Неподъемный тур
Где этой зимой будут отдыхать россияне
Фото: Анна Салынская
Российский туристический рынок упал почти вдвое. По-прежнему продаются только самые дешевые и самые дорогие туры. Туроператоры предлагают антикризисные варианты — предоставляют свои скидки для любителей самостоятельного бронирования и переориентируются на внутренние направления.
"Спрос на туры сейчас по рынку просел на 40-50%,— говорит гендиректор туроператора Tez Tour Владимир Каганер.— Многие ждут "горящих" ценовых предложений, больших скидок, но скидок в этом сезоне не будет". Зафиксированные в долларах и евро цены на зарубежные туры повысились вместе с курсом валют. Согласно расчетам исследовательской компании IRG, 47% россиян откажутся от путешествий, а туроператоры вывезут на отдых в 2014 году вместо ожидавшихся 18 млн человек всего 10-11 млн.
В Греции, Италии, Испании, Франции и на Кипре основной турпоток составляли туристы из России и Германии, и принимающие страны тоже почувствуют падение на российском рынке, говорит директор компании "ВИП Сервис" Дмитрий Горин. Туроператоры подготовились к падению спроса и заранее начали отказываться от забронированных в самолетах блоков мест и номеров в отелях. На этой почве разгорелся конфликт между "Аэрофлотом" и Tez Tour: 12 ноября авиакомпания заявила, что отключает туроператора от систем бронирования авиабилетов из-за долга в размере 30 млн руб. Tez Tour задолженность отрицал. По словам Каганера, камнем преткновения стал как раз объем перевозок: 22 октября открылся новый туристический сезон, 7 ноября начались скачки курсов валют, туроператор захотел сократить объемы, а "Аэрофлот" этому воспротивился, не желая снимать рейсы на Мале (Мальдивы), Бангкок и Пхукет (Таиланд). Впрочем, через два дня конфликт был урегулирован, Tez Tour вновь подключили к системам бронирования. Такие конфликты все-таки редкость, говорит гендиректор компании "Пегас Туристик" Анна Подгорная: обычно партнеры идут навстречу туроператорам, сокращая бронь и предоставляя скидки. Сейчас массовые туроператоры работают в минус, продавая путевки ниже себестоимости, говорит Каганер, но это вполне обычная ситуация: октябрь и ноябрь — это низкий сезон.
Некоторые сегменты не почувствовали сокращения спроса. На 30-35% вырос турпоток в Турцию и Египет, заявили в туроператоре TUI. "Туристы готовы снижать привычную категорию отеля, переориентируются на систему питания all inclusive, которая позволяет не тратить дополнительные средства во время отдыха",— говорит директор по маркетингу и продажам "TUI Россия" Ивор Вукелик. Почти не просел премиум-сегмент. По словам Ирины Петровой, гендиректора туроператора "Солвекс-трэвел", по-прежнему пользуются спросом дорогие туры в Финляндию. "Динамика спроса на туры не снизилась, и мы придерживаемся показателей успешного прошлого года,— заявила "Деньгам" коммерческий директор международного премиального туроператора Club Med Ольга Абрау.— Зимние продажи у нас сделаны на 70%, новогодних путевок практически не осталось. Уже работаем на продажу февраля и марта". Однако ради стимулирования спроса Club Med приходится держать курс на уровне 48 руб./€.
Компании, которые позволяют значительно сэкономить, тоже не страдают от оттока клиентов. Например, не заметило снижения спроса турагентство CheapTrip, которое продает путевки за несколько дней до поездки и зачастую в разы дешевле, чем другие туркомпании. "Спрос всегда превышал возможности нашей инфраструктуры,— говорят в CheapTrip.— Поэтому у нас, как и во время глобальной рецессии 2008-2009 годов, предновогодний ажиотаж. Любые намеки на рецессию приводят к желанию экономить и раскручивают сарафанное радио".
