Дорогами Карелии
О Кондопоге, Петрозаводске и деревне Кинерма
Успенская церковь в Кондопоге: православный храм, в котором «живет» языческая богиня Макошь
В Кондопогу мы заехали только ради этой старой деревянной церкви на берегу Онежского озера.
Возможно, это единственная причина увидеть Медвежий Угол. Кстати, именно так переводится с карельского название этого городка. Я думал, что «медвежий угол» это просто фразеологизм, вошедший в широкое употребление после публикации одноимённого рассказа писателя Павла Мельникова-Печерского. А вот нет, это реальный город с реальными жителями. Хотя, значение вышеупомянутого фразеологизма городок Кондопога иллюстрирует как нельзя лучше.
На самом деле, смотреть в Кондопоге особо нечего, если вы, конечно, не любитель унылых пейзажей городских промзон и безликой архитектуры позднего, уже «развитого» социализма. А вот Успенскую церковь, удивительный образец северного деревянного зодчества, видеть надо обязательно.
Причем очень важно попасть внутрь этого старого храма, там всех нас ждет сюрприз. Сначала предлагаю любоваться экстерьером церкви на фоне Онежского озера.
Наружный вид деревянного православного храма, в соответствии с правилами архитектурной науки, гармонично сочетается с окружающим ландшафтом и привлекает взгляд. Высокая (высота 42 метра) и аскетичная, Успенская церковь имеет ярко выраженный женский образ. Подобно старой, много горя повидавшей на своем веку, простой крестьянской женщине, уже не одну сотню лет Успенская церковь одиноко стоит на берегу Онежского озера, оплакивая тяжелую судьбу этой земли и свою собственную. Впервые церковь на этом месте появилась в первой половине XVI века, трижды уничтожалась иноземцами и возводилась вновь, чтобы к началу XVII столетия стать центром духовной жизни населения в этой части Прионежья.
Вот здесь очень уместен был бы небольшой экскурс в историю нашей страны. Возьму на себя такую смелость. С некоторых пор, в России 4 ноября отмечают День народного единства. Его придумали в память о событиях, когда наши предки чуть более 400 лет назад во время гражданской неразберихи должны были сделать выбор: кто патриот, а кто изменник. Этот выбор делали и люди, жившие на территории современной Карелии.
Тогда (в 1608 году) жители карельской земли подняли восстание, отказавшись выполнять приказы московских правителей, и присягнули на верность Лжедмитрию, уверенно наступавшему на Москву во главе оккупационного польского войска. И то, что в итоге поляки все-таки вошли в Москву, есть и доля ответственности и тогдашних жителей карельского края. Но надо знать и причину восстания. А она такова: по Выборгскому договору весь, так называемый, Корельский уезд должен был отойти Швеции в обмен на помощь в войне с поляками. Получается, московское правительство пыталось продать Карелию соседней стране ради спасения себя во власти. И тогда возникает вопрос: кто настоящий патриот? Жители Карелии, отказавшиеся выполнять решение властей и взявшиеся за оружие для борьбы и с правительственными войсками и со шведскими оккупантами или сидевшие в Кремле бояре во главе с Василием Шуйским, обладавшие всей легитимностью тогдашней власти? Для меня ответ очевиден.
В те времена против шведов поднялось все местное население. Это была настоящая партизанская война со своими народными героями, таким как Иван Рокаччу. Били карельские крестьяне не только шведов, но «панов». Так называли запорожских казаков и «литвинов», которые пришли в Россию совместно с войсками самозванца и отправились на север для борьбы с мятежниками. Много горя в те времена принесли шведы и «паны», вволю пограбили карельскую землю.
Во время нашествия интервентов погибла старая Успенская Церковь в Кондопоге, и на её месте появился новый храм, в том виде, в каком мы его видим и сейчас. Пользуясь только лишь одним топором, заново срубили из растущих неподалеку сосен, церковь -шедевр карельского зодчества.
