USD:
EUR:

В краю вечного холода и северного сияния

Через тундру и океан - в Тикси

В краю вечного холода и северного сияния



Сегодня мы проснулись не спеша. Огни Тикси подсвечивали всю ночь, и навигатор показывал буквально пару десятков километров. От Быковского шла накатанная колея через залив, а потому, рубилово кончилось. Вчерашняя гонка по льду была последним всплеском эйфории, и сейчас, по заходу в морской порт Тикси, проблемы должны были нас накрыть в полной мере. Но сейчас мы не будем думать об этом, и еще пол дня будем наслаждаться тем, что мы сделали.



На пути Тикси была здоровая трещина. Одна из тех, что наезжают друг на друга и образовывают огромный торос. В таком месте, всегда вспоминаю, как Травин толкал свой велосипед между ними, а кое-кто из иностранцев собирался пропилить совй путь бензопилой.



Сразу за торосом лежат остатки вертолета, наверное не смог перелететь..



И вот Тикси в прямой видимости. Такой далекий, такой недоступный. Мы ехали сюда больше месяца. Помню как вначале сборов, я нанес на карту наш маршрут и ужаснулся. Когда львиная доля дороги проходила непонятно где… И я приходил в трепет от того, как и где придется ехать. А потом, когда мы были на маршруте, я не думал о том, сможем мы или нет. Я просто ехал день за днем. День за днем крутил баранку, топтал колею, делал какую то работу.. Как и все мы. День за днем.



И сейчас, через окна своих автомобилей мы видели порт Северного Морского пути Тикси.



И в отличии от того, что было раньше, мы пришли сюда с противоположенной стороны – с моря. Как большие корабли.





Здесь мы ощутили всю ту работу, которую мы сделали. Месяцы подготовки, слаженность, усилия. Здесь надо сказать спасибо себе, команде, друзьям. Людям, оказавшим нам поддержку, Алексею из Сухпайка, ребятам из Рационаля, из Старблейзера, Такелажа. Ебершпехеру, который хоть и не работал, УАЗу, Жилищному капиталу… Много кому.



В Тикси, с запада. Через тундру и океан. Здравствуй, Тикси.



Мы приехали посмотреть на тебя.





Иии…
Это был не конец, как многие сейчас подумали. Мы находились на краю земли, на Северном морском пути, в конце зимы, когда на Большой земле уже начинали вскрываться реки, а до самого ближайшего островка цивилизации на материке было более 2500 км. Этим островком был Якутск. Две с половиной тысячи километров на прямо на юг. Чтобы оказаться в столице северной земли, Якутии – Якутске.

Не было топлива – в уазике осатвалось порядка 70 литров бензина. Не было еды. Не было денег. У меня оставалось на карте около 12 тысяч рублей, и в кармане около 7. До дома было порядка 9500 км. За спиной более 13000 км. Так выглядел в цифрах мой приезд в Тикси.

Тикси впечатлил. Развалено было все, что можно развалить.





Говорят, что пик развала пришелся на уход военных.







Тикси разделен на две части, портовая, старая, с двумя жилыми улицами, и новая, построенная военными, в 10 км, за пригорками, там где военный аэродром и гостиница.





Львиная доля предприятий не работает. Порт почти не работает. При этом, Тикси живой. Ходят люди, работает администрация, две школы, есть пара кафе, магазины.



Есть даже газета, которая про нас писала еще до того, как мы сюда приехали.



Проехав все пять улиц, мы заселились в единственную гостиницу Арктика. Клоповник по 800 рублей с человека в 4 местный номер 12 кв.м с одним туалетом и душем на этаже.. И здесь же перекусили в столовой, по 250 руб за тарелку борща. Заоодно я посмотрел на пиво Балтика 3 за 170 руб банка… Да, будет весело.

И так, настало время рекогнисценировки. Топливо и еда в Камазе. Связи с Колей нет. Но, правда, остаются еще деньги за Камаз, вторая половина. На них можно купить топливо, и его хватит на три машины почти до Иркутска, а может и до Красноярска. Более того, в Якустк ко мне должен прилететь второй штурман, и на эти деньги я доеду до дома, через Байкал и Бурятию.
Но еще и проблема с топливом. Его нет. В Тикси есть заправка, но она закрыта, главный по заправке будет только завтра, и неизвестно, есть ли там бензин. Соляра в городке есть , и на частной заправке, и так у людей. По 45 руб за литр. Про бензин нет никаких данных.
Тут же , около гостиницы, мы познакомились с местным джипером Егором, на Паджеро. Он сказал, что и безин если что найдем и все. В общем, мы реашем остаьтся, и ждать Колю. Несколько дней у нас есть. Потекли будни в Тикси.

Первым делом отмылись. Горячая вода, мыло, ух… Я раззорился на банку мерзской Балтики тройки, и тогда она показалась мне прямо нектаром. А потом все как то сами собой позасыпали в кроватях..

Утром позавтракали внизу. Запалатили еще по 800 руб за сутки. Я перегнал машину от входа в гостницу на другую сторону, под окна номера, и раскрыл антенну. Мы жили на третьем этаже и Wi-fi должен доставать до номера. Налил полный бак в генератор, и запустил его. Кстати, за вермя поездки, генератор ни разу не снимали с крыши, прям так и запускали. Потом пошел в номер и занялся роликом.