Через свое мобильное приложение агентство CheapTrip попыталось изучить отложенный спрос. Оказалось, что пользователи действительно ждут появления на рынке подходящих вариантов. Самые популярными направлениями в отложенном спросе остаются Египет, Таиланд, Индия, Индонезия, Израиль, европейские страны, в том числе Прибалтика. Незначительную долю занимают американские курорты — Мексика, Доминикана, Куба, Ямайка. Небольшое количество пользователей охотится на выгодные туры на Мальдивы, Сейшельские острова и на другие дорогие направления.
"Многим ожиданиям не суждено сбыться, так как существенно сокращены полетные программы",— подчеркивают в CheapTrip. В прессе звучат мрачные прогнозы посленовогодних банкротств туроператоров, но сами компании считают, что как раз в нынешней ситуации банкротства наименее вероятны: раньше международный туризм рос на 30% в год и многие строили бизнес как пирамиду, оплачивая прошлые долги за счет прибывающих туристов. Сейчас годовой рост — всего 5%, говорит Дмитрий Горин, приходится планировать точно. Позволить себе отправлять полупустые самолеты никто не может, поэтому туроператоры начали объединяться для выгодных перелетов. Находят плюсы в нынешней ситуации и в TUI. "Сейчас в России слишком много туроператоров, которые продают одни и те же направления и отели,— говорит Вукелик.— В условиях избыточного предложения основным конкурентным фактором становится цена, появляется демпинг, а это тупиковый путь. Возможно, сегодняшняя обстановка изменит это положение".
Отправь себя сам
Практически все опрошенные "Деньгами" туроператоры сходятся в оценках: от 20% до 30% российских путешественников бронируют все самостоятельно, пользуясь такими сервисами, как Booking.com, Skyscanner и т. п. По данным Data Insight, число самостоятельных путешественников в 2013 году выросло на 30%, и в этом году тенденция сохранится. Люди заказывают сами отчасти потому, что не хотят ехать стандартными маршрутами, отчасти — желая сэкономить. Но сейчас на самостоятельном бронировании туристы скорее проигрывают, считает Анна Подгорная: при бронировании курс валюты не фиксируется, оплата в гостиницах производится по факту заселения. А при покупке путевки у туроператора расчет происходит сразу по текущему курсу.
Туроператоры, желая заманить самостоятельную аудиторию, в этом году начали активно предлагать "конструкторы" туров. В ноябре "Библио Глобус" запустил новый сервис "Туры без ограничений" — как заявил туроператор, "в рамках программы антикризисного бронирования". Сервис дает возможность оформить тур с произвольным проживанием, купить "сгорающий" номер, на который отели снижают цену. Раньше в системах бронирования можно было увидеть только номера, доступные на весь период заезда, и если номер стоял хотя бы на одну ночь "в стопе", то по запросу он не выдавался. Теперь туристы смогут увидеть и такие номера, скомбинировать для проживания несколько номеров. S7 Tour ("дочка" авиакомпании S7 Airlines) сменила стратегию — перешла от туроператорской деятельности к онлайн-сервисам для самостоятельного бронирования путешествий, говорится на сайте компании. Через S7 можно заказать отель и автомобиль. Над подобными проектами работают TUI, "Натали турс". Пыталась сделать "конструктор" даже обанкротившаяся летом "Нева". Дальше всех ушла компания "Инна-тур", сосредоточившаяся только на динамическом пакетировании. "Мы разработали собственную платформу, через которую можно в реальном времени формировать туры в основном из "горящих" предложений,— говорит IT-директор "Инна-тур" Леонид Пустов.— Это мировой тренд. Например, в Германии каждый четвертый или пятый оператор занимается только динамическим пакетированием, у TUI на немецком рынке 20% оборота — это динамические пакеты". Пользователь при этом меньше рискует, чем при самостоятельном бронировании, считает Пустов, поскольку оплата происходит сразу. К тому же для динамических систем действуют туроператорские скидки за опт, поэтому по сравнению с самостоятельным бронированием экономия может составить до 20%. За несколько месяцев работы "Инна-тур" подключила к системе больше 700 турагентств, но количество сформированных пакетов и обороты Пустов не раскрывает, признавая, что пока они весьма незначительны.
