USD: 63.9121
EUR: 70.4759

Подмосковье перейдет на зеленый тариф

В регионе будут извлекать энергию из мусора в промышленных масштабах

Текст: Дмитрий Боровиков
Подмосковье перейдет на зеленый тариф

На прошедшем 18–20 июня Петербургском международном экономическом форуме Московская область заключила целый ряд важных соглашений о сотрудничестве. Особого внимания заслуживает новость о партнерстве региона с ГК «Ростех» и швейцарско-японской технологической компанией Hitachi Zosen Inova по созданию современной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Меморандум, подписанный губернатором Московской области Андреем Воробьевым, генеральным директором Госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым и генеральным директором Hitachi Zosen Inova Францем-Йозефом Менгеде, отражает намерение сторон совместно разработать концепцию нулевого захоронения отходов в Московской области. Концепция будет охватывать полный цикл обращения с ТКО – сортировку, термическую переработку и вторичное использование образовавшихся полезных фракций в дорожном строительстве.

В рамках соглашения планируется организовать строительство заводов энергетической утилизации отходов: они будут осуществлять термическую переработку мусора в тепловую и электрическую энергию. Суммарные инвестиции в проект оцениваются сторонами на уровне 400 млрд руб. Корпорация Hitachi Zosen Inova, имеющая опыт реализации более 500 проектов энергоутилизации отходов по всему миру, выступит в этом партнерстве поставщиком технологий под ключ, а также совместно с дочерней структурой «Ростеха» – «РТ-Инвест» – примет участие в инжиниринговых работах.

Андрей Воробьев в интервью каналу «Россия 24» пояснил, что в регионе планируется строительство 15 заводов по энергетической утилизации ТКО, мощности которых будут покрывать весь мусор, образуемый в Москве и области, а это около 10 млн т в год. По планам губернатора проекты выйдут на стадию реализации в 2017 году, что, по нашим оценкам, означает ввод первых мощностей уже в 2019–2020 годах.

В «Ростехе» оценивают, что после выхода всех заводов на полную мощность их суммарная выручка может достигнуть 104 млрд руб. в год. При этом налоговые поступления от проекта могут составить 23 млрд руб. Благодаря реализации данного проекта планируется создать 2500 новых рабочих мест.

Партнеры рассчитывают на высокую степень локализации используемых в проектах технологий – от 40 до 60% от общей суммы капитальных затрат. В дальнейшем все приобретенные компетенции и технологии позволят локализовать строительство заводов энергетической утилизации в России до 100%.

Зеленый тариф – необходимый фактор успеха

«Ростех» отмечает, что проект не предполагает бюджетных выплат или субсидий. Ключевым условием реализации намеченного плана в этих условиях становится получение зеленого тарифа на электроэнергию, вырабатываемую объектами. Зеленый тариф – это специальная надбавка к цене за энергию, которая вырабатывается при помощи возобновляемых источников энергии, к ним относятся и бытовые отходы (см. «НГ» от 20.05.15). Перед партнерами сейчас стоит непростая задача по продвижению своей инициативы через энергетическое сообщество – потребители противятся любым планам по росту тарифной нагрузки, а традиционные генераторы с опасением смотрят на возобновляемые источники энергии как на потенциальную угрозу их доходам. Однако инициатива имеет высокие шансы на успех – говорят, она уже концептуально одобрена правительством РФ.

Шансов на альтернативные источники окупаемости у проекта не предвидится – на недавнем совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева по вопросу неналоговых платежей бизнеса было принято решение о моратории до 2019 года на экологический сбор с производителей и импортеров товаров, от использования которых остаются отходы (тара, упаковка). Напомним, что экологический сбор должен был появиться уже в 2015 году, эта норма попала в декабре 2014 года в обновленный Закон «Об отходах производства и потребления». Собранные средства должны были быть направлены на финансирование проектов глубокой утилизации ТКО.

В отсутствие экологического сбора индустрия обращения с отходами имеет шансы на развитие только с ростом тарифов на утилизацию до экономически обоснованного уровня. Действующих тарифов для инвестиций катастрофически не хватает. Например, сейчас тарифы на полигонное захоронение ТКО в России не превышают 500–700 руб. за тонну, в то время как для создания новых полигонов требуется уровень не ниже 1200 руб. Когда же речь идет о создании современных перерабатывающих мощностей, уровень необходимого роста тарифа и вовсе становится многократным.