Аркадий с Разгромом где то шастали полдня, потом пришли, сказали, что сегодня вечером пьем чаи в школе с учитилями, а завтра выступаем в этой же школе перед детьми. Я весь день пролежал на кровати, с найденой в закромах уазика бутылкой вина, и делал ролик.

Утром снова заплатили по 800 руб. Вместе со вчерашним обедом и еще пирожками, от семи тысяч у меня осталось всего 2400. Я снял с карты еще десять тысяч. От Коли не было никаких новостей. Мы звонили в Таймалыр много раз, и наконец дозвонились. Нам сказали, что Коля был, но сейчас не известно где, что собирается караван в Тикси, и что может он уже ушел. Пошли выступать в школу.

Детей собралось много. Полный класс. Мы рассказывали о Сингапуре, Тибете, Гималаях. Все слушали раскрыв рты. Понимаю, когда ты живешь в краю вечных снегов, тумана и ветра, пески и тепло выглядят необычно.

После школы поехали в музей Тикси. Им заведует замечательный дяденька, исследователь местных краев, написавший книгу "Черная Арктика". Грустная книга о глупых и не очень смертях на Севере.

Еще сегодня встречались с дальнобоем Сашей. Он рассказал, где идет дорога через бухту Тикси, чтобы войти в устье Омолоя, а о оттуда уже в р. Яна. Рассказал много о дороге, про Сидр-ключ, ласково называемый дальнобоями Пидр-ключом. Нам еще предстоит узнать, правду этого названия…



Пошел четвертый день в Тикси. Мы стали изнывать от безделия. Утром сходили во вторую школу и выступили там в актовом зале. Потом, сходили в газету Арктика и на радио, там что то рассказали. Еще я хотел подстричься, но за 800 рублей что-то передумал это делать. Потом, поехали покататься по окресностям. Сема с Разгромом остались в гостинице.

Сначала поехали на Полярную станцию, в 10 км от городка. Правда, я что то совсем устал от полярок, и не стал заходить.



Вечерело. Я решил, что в гостиницу больше не вернусь. Бензина оставалось литров 40, но этого хватит на пару ночевок. К тому же, все эи дни стоит под -30, и машину все равно надо прогревать. Плюс, спутниковый интернет все равно сожрал за три дня почти 20 литров на генератор. Аркадий сказал, что то же с удовольствием переночует в машине, и мы поехали штурмовать остров напротив Тикси.



Залив персекли быстро, но вот последние 200 метров дались с трудом. Снегу намело прямо под обрыв, и прямо сели. Стали обратно травиться, топтать. Аркадий как то совсем сел…





Уазик опять обскакал всех и выскочил на берег. Пока Аркадий копался, я побежал к брошенным кораблям.



Зрелище класс. Это не Аральское море. Настоящие кораблики, большие и маленькие вмерзшие в океан. Целое кладбище.



Или вот брошенные вертолеты.



Груды ржавого металла посреди Арктики.





Солнце садилось. Прямо за Тикси. А мы искали ровную площадку для лагеря.



Океанские камни.



Нашли старого топляка. Нашли машинах остатки алкоголя.



И просто как то по-своему, как будто в средней полосе, как будто и не было на улице -36 градусов, стояли у костра, смеялись, шутили, ели остывающие рожки, смотрели на закат, как взлетают военные самолеты над Тикси.



И наплевав на бензин, уснул в заведенной машине.



Утром мы приняли решение валить. Погода портилась.



Мы понимали, что дергаем тигра за яйца. Погода благоволила нам последние три недели, и везение могло кончиться в любой момент. До Большой земли еще чуть ли не 3000 км, и мы уже затянули. Вчера вечером мы долго говорили, и решили больше не ждать Колю. Ребятам надо на работу, погода портиться, и с материка приходят нервные новости – там очень тепло, и реки начинают вскрываться. Мы все можем остаться здесь.

Поехали в гостиницу, сказали ребятам. Все согласились. Звоним в ТАймалыр и ….
Узнаем, что Коля еще там и просто… Ну в общем, ну короче не едет все еще. Пьет чай, и не только. Может уедут сегодня. А может нет. Плюс три дня дороги. В общем решение само собой.

Начинаем искать топливо . Аркадий с Семой Сначала поехали на заправку, но там уже было под 50р. Бензина в городе вообще нет, и сегодня воскресенье, и может завтра будет на главной заправке, и то если глава администрации завтра даст разрешение.

Помог Егор. Нашел мне бочку газоконденсата за 6000, и пару бочек соляры по 30. Мы заливаемся и созваниваемяс на последок с Сашей, узнать последние новости с дороги.

Узнали. Ночью на материк пошел Маз длинномер и Сайгак. Льды разошлись, и Маз ушел в 20-метровую трещину. Она была присыпана метелью, и он ушел туда как кирпич. Водитель успел выпрыгнуть и выплыть.

От Большой земли нас теперь отделяла 20-метровая океанская трещина.

Источник: alekseyt.livejournal.com

Также в рубрике

Баба Лена рассказала о поездке в Доминикану на 90-летие

 0

68-летняя Нина Палехова воплотила мечту всей жизни после выхода на заслуженный отдых

 0