USD: 92.2628
EUR: 99.7057

Путешествие по России может стать дорогим

Введение туристического сбора грозит негативно отразится на внутреннем туризме

Текст: Сергей Путилов
Фото: ОЛЬГА ШВЕЙЦЕР

Путешествие по России может стать дорогим

Власти продолжают обсуждать недавнее предложение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о введении туристического сбора в исторических городах России. В частности, эту идею уже поддержал глава Минфина РФ Антон Силуанов. По словам г-жи Матвиенко, размер сбора может составить 100–150 рублей с любого туриста, приезжающего в город, которому будет присвоен статус «исторически ценного». При этом список городов, за посещение которых будет взиматься «оброк», вырастет с нынешних четырех десятков до нескольких сотен. Введение сбора, который пойдет на реконструкцию культурных и исторических памятников, по мнению экспертов, едва ли будет способствовать развитию внутреннего туризма, и без того переживающего не лучшие времена. Высокие цены на транспорт, слабая гостиничная инфраструктура, плохое обслуживание, элементарная неподготовленность персонала побуждают россиян в сезон отпусков отправляться в дальнее зарубежье. Переломить эту тенденцию планируется в рамках федеральной программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ». Однако внедряемая практика обирания туристов, по мнению специалистов, противоречит самой логике «одомашнивания» любителей путешествий.

Напомним, на форуме «Историко-культурное наследие России» во Владимире глава Совфеда Валентина Матвиенко предложила ввести специальный туристический сбор для тех, кто посещает исторические города России. Причем не важно, россияне это или иностранцы. По мнению политика, деньги, полученные от туристов, должны пойти на реставрацию и поддержание исторических памятников. Позже эту идею поддержал и министр финансов Антон Силуанов. Чтобы не отпугнуть туристов, тариф предлагают установить, по мнению чиновников, небольшой – 100–150 рублей. Средства этого туристического сбора планируется направить не только на развитие культурных и исторических достопримечательностей, но и на увеличение доходной части местных бюджетов, испытывающих серьезные проблемы в связи с повышенными социальными обязательствами, обозначенными в президентских «майских» указах. Ожидается, что новый сбор позволит приносить российским регионам более 30 млрд. рублей в год. Приличная, казалось бы, сумма вместе с тем может стать труднодосягаемой, если поток внутреннего туризма упадет. А в том, что это неминуемо произойдет, сомневаться не приходится.

«Ведение дополнительного оброка не привлечет людей к внутреннему туризму. Если бы страна «пухла» от туристов, как, например, город Венеция или другие всемирно известные и привычные исторические центры, то эта мера еще могла бы считаться оправданной. Однако внутренние турпотоки по России и без того невелики. Путешествующим по стране приходится сталкиваться с немалыми трудностями, – сказал «НИ» первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. – Слабая логистика: чтобы добраться из одного сибирского города в другой, нередко приходится лететь через Москву. Дорогие авиабилеты: билет из Москвы до Саратова при том же расстоянии стоит дороже, чем до Франкфурта. Плюс к этому следует добавить плохие гостиницы, слабый сервис, проблемы с персоналом. Введение туристического сбора при нынешнем «контроле» за расходованием бюджетных средств, конечно, «поможет» мэру какого-нибудь исторического города приобрести более дорогую иномарку, но едва ли привлечет туристов и едва ли поможет привести в порядок достопримечательности».

Действительно, зачастую путешествовать за границу дешевле, чем по России. Например, авиабилет из Москвы до Иркутска желающим посмотреть на Байкал обойдется в 20–24 тыс. рублей (туда-обратно, вылет в конце августа). Столько же стоит билет в обе стороны до Гонконга, хотя он расположен на 3 тыс. километров дальше. Чтобы полюбоваться на сопки Камчатки, нужно выложить 50–55 тыс. рублей, за эти же деньги можно отправиться в Сидней или Буэнос-Айрес (туда-обратно). Билет на регулярный рейс до Барселоны стоит 16–18 тысяч. А в Лондон или Берлин можно слетать за 6–9 тысяч. Неудивительно, что львиная доля россиян предпочитают отдыхать в Европе, Турции и Египте – это просто дешевле.

Впрочем, согласно многостраничной программе развития туристической отрасли, уже через шесть лет Россия должна стать настоящей туристической Меккой. Кроме традиционных мест паломничества туристов – Москвы и Питера российских и иностранных путешественников планируется привлечь и в русскую глубинку. Прежде всего в места исторического наследия. По мнению Валентины Матвиенко, федеральный список исторических поселений, в котором значится 41 населенный пункт, не отражает всю полноту историко-культурного богатства России, поэтому в ближайшее время необходимо проанализировать возможность придать такой статус еще нескольким сотням городов. «В исторических поселениях сохраняется, концентрируется и живет вечная духовная энергия нашего народа, кроме того, они формируют неповторимый самобытный облик страны», – сказала спикер Совфеда. По данным чиновников, сейчас «исторически значимыми» городами являются Владимир, Суздаль, Гороховец, Санкт-Петербург, Ярославль, Таганрог, Азов, Кинешма, Выборг и ряд других. В будущем в этот список войдут более чем 700 населенных пунктов России.

По мнению специалистов, введение туристического сбора на фоне действия программы развития туротрасли выглядит по меньшей мере странно. «Обременять возрождение внутреннего туризма еще и налогом – это кажется излишеством. Туристические потоки только начинают возрождаться, на что государство выделяет бюджетные деньги в огромных количествах для разработки маршрутов и привлечения граждан. А тут вдруг появляется иное предложение. На мой взгляд, для увеличения сборов в местные бюджеты инициаторам необходимо использовать инновационные методы работы, придумывать новые услуги, повышать их качество, а не брать подать с туристов», – сказала «НИ» профессор кафедры управления бизнес-процессами в сфере производства и сервиса РАНХиГС Галина Дехтярь.

