Станция открылась 30 января 1952 года в составе участка «Курская» — «Белорусская» Кольцевой линии. Станция является последней работой архитектора А. Н. Душкина и имеет статус выявленного объекта культурного наследия. Руководила строительством легендарная метростроевка — Татьяна Викторовна Федорова. Она первая и пока единственная в коллективе Метростроя женщина, которая в течение 12 лет возглавляла шахту и строительно-монтажное управление, была заместителем начальника Метростроя.
На тему транспорта хочу добавить, что обязательно прочитайте интервью с Максимом Лискутовым на Эхе. Он руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. Рассказывает об общественном транспорте, о парковках, о выделенных полосах для ОТ, о едином билете и о многом другом.
Парковки, выделенные полосы, мегаштрафы — это хорошо и нужно. Но, мы не должны забывать о том, что проезд в общественном транспорте должен быть комфортным и удобным. Кондиционер, удобные средства оплаты не должны быть нечто из области фантастики. Самый большой фейл в этой области — это разные проездные билеты на метро и наземный ОТ. Билет должен быть един на все виды транспорта, включая электричку. Должны быть суточные билеты, билеты выходного дня и много других видов, чтобы платить за проезд было удобно и комфортно. Увы, пока этого нету.
Кстати, а что вам не хватает в метро, чтобы вы изменили?
Ну а пока вернемся к Новослободской. Обои традиционно в комплекте.
1. В торце центрального зала расположено большое, во всю стену смальтовое панно «Мир во всём мире» работы П. Д. Корина. Панно в торце изображает счастливую мать с ребёнком на руках. В женщине находили сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной. При Хрущёве с панно было удалён медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
2. Душкин предлагал сделать вестибюль круглым, а Стрелков (соавтор проекта)— прямоугольным или квадратным. Градостроительный совет отверг вариант с круглым вестибюлем и утвердил проект Стрелкова, который и был воплощён в жизнь. Но внутри вестибюль все равно круглый :)
3. Помимо традиционного затвора еще установлен дополнительный наверху.
4. Вентиляционная решетка.
5. Всего в вестибюле четыре двери: три выводят на Новослободскую улицу, одна — на Селезнёвскую.
6. Н. Губанков был тогда начальником Метростроя, а Татьяна Викторовна руководила шахтой.
7. Ремонт эскалатора.
8. Конструкция станции — пилонная глубокого заложения (глубина — 40 метров, типовой проект сталинской пилонной) с тремя сводами. Авторы проекта — А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Диаметр центрального зала — 9,5 метров.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
9. Центральный зал, как у подавляющего большинства станций кольцевой линии, короткий, что способствует очень неравномерной заполняемости вагонов.
10. Сложные кривые арок проходов со стороны центрального и боковых залов окаймлены рельефными лепными золочёными орнаментными полосами.
11. Пилоны облицованы светлым, сероватого и желтоватого тонов с тёмными включениями уральским мрамором Каркодинского месторождения.
12. Самым ярким элементом оформления станции являются 32 эффектно подсвечиваемых витража. Они размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
13. Внутрь витражей, в верхнюю часть, вставлены небольшие медальоны, на которых изображены жанровые сценки идеальной мирной жизни. На шести из них изображены люди некоторых профессий: архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
14. Витражи выполнены в Риге Латвийским отделением Художественного Фонда СССР (художники — Э. Вейландан, Дж. Я. Бодниек, Э. Крестс и М. Рыскин) по эскизам П. Д. Корина.
15. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны. Он предлагал сделать витражи из уранового стекла.
16. Однако в предоставлении уранового стекла Госплан отказал, и архитекторы обратились к П. Д. Корину с идеей витража из цветного стекла.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
17. Сами витражи были изготовлены латвийскими художниками, так как в России не было традиции такого оформления окон. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
18. Оформление дверцы в кабельный канал на путевой стене.
19. Мотовоз.
20. Переход на «Менделеевскую», открытый в 1992 году, на четыре года позже, чем новая станция.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
21. С февраля по май 2003 года проводилась реставрация витражей, люстр и торцевого панно. Освещение стало более ярким, что значительно изменило первоначальный замысел архитекторов, стремившихся создать станцию-грот с приглушённым, мягким светом. Это вызвало большой скандал в архитектурной среде, но все осталось как есть. Так же при монтаже витражей была нарушена их герметичность, и они все очень быстро покрылись внутри пылью.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
22. Переход на «Менделеевскую».
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
23. При сооружении перехода произошла одна из самых крупных аварий на строительстве метрополитена. При проходе фурнели снизу вверх проходчики наткнулись на линзу с водой, которая хлынула в выработки. На поверхности возникла угроза осадки почвы, разрушения дома и прорыва газопровода. Но, обошлось.
24. С 6 ноября 1983 года до 1992 года была единственной беспересадочной станцией на Кольцевой линии. До открытия станции «Савёловская» в 1988 году станция «Новослободская» была привокзальной станцией, от неё ходил автобус-челнок 5К до Савёловского вокзала.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
25. Планируется замена эскалаторов на станции. По нынешним планам, замена эскалаторов будет происходить с января по декабрь 2015 года.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
26. Стены облицованы светлым, сероватых и желтоватых тонов уральским мрамором Каркодинского месторождения. Пол выложен серыми и чёрными гранитными плитами, размещёнными в шахматном порядке. Кроме витражей, станцию освещают подвесные люстры-тарелки.
Обои: 1024x768 | 1280x1024 | 1280x800 | 1366x768 | 1440x900 | 1600x1200 | 1680x1050 | 1920x1080 | 1920x1200
27. Панорамы станции.
.::кликабельно::.
28. Станция «Новослободская».
.::кликабельно::.
20. ОМГ! Внезапно.
.::кликабельно::.
30.
.::кликабельно::.
31. Все витражи. По хорошему надо было пары выровнять и привести к общему балансу белого, но уже нету времени и сил.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Источник: russos.livejournal.com