Пришло время по «повисшей в воздухе» лестнице зайти внутрь, предварительно бросив взгляд с церковного крыльца, а может и из окошка на Онежское озеро.
Встречаем по дороге старые лики.
Заходим через синие двери в трапезную.
А там обещанный выше сюрприз. Потолочные своды трапезной уже несколько веков держит языческая богиня Мокошь.
Видели ли вы когда-нибудь такое в православном храме?
Мокошь языческая богиня судьбы и ткачества. В карельском эпосе она представлялась, как высокая длиннорукая женщина, прядущая по ночам в избе. Вот вам и еще одно подтверждение женского образа в облике Успенской церкви. А еще Мокошь проводница душ в мир иной после кончины. Цветом смерти в старину считался синий, в синий выкрашена и сама Мокошь (краска, кстати, натуральная, на основе черники).
Внутри Успенской церкви удивительно комфортно и уютно.
Со стен смотрят старые иконы, много шитых вручную полотенец, на полу домотканые коврики. Невероятно уютно, как дома!
Вы когда-нибудь ночевали в музее?
После Кондопоги мы поехали в Петрозаводск — столицу Карелии. Но остановились не в самом городе, а в близлежащем к нему поселке Шуя (не путать со знаменитым городом в Ивановской области) на берегу одноименной реки.
Ночевать решили в музее. Нет, официально это место называлось гостиничный комплекс «Карельская усадьба», но по факту это был настоящий музей. Представьте себе старинный бревенчатый дом конца ХIХ, стилизованный под традиционную карельскую усадьбу и буквально напичканный подлинными экспонатами карельского быта.
Дом трехэтажный, на первом этаже аутентичный ресторанчик с камином, на верхних — гостиничные номера.
Номеров всего пять, в каждом из них продолжение экспозиции, как будто это музейные залы.
Экспонатов так много, что даже не знаешь, куда приткнуть свои совсем не аутентичные вещички.
Вот, например, кроватка нашего номера — над головой семь старинных утюгов.
Оригинально? Без сомнения. Удобно? Не очень.
Однозначным преимуществом отеля-музея является его расположение на берегу живописной реки Шуя.
Так что, две ночи в музее запомнились экзотикой интерьера старинного дома, расположенного на живописной территории и ограниченным комфортом из-за боязни нарушить музейную идиллию.
В Петрозаводске
В столице Карелии мы провели один полноценный день. В этот день дождь лил практически без остановки. В редкие минуты просветления мы гуляли по набережной Петрозаводска, и в этом не было ничего оригинального.
Променад по Онежской набережной любимая забава гостей и жителей города.
Ходили, смотрели скульптуры. Их там много. Начали с памятника Петру Первому, а как же иначе, он основатель этого города.
Памятник торжественно установили в июне 1873 в центре Петрозаводска на площади Круглой, переименованной по случаю в Петровскую. Великий преобразователь России гордо стоял там с обнажённой головой, в парадном мундире, с перекинутой через правое плечо орденской лентой и Андреевской звездой на груди. Стоял долго, до осени 1918 года. К первой годовщине, сами знаете чего, его переместили на хранение в дровяной сарай, освободив место для вождя мирового пролетариата. В 1940 году памятник Петру вновь украсил город, его установили в сквере на Заводской площади. А уже в 1978 году, к 275летию Петрозаводска, памятник перенесли на Онежскую набережную, туда, где мы его и увидели.
Остальные скульптуры на Онежской набережной современные. Это подарки Петрозаводску от городов побратимов. Оказалось, что столица Карелии имеет много друзей по всему миру. Городов побратимов у Петрозаводска девять и каждый когда-нибудь чего-нибудь дарил.
Город Дулута из штата Миннесота в 1991 году подарил скульптуру «Рыбаки».
Сейчас это визитная карточка Петрозаводска. Скульптура не простая, со смыслом. Один из рыбаков русский, второй американец и вместе они заняты полезным созидательным трудом.
А вот это «Тюбингенское панно» подарок немецкого города Тюбингена.