"Ласточки" под сокращение
"Турист понял, что теперь за ту €1 тыс. по новому курсу он может в России найти что-то пристойное",— говорит Каганер. В конце года многие заговорили о буме внутреннего туризма, Минтранс зафиксировал увеличение внутристрановых перевозок почти на 20%. "Если в прошлые годы продажи росли в среднем на 10%, то в этом году рост составил 20-30%,— заявил "Деньгам" Дмитрий Шевченко, сотрудник отдела маркетинга "Дельфина", одного из крупнейших операторов по внутреннему туризму.— Активно продаются горнолыжка в Сочи, экскурсионные туры в Москву и Санкт-Петербург, Казань, Великий Устюг, лечебные туры в Белоруссию и на Кавказские Минеральные Воды, поездки на Черноморское побережье". Это подтверждает и Ирина Петрова: "Россия у нас держит первое место по продажам". В этом году туры на внутреннем рынке начал продавать даже международный оператор Coral Travel, хотя Каганер считает, что это "скорее для ассортимента".
Однако в Российском союзе туриндустрии (РСТ) версию внутреннего бума не поддерживают: представитель РСТ Ирина Тюрина на форуме "Познавая Союзное государство: от Бреста до Владивостока" заявила, что обсуждаемый рост в 30% — "это не скачок, это обычный годовой рост в 20-30%". Рост турпотока в Анапу и Геленджик на 50% она объяснила так: "Доехав на поезде до Анапы и увидев там огромные очереди на паром в Крым, туристы решали не ехать дальше. Так же вырос и Геленджик". Рост спроса на другие направления Тюрина объясняет эффектом низкой базы: "Вырос спрос на Великий Устюг чуть ли не на 40%. Вопрос только в базовой цифре, от которой считается этот процент. Мы знаем, что если было два человека, а стало четыре, то это рост на 100%".
Однако возросшая популярность Сочи видна, например, по соцсетям: многочисленные пользователи публикуют фотографии с курорта "Роза Хутор" и Красной Поляны, на сайте TripAdvisor активно обсуждают преображение города. Сочи сравнивают с Европой, Карловыми Варами и "альпийскими деревушками".
Но в октябре на Сочинском полигоне Северо-Кавказской железной дороги сократили половину скоростных электропоездов "Ласточка" (33 поезда), в том числе до Красной Поляны, Олимпийского парка, Адлера, Дагомыса и Лоо. По данным РЖД, убытки от перевозок в пригородном сообщении на Сочинском полигоне составили более 1,1 млрд руб. По итогам 2014 года ожидаются потери уже почти на 1,4 млрд руб. 19 ноября стало известно, что РЖД может полностью прекратить выполнение функций перевозчика уже с 20 декабря.
"О каком внутреннем туризме мы говорим в таких непредсказуемых условиях?" — возмущаются туроператоры. Этим проблемы внутреннего туризма не исчерпываются. Зарубежные гостиницы объединены едиными системами бронирования, значительная часть российских гостиниц таким софтом не пользуется. "В России не хватает индустрии развлечений, общепита, очень редко используется популярная модель "все включено"",— говорит Горин. "Российские отельеры застряли в прошлом веке,— жалуется представитель другого туроператора.— Они не понимают ценности контрактов на весь год, норовят предложить клиенту в следующий раз обращаться напрямую".
В октябре Ассоциация туроператоров России (АТОР) обратилась в правительство с просьбой о госгарантиях (от 30% до 50%) по кредитам компаниям, которые переориентируются с выездного туризма на внутренний. Но, как рассказала "Деньгам" исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, ответа пока нет.
Источник: kommersant.ru
Как советская власть безуспешно боролась с подпольным предпринимательством на черноморских курортах