USD: 93.4409
EUR: 99.5797

Больше еды и реконструкций. Какие сферы туризма будут развивать в Белгородской области

Сколько туристов побывало в регионе в 2017 году и что для них готовят в 2018-м

Больше еды и реконструкций. Какие сферы туризма будут развивать в Белгородской области

На событийный туризм Белгородская область обратила пристальное внимание пару лет назад. Он стал тем бодрящим коктейлем, которого не хватало региону, живущему неспешной, размеренной жизнью. На туристическом форуме, который прошёл в Белгороде 7 декабря, обсудили, оказалась ли находка эффективной.

Хлеба и зрелищ

Этого требовали ещё древние римляне, и ничего за века не поменялось. Люди так же хотят вкусно поесть и посмотреть то, чего раньше не видели. В этом году в области провели 130 мероприятий, на которых побывали 128 тыс. участников и зрителей. Интерес события вызывают не только у местных – приезжают и из соседних регионов.

Одной из самых зрелищных и массовых стала реконструкция Гражданской войны. Её провели в июле под Белгородом.

«Реконструкторы-энтузиасты из Москвы и Московской области, из других городов остались в восторге, – рассказал Давид Бузиашвили – начальник управления промышленности и предпринимательства в региональном департаменте экономразвития. – После мероприятия я сам читал форум реконструкторов – в следующем году обещали приехать во всеоружии: с танками, бронетранспортёрами, полевой кухней – и зажечь по полной программе в прямом и переносном смысле. Мы с удовольствием эту историю поддержим».

Власти обещают, что в 2018 году будут новые реконструкции, и не только войн ХХ века. Совместно с историками и управлением культуры планируют показать, как развивались события на Белгородской засечной черте.

Весь год планируют поддерживать и остальной событийный туризм. При этом финансовую поддержку получат сильные мероприятия, которые на протяжении нескольких лет интересны, а потому посещаемы. В этом году интереснее всего оказались «Русская каша» (25 тыс. человек), «Небосвод Белогорья» (15 тыс.), «Хотмыжская осень» (10 тыс.), «Холковский сполох» (9 тыс.) и «Фомина яишня» в Новом Осколе (7,5 тыс.).

Фестиваль «Русская каша».
Фестиваль «Русская каша»

Федеральные эксперты зачастую скептически относятся к местным фестивалям: локальные мероприятия не генерируют турпоток и не способны вывести его на всероссийский уровень. Но Белгородская область не стесняется работать для своих и тех, кто живёт поблизости. Местные‑то малую родину зачастую плохо знают – пусть окультуриваются и развлекаются. Но, если издалека кто приедет, гостям всегда рады.

Фестивали, которые чередой пошли с самой ранней весны, сыграли не последнюю роль в том, что общий туристический поток составил около 1 млн человек.

«Это общие данные, – пояснил Давид Бузиашвили. – Их собирают в музеях, органах местного самоуправления, полиции. Один из вопросов, остро стоящих на всероссийском уровне: как считать турпоток? Пока единого механизма нет, каждый регион считает как может, поэтому возможны погрешности».

Языком цифр

Если систему для замеров турпотока в России пока не выработали, то ряд критериев, говорящих о развитии туризма, есть. Третий год этот уровень в регионах измеряют авторы Национального туристического рейтинга – центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России».

«Нам важно увидеть картину за рамками статистики, понять, что происходит и насколько регионы интересны, – рассказал генеральный директор ЦИК «Рейтинг» Арсен Аристакесян. – Мы постарались создать рейтинг, используя массу критериев, которые мы добавляем из года в год. Используем данные Росстата, МВД, других ведомств, учитываем экологическую ситуацию в регионе, уровень преступности, количество интернет-запросов, которое говорит о популярности региона. Количество упоминаний в СМИ свидетельствует о том, насколько регион умеет о себе рассказать. Белгородская область третий год показывает положительную динамику».

В десятке параметров, которые учитываются в рейтинге, – уровень развития гостиничного сектора, доля занятых в сфере туризма, доходность отрасли, популярность у туристов, приезжающих на несколько дней, в том числе иностранцев. Кроме того, авторы берут в расчёт количество достопримечательностей, внесённых в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, объём экологических платежей. Помимо статистических данных, учитывают мнения и оценки, полученные от представителей экспертного сообщества: сайтов «Отдых в России», «Российский туризм», «Инвестиции в туризм» и англоязычного Tourism & Leisure in Russia.

Белгородская область уверенно в середнячках: два года назад были на 60-м месте, в прошлом году – на 50-м, в нынешнем чуть подвинулись – на 48-е.

«Турция всё равно выигрывает»

Место в рейтинге может меняться из‑за разных подсчётов. О том же, какова ситуация с живыми туристами, «БелПрессе» рассказали сами участники туристического форума.

Наталья Волкова, директор Туристической фирмы Ильиной:

«Два года назад мы стали активно развивать внутренний въездной туризм. Пока к нам едут только москвичи. Иностранцы в регион приезжают, но либо по приглашению конкретной компании, либо по делам. Обзорные экскурсии заказывают в свободное время. Иностранцев как туристов за этот год у нас было пять человек.

