USD:
EUR:

Cтать частью жизни посетителя

Центр развития туризма Рязанской области и газета «Рязанские ведомости» продолжают проект «Музейный мир: эволюция формата»

Cтать частью жизни посетителя

На страницах «РВ» ВКонтакте и Фейсбуке, на сайте издания rv-ryazan.ru, на сайте Туристского информационного центра ryazantourism.ru и сайте Центра развития туризма crt-rzn.ru мы проведем опрос «Какими должны быть музеи?». Предлагаем вам, уважаемые читатели, участвовать в опросе: «КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МУЗЕИ?». Также свои отклики и пожелания о деятельности музеев города и области мы принимаем на адрес электронной почты detushevae@mail.ru. Давайте вместе сделаем нашу область более привлекательной для туристов!

Центр развития туризма Рязанской области совместно с образовательным фондом «Траектория» провели сервисный аудит региональных объектов показа. Были оценены десять рязанских музеев по таким критериям, как качество предоставления экскурсионных (музейных) услуг, уровень предлагаемого сервиса на объектах показа, а также содействие конкурентоспособности музейного продукта. Экспертами выступили сотрудники российских музеев, руководители маркетинговых агентств, кураторы межмузейных туристических программ и проектов.

Сегодня своим видением музейного мира Рязанской губернии с нами делится Дмитрий ­ОЙНАС – историк и ландшафтный архитектор, президент Делового клуба «Наследие и экономика», на счету которого десятки проектов по включению объектов наследия и исторических территорий в современный социокультурный и экономический оборот, в том числе такого нематериального наследия, как коломенская пастила.

Миссия музейщика

Мы работали в Рязани экспертными группами, каждая из которых посетила несколько музеев. Во всех из них – далеко не беспроблемные ситуации. Начну с главного – рязанские музеи большей частью безакцентны. Хотя эта проблема свойственна для многих российских музеев. Даже в мемориальном музее Пожалостина, где, казалось бы, герой определен, рассказ строится на перечислении всего его жизненного пути, а не на каких-то особо интересных моментах его жизни, которые могли бы стать ключевыми в повествовании. Миссия музейщика – заставить человека погрузиться в то время и ту историю, которым посвящена экспозиция. Это важно и с точки зрения удержания туриста в городе, это важно и с точки зрения работы с горожанином. Ведь житель Рязани или области не должен формально относиться к своей истории. История, будь то жизнь Пожалостина, или жизнь экспонатов Художественного музея, должна стать частью жизни посетителя. Должна быть прочувствована им.

В известных частных музеях мира и страны нет смотрителей. А почему? Ведь там есть экспонаты иногда покруче, чем в некоторых государственных. А ответ прост: если правильно продумана навигация и повествование в музее, у человека нет повода вести себя неверно. Ты все время находишься в некоей поведенческой логике, которую тебе задают либо экскурсовод, либо сама экспозиция. И из этого формата не выскочишь.

Проблемы классические…

Самая важная функция музеев – донесение информации до потребителя, ее «удобная» для восприятия интерпретация. И в этом музеи Рязанской области испытывают большие проблемы. Неплохая коллекция полотен есть в Художественном музее. Но человек, который не разбирается в живописи, не является искусствоведом, просто ничего в этом музее не поймет. Шедевры, работы первого и второго уровня выставлены вперемежку. Есть работы, которые висят так низко, что нужно присесть на корточки, чтобы их увидеть. Логика развески угадывается с трудом. Нет привязки полотен к биографии авторов или акцентировании на каких-то этапах их биографии.
Внутренняя навигация в музее практически отсутствует. И это при том, что система помещений достаточно сложная. Логика передвижения должна быть заложена в повествовании экспозиции и помочь тем самым посетителю, но и ее нет. Зато есть QR-коды, которыми, увы, имеют возможность пользоваться не все. И есть цифровой киоск, который не работает.
В общем и целом складывается такая картина: пришел посетитель в музей, увидел полотна, что-то вспомнил из когда-то прочитанного, походил из зала в зал… И что? Захочет он сюда вернуться?

… и частные

К сожалению, рязанские «частники» выглядят ненамного лучше. Да, они более мобильны и быстрее реагируют на запросы потребителя. К тому же, в отличие от государственных музеев, не ограничены в возможностях при работе со своими коллекциями. Ведь над ними нет надзирающих органов, которые ограничивают их, поэтому они используют все возможности и весь современный инструментарий подачи информации и работы с посетителями. К тому же им несвойственны классические музейные стереотипы и формализм, а превалирует довольно важный мотиватор – увеличение дохода. И все же…
У частных музеев Рязанской области свой набор не решенных пока проблем. Например, «Музей сказки» никакого отношения к музею не имеет. В нем просто нет музейной составляющей. Не потому, что нет коллекции. Ведь можно работать и с нематериальными формами наследия. Но здесь в целом произошла подмена форм и формата, и граница подлинного и бутафории была размыта. Музей не работает ни с каким наследием. Это просто детский центр, парк развлечений со своим придуманным миром.
Есть свои минусы и в работе «Галереи пряников». Музей есть. Задорные аниматоры есть. Пряники есть. Да вот беда – не рязанские они. А ведь можно было «дотянуть» эту историю – потратить время и силы на исследование и найти рязанские корни у пряника.

Медленно, но меняется

Консервативная музейная среда сама себя удерживает в этой нише – стагнации и бездоходности. И система управления – минкультуры, как административная система, тоже пока еще живет в этой логике. Спасение одно – в успешных, прорывных музейных проектах и в частных инициативах, которые ломают стереотипы. И в мире, и в России все больше и больше появляется интересных частных инициатив, направленных на привлечение туристов, на раскрытие экспозиционного потенциала музеев, на создание совершенно новых музейных историй, привлекательных для посетителей. Музейное сообщество зачастую не принимает их и много критикует. Порой – за дело. Но в принципе, эти новые форматы и подходы, которые частные музеи постоянно генерируют, расшатывают ситуацию заскорузлости и застойности музейного дела в целом. Сегодня частные музеи показывают лучшие показатели и по посещаемости, и по эффективности работы с посетителями. Что уж говорить про экономику, это даже сравнить невозможно.

Популяризация, интерпретация наследия – это то, ради чего музеи хранят свои экспонаты. Очень важно, чтобы информация об этом наследии была донесена до потребителя максимально эффективно. Чтобы он проникся, влюбился, захотел узнать больше.

Все, что нужно сегодня нашим музеям, – политическая воля руководителя и инновации во внутрисредовой культуре, которая не готова принимать новое. Нужно менять мировоззрение. Искать новые практики. Учиться. В первую очередь – работе с посетителями. Экспонат не может быть важнее человека, который пришел в музей.

Источник

Также в рубрике
В разгар эпидемии в Крыму стартовал туристический сезон
 0