USD: 94.0922
EUR: 100.5316

Палатки вместо заграницы

Какой отдых ждет россиян этим летом
Палатки вместо заграницы

Невозможность уехать за границу привела к росту самостоятельных автопутешествий. Более половины россиян проведут отпуск внутри страны, рассказали Forbes в АТОР.

Около 65% всех путешествующих россиян в этом году отправятся отдыхать по стране и на своих автомобилях, рассказал Forbes вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин.

На российском туристическом рынке сложилась довольно сложная ситуация. С одной стороны, есть неопределенность с открытием массовых зарубежных туристических направлений и пандемийные риски, которые не дают возможности заранее планировать отдых за рубежом. С другой — растут цены на отечественных курортах. Люди ищут выход и находят его в самостоятельных путешествиях, продолжает эксперт. По мнению Горина, именно автотуризм будет очень популярен в этом году. «Мы уже отмечаем рост интереса к поездкам на личном транспорте на моря, озера и реки, по пути такие туристы активно используют малые формы размещения (кемпинги, глэмпинги, мини-отели) или просто ночуют в палатках», — говорит он.

За границу нельзя, в России — дорого

Из-за коронавируса международное регулярное воздушное сообщение было закрыто в конце марта прошлого года. Из массовых туристических направлений первой в августе 2020-го открылась Турция. Эта страна стала настоящим туристическим хабом. Однако с 15 апреля 2021 года в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в Турции власти России ограничили регулярное и чартерное сообщение с этой страной до конца мая.

Отечественные курорты отреагировали ростом цен. Например, отели Крыма и Краснодарского края повысили цены на 30% после объявления о закрытии Турции. «В Крыму наблюдается рост цен в объектах размещения разной категории на 20-30%. На курортах Краснодарского края цены выросли не так сильно — на 10-15%, не больше, потому что там большой номерной фонд и разнообразие гостиниц разного уровня. Объяснить это можно динамическим ценообразованием: чем больше спрос, тем выше цена», — говорил генеральный директор сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.

В России большой дефицит отельной базы, конечно, это отражается на стоимости отдыха, поясняет Горин. Цена путевки в Танзанию (включая авиаперелет) в последнее время составляла примерно 120 000 рублей на двоих в неделю (посещение страны россиянами ограничено с 15 апреля 2021 года в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации. — Forbes). В России недельный отдых на двоих в отеле 2-3 звезды на море на майские праздники обойдется примерно в ту же сумму, говорит эксперт.

Отдыхаем дикарями

В России тренд на путешествия на собственном авто существует последние два-три года. Зачастую люди едут на машинах на российские курорты, и это во многом связано с открытием Крымского моста (для водителей движение открыли в мае 2018 года. — Forbes), говорит Илья Уманский, гендиректор национального туроператора «Алеан». По его оценке, прошлым летом доля путешествующих на личном автомобиле составила 45%, на самолете — 24%, на поезде — 31%. «У нас почти половина туристов бронирует только проживание и экскурсии, а классический турпакет (авиабилет на чартер, трансферы, проживание и экскурсии) внутри России уже не так актуален, как при международном туризме. Многие вообще отдыхают дикарями», — отмечает Уманский. Наиболее популярны безбилетные направления: Карелия, Анапа, Геленджик, Крым, Сочи.

Крупнейшие туроператоры уже начали развивать предложения для самостоятельных туристов. Например, «Библио-Глобус» еще летом 2019 года открыл комплекс (включает кемпинг) в Крыму «Оленевка Village». Лагерь, расположенный прямо у моря близ мыса Тарханкут, состоит из 250 коттеджей и способен разместить одновременно до 1000 человек. Стоимость размещения составляет 608 рублей за ночь, или около 4300 рублей за неделю в стандартном двухместном номере (без питания). Гости могут арендовать место под собственную палатку, в этом случае ночь обойдется в 523 рубля, или 3658 рублей за неделю. С 1 июня 2021 года «Библио-Глобус» открывает аналогичный проект в Абхазии на берегу моря — «Тамыш Village». На территории расположится 150 домиков, рассчитанных на 600 гостей. В оба кемпинга можно добраться на своем автомобиле, предусмотрен паркинг. Тур без перелета включает в себя проживание и страховку. Стоимость недельного тура в июне в «Тамыш Village» (завтрак включен) — 9000 рублей.

