USD: 91.9829
EUR: 100.2432

«Крым для меня - нечто особенное»

Она считает, что лучше места на Земном шаре не найти: здесь есть все, чтобы быть счастливой.

Текст: Илона Тунанина, специально для журнала «Отдых в России» и «Российский туризм»
«Крым для меня - нечто особенное»

Свою любовь к краю, в котором родилась, крымский фотокорреспондент Саша Николаева мечтает разделить со всем миром. Пять лет ее фотоальбом «Крым через сто лет» оказался одним из самых покупаемых в Крыму. Его везли на подарки в Европу, Америку, в бывшие страны Союза. Сейчас Саша готовит к изданию двухтомник уникальных фотографий о жизни на полуострове. 

- Что это будет за фотосборник?  

-  В него будут входить два тома. В одном - природа и фестивали Крыма (самые крупные, интересные фестивали, которые проходят в Крыму, им не один десяток лет), в другом - Крым в период вхождения в состав России. Причем, не политическая, а культурная жизнь полуострова: визиты артистов, которые поддерживали крымчан в этот период, творческие встречи. Это не протокольные съемки встреч, это- эксклюзив, закулисная сторона. Детализировать не хочется, пусть останется интрига. Единственное, скажу, что российская тема возникла сама собой, ее в планах не было. Но в тот период происходило столько событий, что невольно пришлось задуматься о создании второго тома.

- Как возникла идея фотоальбома?

- Когда я только начала работать, сразу решила: как только у меня накопится солидный архив, я его обязательно покажу людям. Как фотокорреспондент в своей работе я сталкиваюсь с разными людьми: политиками, артистами и часто могу видеть их с неожиданной стороны, так, как не увидит никто. Многие визиты известных людей в Крым сто лет назад не зафиксированы, и порой случаются споры,  действительно ли, был этот человек в Крыму. Мне хочется, чтобы в будущем таких споров не было. Чтобы наши достойные современники остались в памяти потомков.  Недавно умер актер  Лев Дуров, я его фотографировала, когда он приезжал в Крым. Человека уже нет, а память о нем, зафиксированная на фотографиях, сохранится надолго. Для этого и нужны такие альбомы, изданием которых я занимаюсь.

- Проект будет выходить на двух языках- русском и английском.

- Я бы сделала его и на крымскотатарском, и на украинском, но в альбоме уже 800 страниц, тогда он получился бы неподъемным! Английский- универсальный, он для  гостей из-за рубежа, чтобы они могли увезти альбом с собой и показать его там своим друзьям, знакомым.

- На какой стадии сейчас проект?

- Ведем переговоры с меценатами, положение сегодня не из легких. Если найдутся желающие поучаствовать в финансировании проекта, буду очень рада. Конечно, человек в этом случае денег не заработает. От себя могу гарантировать половину тиража, портрет мецената и рекламу бизнеса в издании. Это все, что могу предложить. Я не хочу никого уговаривать. Мой альбом- он для людей, которые увлечены, которым интересен Крым. И человек, который решит вложить в его издание деньги, останется в истории. Потому что пройдут наши сто лет, и потомки смогут увидеть, каким был Крым, как выглядели люди, которые тут жили, возможно, кто-то найдет на фотографиях своих предков.

- Больше года Крым находится в составе России. Как фотокорреспондент вы много общаетесь с людьми. Какие изменения произошли на полуострове, насколько поменялась жизнь, сами люди?

- Настроения - разные. Общую радость я успела зафиксировать. А дальше предстоит много работы, все только начинается. Большинство это понимает. Поэтому каждый на своем месте должен максимально делать, все, что от него зависит.

- Вы считаете себя патриотом Крыма?

- Я люблю Крым. Патриотизм это или нет -  не знаю.  Для меня Россия и Украина -  одно целое, а вот Крым - это что-то особенное. Во-первых, он многонационален.173 национальности на таком небольшом клочке земли. Во-вторых, у нас уникальное сочетание моря, гор, степей, лесов, опять же, все это на одном полуострове. Только от этого  уже захватывает дух. Иностранцы, которые к нам приезжают, говорят, что у нас удивительный край.

- Для журналиста важно быть объективным. В профессии фотокорреспондента так же, или он может позволить себе быть субъективным? Скажем, если не нравится человек, то можно показать его в неприглядном виде.

Фото для меня факт неопровержимый. Если я снимаю какое-то событие или людей, я снимаю их такими, какие они есть. И даже не вмешиваюсь в саму ситуацию. Я – наблюдатель и  выбираю такие ракурсы, чтобы  не потерять сюжет, чтобы было понято, что происходит. Я не буду специально выжидать момент, где человек моргнул или зевнул, но с другой стороны не буду пренебрегать кадром, который отражает реальную картину. Если на официальной встрече в Ливадийском дворце, где за столом сидят представители российской и украинской делегаций. Из них всех ковыряется в носу только Порошенко, то так он в кадр и попадет. Из песни слов не выкинешь. Если со словами можно поспорить, то с фотографией вряд ли кто-то рискнет. К тем, кого я снимаю, отношусь непредвзято.        