В целом въездной туризм развивается. В 2014 году мы начинали с 15–20 человек, а сейчас поднялись до 500–700. Предлагаем двух- и трёхдневные туры, к которым присоединяются и жители нашей области, но они не остаются ночевать в гостиницах, а приезжают конкретно на экскурсионные программы. Много программ на новогодние каникулы: санатории «Красиво», «Красная Поляна» в Валуйском районе.

По выездному туризму спрашивают туры с прямым перелётом из Белгорода либо Воронежа: ОАЭ, Таиланд, Гоа. Спрос на Турцию в этом году не изменился, но в данный момент ценовая политика на раннее бронирование нас сильно опечаливает: по 47 тыс. рублей за неделю – я не вижу интереса у туристов.

Хотя если сравнивать ценовую политику Турции с Краснодарским краем или Крымом (беря в расчёт именно авиаперелёт, трансфер и проживание на уровне четырёх-пяти звёзд по системе «всё включено»), то Турция всё равно выигрывает.

В целом мы оптимисты, не топчемся на месте и чуть-чуть растём».


Наталья Алтухова, директор четырёхзвёздочного отеля «Континенталь»:

«К нам больше приезжают по делам, но в последнее время бывают и туристы. В основном едут из Москвы, Подмосковья, Питера. В целом, в гостиничном бизнесе наблюдается рост по загрузке.

Мы работаем с Турфирмой Ильиной, и благодаря ей въездной туризм понемногу развивается, хотя и на так активно, как хотелось бы. Надеюсь, в следующем году это направление пойдёт.

Те, кто побывал у нас в области, уезжают очень довольные, отзывы хорошие, но многие люди просто не знают, что в нашем регионе есть много интересных мест».


Алёна Нефёдова, директор туристической компании «Центр мира»:

«Мы занимаемся выездным и въездным туризмом. У нас примерно 50/50 Россия и заграница.

В России покупают Сочи и Геленджик, рядом Абхазия. На юг мы возим и самолётом, и поездом, и автобусом, поэтому туры покупаются хорошо. Крым в этом году не очень хорошо покупается, как и последние три года.

Лидером продаж по загранице в этом году была Турция. Зимой берут туры в Таиланд, Доминикану, на Кубу.

По итогам этого года могу сказать, что у людей стало больше возможностей отдыхать: деньги появились. Это хорошо. Выросло и количество людей, и их финансовые возможности. Надеемся, что и следующий год будет хорошим.

По въездному туризму мы тоже работаем. Приготовили новую новогоднюю программу в усадьбе Деда Мороза в хуторе Гремучем Ивнянского района: будет квест, полоса препятствий и русские народные игры. Надеемся, что нам удастся привлечь туда 5 тыс. человек».


Анетта Новикова, директор центра развития туризма «Магнитный полюс» при управлении культуры Губкинского городского округа:

«У нас туристических объектов не так много, зато все уникальные: крупнейший в мире [железорудный] карьер, единственный в России музей истории КМА и сохранившаяся усадьба Раевских. Эти объекты достаточно посещаемые и входят с туристические маршруты нашего городского округа.

Приезжает очень много людей. Маршрут и сам карьер интересен всем, вплоть до иностранцев. Но, поскольку карьер – режимный объект, он открыт только для организованных групп по определённому расписанию. Частные экскурсии туда не разрешены».


Сергей Шеко, директор отеля «Европа»:

«В 2017 году в нашем отеле провели 115 конференций и семинаров – на 30 % больше, чем в прошлом году. Это говорит о том, что активность бизнеса в регионе выросла. Значит, кризис, о котором нам говорили с экрана телевизора и который был в России, потихонечку сходит на нет.

В гостиничном сегменте я около десяти лет, раньше работал в Москве и замечал, что между ситуацией в стране и активностью бизнеса тесная взаимосвязь. Как только наступает кризис и предприятия недополучают выручку, первое, что они урезают в бюджетах – это затраты на обучение персонала. А когда ситуация выравнивается, компании снова начинают выделять на это деньги.

Нынешний год был лучше 2016-го, а следующий, я уверен, будет, ещё лучше. Мы ожидаем получить около 30 % прироста по части проведения мероприятий – а это ещё по два в неделю.

У нас есть не только большие конференц-залы, но и комнаты переговоров, и их доля аренды по сравнению с 2016 годом тоже выросла. Малые предприятия также приглашают спикеров из других регионов, и волей-неволей мы получаем популяризацию Белгорода и области.

Сегодня не хватает туров выходного дня. Гость посмотрел Белгород, и ему нужно где‑то провести выходные. Допустим, заселился в гостиницу и тут мог бы получить информацию, куда он мог бы пойти с детьми или на какие экскурсии поехать. В прошлом году мы пробовали на новогодних каникулах сделать программу, куда включили экскурсии, проанализировав, кто был нашими гостями – и белгородцы, и люди из других регионов. Тут есть поле для сотрудничества гостиниц и туристических компаний».

belpressa.ru

Также в рубрике
В Ярославское взморье бегут за вдохновением
 0