Сезон для глэмпингов и кемпингов только начинается, однако свободных мест уже нет. Лагерь «Под небом» в Подмосковье начнет принимать гостей с 30 апреля, рассказывает Сергей Петров, сооснователь глэмпинга, но его загрузка на майские праздники и последующие после них выходные дни в мае-июне уже 100%, в будни — около 50%. С ним согласна и Анна Кропотухина, сооснователь и генеральный директор пикник-парка «ЛесОК» в Ленобласти: «После зимнего затишья туристы звонят, бронируют ближайшие даты. На майские праздники лагерь заполнен на 100%. Конец мая и июнь пока загружены меньше». Сейчас в лагере десять палаток. С начала нового сезона Кропотухина отмечает тенденцию — рост спроса на размещение большими компаниями (10-20 человек): «Люди кооперируются, в этом случае стоимость наших услуг из расчета на одного человека снижается». В мае цена проживания одного человека в пикник-парке «ЛесОК» составляет от 3000 рублей за ночь, с июня планируется подорожание на 20% за счет новых услуг: на территории планируют установить душевые кабины, летнее кафе, в стоимость включат завтрак.

Петров говорит, что повышенный спрос заставляет его компанию спешно расширять бизнес: сейчас на 18 га расположено 12 двухместных и трехместных палаток и ресторан, к концу мая планируется открыть вторую очередь — еще на девять палаток. Правда, назвать такой отдых бюджетным сложно: ночь «Под небом» в будний день стоит 12 500 рублей, в выходной день — 15 000 рублей, а в период майских праздников с 30 апреля по 11 мая стоимость одной ночи обойдется туристу в 17 500 рублей.

Всем по палатке

Интерес россиян к самостоятельными путешествиями по стране заметили и ретейлеры. Аналитики крупнейшего онлайн-ретейлера Wildberries подсчитали, что за неделю с 12 по 18 апреля (именно тогда сообщили об ограничениях по Турции) число онлайн-заказов товаров для кемпинга выросло в три раза по сравнению с прошлым годом, а для рыбалки — в 3,2 раза. Рост интереса к самостоятельным путешествиям отмечался еще в прошлом году во время массового закрытия границ, говорит представитель компании, в этом году тенденция сохранилась.

Планируя самостоятельные путешествия, с 12 апреля россияне активно приобретали на Wildberries палатки (рост числа заказов год к году в шесть раз), спальники (в три раза), туристические тенты (в два раза), газовые горелки для приготовления пищи в походных условиях (в 11 раз), а также специальные трекинговые ботинки, предназначенные для длительных походов (в три раза). Спрос на надувные лодки для сплавов средней сложности и путешествий или рыбалки на равнинных реках год к году вырос почти в 2,5 раза, а на весла — в шесть раз. Похожая ситуация и у AliExpress: рост товаров для самостоятельных путешествий увеличился на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. По словам представителя ретейлера, спросом пользуются палатки и навесы, туристическая посуда, коврики и товары для скалолазания (рост с 12 по 18 апреля — 15% по сравнению с неделей ранее). По сравнению с прошлым годом наиболее значительный рост спроса был на туристическую мебель (в три раза), палки для ходьбы (в 2,5 раза), палатки и навесы, коврики и спальные мешки (в два раза).

Продажи палаток и тентов на Ozon с 12-18 апреля увеличились на 16% по сравнению с предыдущей неделей (с 5 по 11 апреля), а спальных мешков — на 41%. Отмечается интерес россиян к товарам для рыбалки: штучные продажи выросли на 25% к периоду неделей ранее.

Тягу к самостоятельным путешествиям и отдыху на природе у россиян заметили и в сети «Спортмастер». «Мы отмечаем рост спроса ко всему, что касается времяпровождения на воздухе, активным играм и прочему. Конечно, начали покупать и палатки, и спальники, и горелки с котелками, но в конце апреля и начале мая это в пределах нормы — люди готовятся к предстоящему летнему сезону. Пока больше всего популярна «колесная тема» — велосипеды, ролики, самокаты. Последнее связано с установившейся хорошей погодой», — говорит источник в компании.

Стартовали продажи товаров для туризма и активного отдыха в гипермаркетах «Глобус» и «Ашан». По сравнению с прошлым годом продажи товаров данной категории уже увеличились на 15%. Наибольшей популярностью пользуются трекинговые палки, сумки-холодильники и туристические коврики, уточнил представитель последнего.

Татьяна Романова, Елена Ганжур

Источник

Также в рубрике

Все больше российских путешественников выбирают этот регион для активного отдыха 

 0

Выдающийся туристический маршрут по самобытным городам

 0