Панно представляет собой 60 металлических столбиков разной высоты с различными верхушками. Как говориться, на тебе, Боже, что мне не гоже. Нет, смысл, конечно, какой-то в этом заложен и подарок от чистого сердца. Надо просто верить в хорошее.
Финны из города Варкауса тоже какие-то железяки подарили.
И тут, без сомнения, заложен глубокий смысл, финны они, те еще затейники. А кому не нравится, так на этот случай есть английская поговорка — don’t look a gift horse in the mouth.
Там еще много подарков осталось, от щедрых заграничных друзей. Но дождик погнал нас на Круглую площадь.
Прошу прошения, площадь то, конечно, круглая, но официально, это площадь Ленина, да еще и на пересечении проспекта Маркса и улицы Энгельса, с Владимиром Ильичом посередине. Советский Союз forever!
Собственно говоря, нам нужна была не сама площадь, а Национальный музей Республики Карелия, на ней находящийся. Там было сухо и познавательно.
Вот на этом, наше знакомство со столицей Карелии закончилось. Дальше предлагаю поехать в деревню.
Красивая деревня Кинерма
В глубине Пряжинского района Карелии затерялась деревенька Кинерма, которой более 400 лет от роду. Совсем недавно это было умирающее поселение, в котором оставался только один житель, а сейчас Кинерма переживает «эпоху ренессанса».
Возрождение этой старинной карельской деревеньки связанно с одной удивительной семьей, внесшей свой личный вклад в сохранение культуры карельского народа. Экскурсию по Кинерме для нас вызвался провести младший представитель этой семьи, 12-ти летний мальчишка Ваня.
Он рассказал, что его мама Надежда Калмыкова родилась в Петрозаводске, но весь ее род по материнской линии родом из этого местечка. В 90-е годы Надежда вместе со своей сестрой и мамой организовала фонд «Ладожская Карелия», на счет которого стали поступать деньги, в основном гранты от финского государства. На эти деньги были отремонтированы кровли в домах, приведены в порядок деревенские постройки, создан музей деревни, отремонтирована часовня.
Деревня зажила с новой силой, особенно после того, как Надежда вместе с мужем и детьми приехали в Кинерму на постоянное место жительство. Летом в деревне, — сказал мальчишка экскурсовод, — постоянно живут 15–20 человек.
В настоящее время через деревню Кинерму пролегают туристические маршруты. Сюда поехали туристы. А там, действительно, есть что посмотреть. В Кинерме, не в качестве музейных декораций, а в натуральном виде, сохранился традиционный хозяйственный комплекс карельской деревни: дома, баня, часовня, культовая языческая сосновая роща.
Про часовню. Мальчишка Ваня рассказал, что в старые времена деревня Кинерма приобрела особую известность благодаря чудотворной иконе.
Он поведал нам такую легенду. Солдат из деревни Кинерма служил где-то очень далеко, и когда он уже собирался вернуться домой, во сне ему явилась Богородица и рассказала, что в соседнем поле лежит икона. Солдат взял икону, пошёл домой. По дороге с ним происходило множество чудес: так крестьянин, у которого он остановился на постой, попытался икону украсть, но ослеп, и зрение вернулось только после того, как он вернул солдату украденное. По возвращении солдата домой, икону сначала поместили в храме соседнего большого села, Ведлозера, но она трижды исчезала, и каждый раз обнаруживалась в древней культовой роще карел в Кинерме. Тогда, местные жители поняли, что иконе надлежит быть именно здесь, и воздвигли в роще часовню, которая стоит, и по сей день. К сожалению, мы эту чудотворную икону не увидели. В настоящее время она находится в Петрозаводске, в музее изобразительного искусства. Вот такая есть в Карелии деревня Кинерма, между прочим, номинант конкурса «Самая красивая деревня России». Посещение рекомендую! Достойное место!
Источник: www.tourister.ru
Что стоит обязательно увидеть в этом городе?