Если посмотреть на цены в российских и зарубежных отелях, то сравнение будет явно не в пользу отечественных курортов. Так, неделя в отеле 4 звезды с питанием «все включено» в Турции обойдется от 30 тысяч рублей, Греции – от 25 тысяч, Испании – от 40 тысяч рублей. Отель того же уровня на Черном море будет стоить дороже: в Анапе и Геленджике – от 45 тысяч рублей, в Сочи – от 35 тысяч рублей, но к цене нужно прибавить стоимость перелета и трансферов. При этом качество услуг в России, мягко говоря, уступает иностранным конкурентам.

«Одними поборами с путешественников проблемы внутреннего туризма не решить. Необходимо модернизировать инфраструктуру. Важным шагом в этом направлении видится строительство современных гостиниц, которые способны удовлетворить самые взыскательные запросы, – сказала «НИ» первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский клуб финансовых директоров» Тамара Касьянова. – Но в то же время они не должны стоить баснословно дорого, иначе количество отдыхающих будет минимально. Немаловажным аспектом развития туризма в России является качественный сервис. Необходимо, чтобы в сфере обслуживания работали вежливые люди. Потому что нередки случаи, когда обслуживающий персонал грубит клиентам. Также важно развивать транспортную инфраструктуру. Это позволит быстро, качественно и недорого путешествовать в самые разные точки России. Для этого следует модернизировать сеть автомобильных дорог, железнодорожных магистралей, а также запускать новые воздушные и водные маршруты. На все это требуется достаточно долгое время и увеличение инвестиций».

Добавим, что, по статистике Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в 2013 году в России побывало более 25 млн. иностранцев. Цифра, казалось бы, впечатляющая. Но, как отмечают эксперты отрасли, этот показатель относится ко всем въезжающим в Россию, а пока в большинстве своем к нам едут «гости» из среднеазиатских республик, Белоруссии и других стран в поисках заработка. Собственно туристов, по итогам 2013 года, въехало всего лишь 2,37 млн. человек – это уровень Гондураса. Причины столь малого потока интуристов очевидны – дороговизна, слабая инфраструктура отечественной туротрасли, посредственный сервис.

Большинство японцев едут в отпуск за рубеж

Сказать, что японцы – большие любители отдыха в своей стране, никак нельзя. Внутренний туризм явно проигрывает выездному. Поездки с коллегами или семьей за рубеж давно стали сродни традиции. Когда японец отправляется в отпуск, то он в первую очередь рассчитывает побывать на Гавайских островах. На втором месте по популярности – Китай, на третьем – Южная Корея. А отдых дома – это на любителя. Причем очень состоятельного любителя, потому что поездка на Окинаву обойдется японцу куда дороже, чем, скажем, вояж на Гавайи. Тем не менее желающие отдохнуть в своей стране тоже есть. Кроме той же Окинавы популярностью пользуются походы на Фудзи-сан (гору, которую в России упорно именуют Фудзиямой). Летом японцы могут съездить на Хоккайдо – самый северный из Японских островов. Кстати, относительная неразвитость внутреннего туризма не особенно беспокоит японское государство. Особенных преференций для тех, кто способствует развитию внутреннего туризма, в Японии нет. Вероятно, власти уверены, что туриндустрия страны свое возьмет – за счет иностранных туристов, у которых Страна восходящего солнца пользуется неослабевающей популярностью. Количество иностранных туристов в Японии несколько упало после землетрясения и трагедии на Фукусиме в марте 2011 года. Но теперь дела, похоже, идут на лад.

Юрий СИНАЛЕЕВ, Токио

Французы предпочитают отдыхать на родине

Французы – большие патриоты во всем, что касается летнего отдыха. Редкие жители страны проводят свои отпуска за границей. Во многом это связано с тем, что во Франции есть на что посмотреть: не всякая страна может похвастать таким разнообразием достопримечательностей и курортов. В каждом регионе Пятой республики имеются уникальные традиции, праздники или места. Сказывается и внимание государства к развитию туризма. Еще в 60-х годах правительством Франции был принят общенациональный план развития регионального туризма. Он включал в себя строительство дорог, инфраструктуры и еще целый комплекс мер, призванных сделать чуть ли не из каждого департамента «конфетку» для туристов. С тех же 60-х годов музеи во Франции начали получать щедрые государственные дотации. В результате внутренний туризм обходится французам значительно дешевле, чем отпуск за рубежом. Следует учитывать, что вся Франция отдыхает примерно в одно и то же время – в июле и августе (время школьных каникул), на Пасху, две недели на Рождество и в феврале – начале марта. В эти периоды в стране действует система разнообразных скидок для туристов. Например, катание на лыжах во Французских Альпах в феврале обойдется дешевле, чем в другой период. Согласно статистике, большинство французов предпочитают путешествия в «американском стиле», то есть не в туристической группе, а индивидуально, на личном авто. Кроме того, французы не очень любят гостиницы (распространен стереотип, что мотель – это место для любовных свиданий или иностранцев). Они предпочитают арендовать домики – шале или останавливаться в лагерях отдыха со спа-процедурами и условиями для проживания семей с детьми. Подобные условия даже соседние с Францией страны могут обеспечить далеко не всегда.
Малика САЛИМ, Париж

Источник: newizv.ru

Также в рубрике

В этой статье мы рассмотрим топ 5 достопримечательностей Сочи, которые обязательно стоит добавить в свой экскурсионный маршрут

 0

По всему миру набирает обороты так называемый гламурный кемпинг, или глэмпинг. 

 0