эта участь не обошла и национальный парк Лосиный Остров, несмотря на то, что он находится в федеральном, а не московском ведении, - городской Департамент Природопользования выступил государственным заказчиком проекта благоустройства.
Протест жителей соседних с парком районов и частых посетителей парка продолжается уже давно. Напряжение вновь возросло на этой неделе, когда местная жительница Екатерина, гуляя с ребенком вдоль Яузы и соседних с ней прудов (Богатырский пруд и другие), увидела строительную технику, разрытые берега Яузы и порубленные деревья, а от рабочих узнала, что планируется также осушение серии прудов и болот и другие работы. Первым делом Екатерина разместила информацию с фотографиями в группах «Друзья Лосиного Острова» в социальных сетях, где получила массовый отклик от других Друзей. На фотографиях был виден уже нанесенный экосистеме заповедника урон, и друзья парка решили попробовать немедленно остановить работы. Буквально за день активисты подготовили массированную кампанию - назначили дату народного схода с общественной инспекцией, распечатали и расклеили по соседним районам информационные листовки, обсудили, что они будут требовать во время инспекции, куда направлять обращения, пригласили местных депутатов и общественников.
Подробнее о событиях протеста за сохранение Яузы и Лосиного острова «Ридусу» рассказала активистка Пелагея:
Поскольку на сход решил приехать также председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, мероприятие было решено провести в будний день, в рабочее время, что несомненно повлияло на количество собравшихся. Однако, даже 20 человек - это уже народный сход, а встреча в рабочее время имела и плюс - к активистам вышли представители компании-подрядчика, ведущего работы. Они сказали, что увидели листовки о народном сходе, и пришли прояснить ситуацию, попытаться найти компромисс. При этом, практически сразу общественная инспекция попросила показать документы - разрешение на строительство, заключение Государственной экологической инспекции РосПриродНадзора (которая обязательно должна проводиться для таких масштабных проектов), - но никаких документов у строителей с собой не оказалось, а в наличии некоторых документов для данного объекта в принципе они не были уверены, как и в том, что же происходит в парке - реконструкция или строительство. Кстати, в течение прогулки активистов рабочей деятельности на территории замечено не было.
У входа в парк со стороны улицы Краснобогатырская уже отчетливо видны следы «благоустройства» - рулонные газоны, плитка, среди газонов натыканы куцые палочки свежепосаженных деревьев, часть из которых признаков жизни не подавала. И главная достопримечательность - три брусчатых коттеджика на небольшом холме. Стоит напомнить, что капитальное строительство на ООПТ строго регламентируется и требует серьезных согласований, поэтому, по традиции, данные коттеджики стоят на сваях, намекая на свою некапитальность, что, в принципе, может быть опровергнуто. Представители подрядчика пожимали плечами: «Это не наша территория. Мы там, дальше работаем».
Далее группа вышла к Богатырскому пруду, который сейчас выглядит довольно удручающе. С берегов удалены почти все деревья, и вся остальная растительность, они засыпаны щебнем. Еще больше взволновал жителей, чем «пейзажи, напоминающие гольф-клуб», тот факт, что почему-то во время работ щебнем был засыпан близлежащий родник, точнее вытекающий из него ключ, который тек в сторону пруда. В данный момент среди щебня видны лужи от пробивающейся воды, а рядом, тоже в щебне, - большая лужа с желтоватой водой. Рядом - круговая дорожка, выложенная плиткой, в центре круга, видимо, скоро будет разбита клумба. Такие вещи неприемлемы на охраняемых природных территориях, напоминают общественники, демонстрируя распечатку федерального закона №33 «Об особо охраняемых природных территориях»: «На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира».
После долгих споров группа двинулась дальше, к самой реке Яузе. Параллельно обсуждали большую часть проекта благоустройства, именуемую «экологическая реабилитация» прудов, что является на деле, как рассказали строители, объединением всех водоемов и проведение по ним лодочного маршрута. Друзья парка сразу отметили сходство проводимых работ по засыпанию берегов щебнем с благоустройством Яузы, проведенным в районах Северное и Южное Медведково в прошедшие несколько лет, однако сообщили о двух моментах: во-первых, окультуренная Яуза в Медведково течет практически среди жилых домов, а не на ООПТ, во-вторых, уже замечено, что гравийные берега начали гнить, река их сама не очищает. Такая «реконструкция» подразумевает под собой полное очищение берегов реки от растительности и грунта, а потом размещение нового грунта и высадка новой растительности.
Далее группа двигалась вдоль Яузы, пейзажи которой уже не очень напоминают природную территорию средней полосы России, мимо болотистых прудов, в которых громко квакали лягушки и плавали утки.
Общественники поспешили напомнить строителям, что в весенне-летний период вообще какие-либо работы на ООПТ невозможны, так как брачный период и выведение потомства у птиц и других животных. Член рабочей группы по сохранению и развитию ООПТ в ВАО Наталья Черевко рассказала «Ридусу» о том, почему нельзя проводить работы на природных территориях летом, и почему они проводятся все равно:
В конце прогулки представитель подрядчика принес гостям парка документ - ордер на ведение работ из административно-технической инспекции. О государственной экологической экспертизе относительно данного проекта так ничего и не стало известно. Сергей Митрохин, все время прогулки пытавшийся добиться приезда представителей заказчиков - Департамента Природопользования или ГКУ «Дирекция по реализации проектов в области экологии и лесоводства», сообщил о том, что ему наконец удалось дозвониться до приемной главы департамента Антона Кульбачевского. Руководство департамента предложило провести еще одну встречу в понедельник, и на этот раз они обещали приехать, чтобы прояснить ситуацию и пообщаться с жителями.
Напоследок местный художник Михаил Усов рассказал «Ридусу», каких животных и птиц можно наблюдать на прудах, чем опасен для Лосиного Острова строящийся лодочный маршрут, и почему он, возможно, больше не будет рисовать эти пруды:
Источник: ridus.ru

Чиновники предложили российским инвесторам взять гору Клементьева "в качестве соцнагрузки", при условии, что инвесторам предоставят другие площадки для развития малой авиации

Симферополь планируют обеспечить дополнительными ресурсами пресной воды через новые водовод