Простая арифметика на основе озвученных «Ростехом» цифр по проекту может напугать. Если поделить годовую выручку обсуждаемых заводов на население Москвы и области (104 млрд руб. на 20 млн человек), получим нагрузку на каждого жителя около 5000 руб. в год. Однако по факту дополнительная нагрузка может оказаться существенно меньше – это вопрос эффективного перераспределения текущих платежей граждан – за счет перевода денежных потоков, идущих сейчас на платежи полигонам, за счет замещения действующих электрических и тепловых мощностей. Механизм зеленого тарифа также позволит отнести часть затрат на промышленных потребителей, минимизируя нагрузку на население.

Комплексный подход

Заявленные партнерами цифры по проекту можно считать скорее предельными параметрами реформы. Как уже отмечалось, 400 млрд руб. инвестиций – это объем средств, достаточный для того, чтобы подвергнуть энергетической утилизации весь объем отходов, образующихся в Москве и области.

Опыт европейских стран показывает, что энергетической утилизации подвергается не более 57% отходов (лидер – Норвегия). В большинстве западноевропейских государств этот показатель колеблется от 35 до 50% (в частности, в Швейцарии, откуда родом Hitachi Zosen Inova). Мусор, не подвергаемый энергетической утилизации, в первую очередь используется вторично (рециклинг отходов), также некоторая часть компостируется.

Соблюдение правильного баланса между энергоутилизацией и рециклингом – хороший способ снизить общие затраты на создание системы обращения с отходами, так как мощности по выделению вторсырья являются менее капиталоемкими.

Степень рециклинга определяется также целесообразностью – не весь мусор может быть использован вторично, не для всех видов отходов это возможно и обоснованно.

У правительства Московской области до полноценного разворачивания реформы отрасли есть еще год-полтора, и это время должно быть использовано для системных расчетов и анализа – сколько отходов будет подвержено термической обработке, сколько будет направлено во вторичный оборот. У этой комплексной концепции есть два безусловных индикатора – минимизация мусора, складируемого на свалках, и минимально возможная тарифная нагрузка на потребителей.

Импульс для развития других отраслей

Проект создания объектов энергетической утилизации отходов может стать эталоном государственно-частного партнерства. Государство как участник проекта будет гарантировать инвестору стабильную загрузку объектов топливом – то есть отходами, обеспечивать прозрачное и прогнозируемое тарифное регулирование, помогать с подбором и подготовкой площадки. Частный инвестор, в свою очередь, вкладывает в проект свои средства, обеспечивает надежную и бесперебойную эксплуатацию.

При создании прозрачной системы тарифного регулирования для комплексов глубокой утилизации ТКО такие проекты могут рассчитывать на интерес и со стороны негосударственных пенсионных фондов.

Специфика большинства инфраструктурных проектов – в достаточно длинных сроках окупаемости (не менее 10 лет), что идеально соотносится с политикой инвестирования компаний, управляющих пенсионными накоплениями. Представители негосударственных пенсионных фондов давно заявляют об интересе к инвестированию в длинные проекты с гарантированной доходностью, но сетуют на их дефицит на рынке.

Бенефициаром инициативы станут машиностроительный комплекс России, а также подрядные организации.

Наиболее крупными составляющими затрат при создании объектов энергетической утилизации отходов является котельное оборудование, элементы системы подачи отходов (так называемая решетка), системы глубокой очистки дымовых газов, генерирующее оборудование (турбины), а также расходы непосредственно на строительство и проектирование заводов.

Уже сейчас турбины и строительные работы могут выполняться силами российских предприятий. Есть ряд предприятий, на которых можно разместить производство котельного оборудования и систем очистки дымовых газов (по лицензиям и чертежам зарубежных образцов).

В случае создания привлекательных экономических условий для реализации крупного пула проектов энергетической утилизации в России свою экспертизу смогут предложить не только Hitachi Zosen Inova, но и другие мировые лидеры отрасли, такие как CNIM, Keppel Seghers, Covanta Holding, Strabag SE. Подобная конкуренция будет только на руку российским заказчикам – будет возможность выбрать передовые технические решения за наименьшую стоимость.

Первоочередной задачей команды губернатора Воробьева на ближайшие месяцы станет разработка оптимальной концепции обращения с отходами в регионе. В этой концепции должен быть найден баланс между энергоутилизацией, рециклингом и тарифами. Параллельно с этой работой продолжится процесс создания благоприятной нормативной среды для инвесторов, структурирования государственно-частного партнерства в сфере обращения с отходами. Особого внимания заслуживает и увязка проекта с зеленым тарифом.

Источник: ng.ru

Также в рубрике

По новым правилам их почти некому наказывать

 0

Лесничество Татранского национального парка в Польше предлагает туристам совместить отдых с уборкой мусора

 0