-Чтобы снимать политиков, надо ли разбираться в политике?

-Когда я фотографирую политиков, я в не политике. Я просто наблюдаю за той или иной личностью.    

-Кого или что интереснее всего снимать?

-Мне интересно все. Но, как правило, времени на все не хватает. Поэтому делаю выбор в пользу самых масштабных мероприятий. Стараюсь захватить все самое интересное в свой объектив, чтобы люди просматривая мои альбомы, могли окунуться в ту или иную атмосферу.

- Несколько лет назад вы выпустили альбом «Крым через сто лет». На тот момент идея была новая, уникальная: сравнить разные уголки Крыма, зафиксированные на фото сто лет назад, с тем, что осталось на этом месте сейчас. Есть желание его продолжить?

- Не вижу смысла. Мне кажется, мы сделали все, что могли. Кстати, благодаря этому проекту я открыла для себя Крым заново. Помню, как мне попал в руки старинный снимок, красота природы на нем просто завораживала. Я сразу не прочитала, что сделан он был в Крыму, когда увидела, удивилась. Это была Ялта. Тогда и пришла идея сравнить Крым сто лет назад с Крымом современным. Я объехала весь полуостров. Отчасти это было печальное путешествие, потому что это был совершенно другой Крым, неузнаваемый. И если бы житель того времени попал бы сюда сейчас, он бы подумал, что находится в другом регионе.

- Какие, на ваш взгляд, самые несохранившиеся города?

- Пожалуй, это- Ялта. Некоторые идеи с фото идеями так и остались, потому что места, которые были на старых открытках, они либо поросли бурьяном, либо там была полная разруха, либо уродливые застройки. Саки меня тоже неприятно удивили.  

-Какие у вас любимые места в Симферополе?

-Я его люблю в любом состоянии. Таким, какой он есть. Надеюсь, что приведут в порядок. Визитка нашего города- центральные старинные улицы. Здесь начинался город, это – его сердце. Но его не видно из-за гор мусора. Это обидно.  Ещё одна боль, о которой не могу не сказать,- застройка исторического центра. Считаю преступлением давать разрешение на надстройки на старинных зданиях. Как на ул. Горького. Отбивать руки тем чиновникам, которые подписывают такие бумаги.  Только реставрировать и оставлять для потомков. Центр – самый интересный  сохранившийся кусочек прошлого города.

-Профессия фотографа сегодня выходит в тираж. Каждый, у кого есть фотоаппарат, уже считает себя фотографом. Работать стало тяжелее?

-Фотографам всегда было сложно, каким бы хорошим ты ни был. С одной стороны, в руках фотоаппарат, ты без хлеба не останешься, можешь заработать. С другой стороны, это даже не профессия, а образ жизни. Фотографы, с которыми я сталкиваюсь, в основном, мои друзья, и конкурентами я их не считаю. Каждый найдет свою «точку», свой ракурс.

-Что, по-вашему, главное в профессии фотокорреспондента?

- Вообще в фотографии главное – видеть. Для меня, это что-то вроде озарения. Например, разговаривая с человеком, видишь, что на него удачно падает луч света или как-то собеседник интересно повернулся, или посмотрел, и ты невольно думаешь - вот это портрет!  Или, например, люди спешат на работу в дождливую погоду, пытаются скорее скрыться от дождя, а фотограф обязательно остановится возле лужи, потому что вдруг увидел в ней какие-то невероятные отражения - домов, птиц или еще что-нибудь. Если говорить о репортажной съемке, то в первую очередь важна быстрота реакции. Фотокорреспондент не должен спать на ходу, должен видеть события наперед. Улавливать мысли персонажа: куда человек сейчас пойдет, и что будет делать, чтобы его опередить.

-На что вы готовы ради хорошего кадра? Чем можете пожертвовать?

Для меня не понятна постановка вопроса?! Что значит, на что ты готова? Вопросов никаких не стоит, я вижу кадр и делаю его! Если для кого-то  это безумие или риск для жизни, то для меня это счастье сделать необычную фотографию.    

- Часто бываете недовольны своей работой?

Иногда расстраиваюсь, что можно было бы сделать еще больше интересных снимков.

-Сами  фотографироваться любите?

Мне это не интересно. Если бы я хотела фотографироваться, стала бы фотомоделью. А мне нравится контролировать процесс.

-Вы производите впечатление счастливого человека.

 Я на самом деле счастливый человек - я нашла свое призвание. У меня есть дело, и я его люблю.

Дорогие друзья, альбом «Фоторепортажи Крыма» Саши Николаевой готов к печати и ждет своего ГЕРОЯ-МЕЦЕНАТА, который не боится санкций и кризисов, и всегда готов поддержать Родину в трудные минуты!

P.S.: Хватит чахнуть над златом – вкладывай деньги в творческие проекты!!!    

Также в рубрике

Фотографии 1850-х – 1870-х гг. Вильяма Андреевича Каррика (1827– 1878). Из многочисленных российских государственных собраний.

 0

 «Другое искусство» - международный творческий фестиваль, целью которого является формирование уважительного отношения общества к гражданам с инвалидностью

 0