USD: 94.0922
EUR: 100.5316

Музей его величества Театра

Особняк купца Бахрушина превратился в музей еще при жизни владельца

Музей его величества Театра

За кулисами театра

Архитектор Карл Гиппиус, построивший этот красивый особняк почти в центре Москвы, был выдающимся модернистом. В самом особняке на стенах висят полотна знаменитых мастеров – бакста, головина, кустодиева, коровина, родченко. Но это не просто картинная галерея. Главный объект внимания государственного центрального театрального музея имени бахрушина – его величество театр.

«Она. Венецианские мистерии». Часть диптиха. Андрей Потеряйло. Москва

«Она. Венецианские мистерии». Часть диптиха. Андрей Потеряйло. Москва

Театральные музеи вроде бы не входят в категорию обязательных для посещения туристами мест. Это не замки и не собрания знаменитых картин.
Да и вообще, что такое театральное искусство? Нечто сиюминутное, мимолетное. Отсюда возникает менее риторический вопрос: зачем туристу идти в театральный музей? На первый взгляд это сложный туристический продукт, с не самым очевидным результатом. Ведь в столице сотни разноплановых и разноформатных музеев – взять хотя бы Третьяковскую галерею или даже «нехорошую» квартиру Булгакова.

Фойе особняка Бахрушина создано «по мотивам» английской готической архитектуры. Москва

Фойе особняка Бахрушина создано «по мотивам» английской готической архитектуры. Москва

Как ни странно, преимущества Театрального музея Бахрушина вытекают из его недостатков. Не слишком высокая популярность у иногородних и иностранных туристических групп оборачивается комфортом тихих залов и отсутствием очередей и толчеи. Согласитесь, самый раздражающий фактор в популярных музеях – посетители. Второй негативный фактор популярных мест также относится к разряду человеческих – раздраженные и вечно недовольные смотрительницы. Оно и понятно: ежедневные толпы неподготовленной публики, пришедшей поглазеть на «мишек в сосновом бору» или сделать селфи на фоне Айвазовского, не способствуют умиротворению. Лишенные ежедневного стресса, сотрудницы Театрального музея выглядят добрыми феями на фоне своих коллег из более популярных музеев. Как следствие – добрая, почти семейная атмосфера в залах.

Рабочий кабинет московского купца превратился в музейный зал ещё при жизни владельца. Москва

Рабочий кабинет московского купца превратился в музейный зал ещё при жизни владельца. Москва

Третий фактор – самый главный. От Театрального музея не ждешь ничего особенного, поэтому в нем невозможно разочароваться. А вот очароваться очень даже возможно. Для начала – здание музея, напоминающее замок. Википедия сообщает, что он построен в стиле ранней английской готики. Не верьте. Архитектор Карл Гиппиус, построивший этот особняк для купца Бахрушина, был выдающимся модернистом. Кстати, Гиппиус же создал нарядный чайный магазин, украшающий Мясницкую улицу. Только в том случае он взял за основу китайскую архитектуру, а в Замоскворечье возвел здание по старым английским мотивам. Получился уникальный не только для Москвы, но и для всей России особняк.

Александра Экстер. Саломея. Эскиз костюма к трагедии Оскара Уайльда, 1917. Москва

Александра Экстер. Саломея. Эскиз костюма к трагедии Оскара Уайльда, 1917. Москва

Интерьеры этого особняка интересно рассматривать, даже если бы в нем не было никаких экспозиций. А они есть, да еще какие! Во-первых, стены украшают картины больших мастеров имперской России: Бакст, Головин, Кустодиев, Добужинский, Коровин, Юон, а также революционеров от искусства: Татлина, Экстер, Родченко. Одна только коллекция живописи могла бы составить самодостаточную программу. Однако это не картинная галерея, поэтому здесь собраны артефакты, прямо или косвенно связанные со светской жизнью старой Москвы, а также Петербурга и даже провинции прошлых веков. Почему светской жизни? Да потому что именно театры выступали местами средоточия такой общественной жизни! Судите сами: в тогдашних клубах, вроде знаменитого Английского, мужчины играли в карты на деньги. По сути, игорные заведения с выпивкой, да еще и закрытые для женщин. Но какая светская жизнь без прекрасного пола? Балы и приемы редки, да и проводятся только для своих. А вот в театре можно не только посмотреть новую постановку, но и познакомиться, и потанцевать. Потому что после представления устраивались танцы, продолжавшиеся до поздней ночи. И выход в театр становился событием, к которому готовились.

Заведующая отделом Татьяна Батова проводит очередную увлекательную экскурсию.

Заведующая отделом Татьяна Батова проводит очередную увлекательную экскурсию.

Московский купец Алексей Бахрушин слыл большим оригиналом в своей среде. Его «коллеги по первой гильдии» если и коллекционировали, то понятные вещи, например, картины или скульптуру, а Бахрушин собирал разные безделицы, связанные с театральной жизнью. В категорию «безделиц» попадали театральные трубочки (предшественники театральных биноклей), эскизы декораций, в наше время оказавшиеся полноценными произведениями искусства, личные вещи театральных «звезд» и множество всего такого, что не представляло особенного интереса для солидных коллекционеров.

Модель кремлевских часов времен царя Алексея Михайловича. На циферблате – 17 делений!

Модель кремлевских часов времен царя Алексея Михайловича. На циферблате – 17 делений!

В результате странной прихоти в нашей древней столице образовался самый большой в мире театральный музей, где можно узнать о культурной и светской жизни подданных Российской империи гораздо больше, чем в каком-либо другом месте. Поразительно, но коллекция Бахрушина не была разграблена в послереволюционное время, а сам отец-основатель работал директором музея до своей смерти в 1929 году. И коллекция пополнялась экспонатами из новой, советской театральной жизни.

Чем еще интересен музей? Выставками и различными тематическими мероприятиями: творческими встречами, лекциями, концертами, спектаклями – музей же театральный! Имеется программа как для взрослых, так и для детей. Подробнее с музейной «афишей» можно ознакомиться на официальном сайте.

В костюме генерала Фицбатресса Ростислав Плятт играл в спектакле Театра Моссовета в 1970-е. Москва

В костюме генерала Фицбатресса Ростислав Плятт играл в спектакле Театра Моссовета в 1970-е. Москва

Многие приезжают в Москву из провинции с определенной целью – посетить спектакли «Ленкома», МХТ, Малого, «Современника». Визит в Театральный музей до начала спектакля замечательно дополнит культурную программу. Цена билета настолько доступна, что сравнима с ценой чашки кофе в буфете любого из вышеперечисленных театров. Удобное расположение (возле станции метро «Павелецкая») делает возможным распланировать день туриста.

Впрочем, можно сюда приводить и тех, кто к театру равнодушен, зато уверен, что уже все видел. Удивление этой категории туристов гарантировано. В среднем экскурсия по Бахрушинскому музею занимает около полутора часов. И они того стоят!

Источник: rustur.ru

Также в рубрике

В Тверской области откроют «объект военно-исторического маршрута» Верховного главнокомандующего

 0

InArt подсчитал объем рынка российского современного искусства— за период с июня 2016 года по май 2017 года он составил €20,3 млн

 0