USD:
EUR:

Изношенность флота — одна из проблем, тормозящих развитие круизного туризма

Несмотря на рост потребительского спроса на круизы, направление не будет развиваться без господдержки

Текст: Елена Борматова
Изношенность флота — одна из проблем, тормозящих развитие круизного туризма

Наш регион имеет выгодное географическое положение и располагает достаточными ресурсами для успешного развития круизного туризма, подчеркнул министр поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Денис Лабуза. Развитию рынка способствуют наличие рек и равноудаленность Нижнего как от Петербурга, так и от Астрахани.

По словам Лабузы, именно круизный туризм, среди прочих видов туризма, вносит наибольший вклад в экономику области и поэтому определен как приоритетный в целевой программе развития туризма.

Круизные операторы региона обеспечивают ежегодное поступление в бюджеты всех уровней от 16 до 25 млн рублей и формируют основную долю рынка внутреннего туризма: объем услуг круизных туроператоров составляет более 29% рынка туруслуг региона, достигая 500 млн рублей.

Ежегодно компании обслуживают на своих судах до 40 тыс. человек. Местные туроператоры формируют круизы по Волге, Дону, Каме, каналу им. Москвы, Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому водному пути, рекам северо-запада, Ладожскому и Онежскому озерам. Основные маршруты: Москва, Петербург (с заходом на Валаам и Кижи), Астрахань, Пермь, Углич, Ярославль, Ростов-на-Дону, Беломорск и другие направления. Популярны и туры на 1–3 дня в Макарьево, Городец, Чкаловск, Павлово, Чебоксары, Казань.

Если бы на нижегородском рынке работало еще несколько круизных туроператоров, оборот отрасли и поступления в бюджет стали бы еще больше. В области есть еще не менее десяти компаний — операторов по внутреннему туризму, заинтересованных в развитии круизов, отметил министр. К тому же рынок круизов отличается ростом спроса на этот вид отдыха.

По оценкам экспертов, растет доля потребителей, требующих комфортабельного досуга с широким комплексом услуг во время рейса — от тренажера до кинозала. Следовательно, нужна модернизация судов для привлечения выгодных потребительских сегментов.

Изношенность флота — одна из серьезных проблем, тормозящих развитие круизного туризма. Большинству теплоходов по 50–60 лет, их степень износа более 70%. С другой стороны, приобрести новые суды региональным операторам не представляется возможным в связи с огромными затратами. В то же время затраты на переоборудование судов при высокой изношенности приводят к неэффективным вложениям.

Мы живем на Волге, а флота нет, подчеркивает генеральный директор ООО «Нижегородская ярмарка-Тур» София Орлова. «Вспомните, как много теплоходов ходило по Волге в советское время. Много лет мы организовываем короткие круизы по Волге для участников выставок и форумов, и эти туры были очень популярны у гостей нашего города, — говорит Орлова.

— Очень жаль, что в 2014 году на речные просторы не вышел прогулочный теплоход «Отдых-1». Увы, судоходная компания «Водоходъ» не дала разъяснений относительно причин отсутствия «Отдыха-1» в сетке навигации. Это судно было очень востребовано именно для коротких круизов, например, до Макарьевского монастыря.

А теперь для участников крупных форумов приходится заказывать несколько менее вместительных судов, и это доставляет организаторам туров немало хлопот: отчаливают с разных причалов, имеют разную оснащенность. Знаю, что в текущем году не курсируют и другие теплоходы. Причина понятна — обмеление Волги и Оки. В результате рынок теряет отечественных и иностранных туристов».

«Да, новые суда необходимы, — говорит специалист по связям с общественностью холдинговой компании «Логопром» Кирилл Савинов. — Среди них — суда с динамическим принципом поддержания — суда на воздушной подушке. Надо вернуть скоростные суда на российские реки, поддерживать их строительство и активно развивать это направление, ведь они дают возможность передвижения по воде круглый год».

Еще одна причина, мешающая развиваться рынку круизов, — отсутствие развитой инфраструктуры, например, обмеление Волги и Оки, необорудованные причалы в туристских центрах. «Общеизвестно, что в Нижнем Новгороде долгие годы не решается проблема благоустройства Нижне-Волжской набережной, — отмечает директор муниципального автономного учреждения культуры «Рождественская сторона» Александр Сурин.

— За конфликтом двух заинтересованных структур последовало разбирательство в судах, и дело это небыстрое. Все это привело к тому, что у столицы Приволжского федерального округа нет речных ворот. По сути, в Нижнем нет и речного вокзала. Это здание занимают офисы, и туристы приплывают за десятки метров от вокзала».
Негативной тенденцией рынка является снижение конкурентоспособности круизов из‑за роста цен в связи с необходимостью реконструкции судов и удорожанием топлива, и все это при том, что качество круизов мало изменилось.

Развитие рынка речных круизов тормозит и стоимость туров — единодушны во мнении представители регионального туристического бизнеса. По словам сотрудников одной из компаний, доля речных круизов в общем объеме их продаж крайне незначительна вследствие того, что они занимаются продажей туров всего на один теплоход в год, и эти туры приобретают в основном нижегородцы, которым запрещен выезд за границу в связи с секретностью их работы.

Люди готовы к речному туру только потому, что желают где-то отдохнуть. В частности, восьми-дневный тур из Нижнего Новгорода до Санкт-Петербурга на теплоходе «Семен Буденный» обойдется двоим взрослым с одним маленьким ребенком в 158 тысяч рублей.

За такую сумму семье можно три раза отдох-нуть на замечательных зарубежных курортах с развитой инфраструктурой; особенно важно, что для маленьких детей на отдых за границей с родителями предусмотрены существенные скидки или действует правило «ребенок бесплатно».

Если же отправиться в речной круиз на более комфортабельном теплоходе «Михаил Фрунзе», то стоимость непродолжительного отдыха становится еще выше.

Для развития круизного сегмента необходимо содействие государства, считают участники рынка. Варианты оказания финансовой поддержки могут быть разными: и предоставление судов в аренду, и помощь в приобретении теплоходов, и возможности льготного кредитования, убеждена София Орлова.

«О речных круизах нужно вспоминать не только с наступлением очередной навигации. Это направление следует продвигать круглогодично, — продолжает Кирилл Савинов. — Чтобы круглый год можно было выйти к реке, сесть на речное судно — и в поход!»

Чтобы преодолеть негативные тенденции, министерством поддержки и развития малого предпринимательства подготовлено решение круглого стола, и в настоящее время документ готовится к отправке в Минпромторг России, рассказал Денис Лабуза.

В тексте письма говорится о том, что для обеспечения туроператоров новыми теплоходами необходимо введение на федеральном уровне механизма господдержки по долевому участию государства в строительстве новых судов, в том числе скоростных, и сдаче их туроператорам в аренду с последующим правом выкупа либо в форме погашения до 90% банковской ставки в сочетании с гарантийным фондом и компенсацией затрат на страхование.

Второе предложение касается постройки новых судов: в рамках Транспортной стратегии России до 2030 года необходимо предусмотреть госфинансирование строительства экспериментального круизного судна «Золотое кольцо» в объеме не менее 600 млн рублей. «Золотое кольцо» — это пассажирское колесное судно для кольцевого маршрута Москва — Нижний Новгород — Москва по Оке, Волге и Москве-реке с проходом под столичными мостами. Проект «Золотого кольца» инициирован одной из нижегородских туркомпаний на основе новой конструкции с использованием гребных колес, наиболее эффективных на мелководье.

Третье предложение направлено на развитие круизного туризма в Нижегородской области, Поволжье в целом и других регионах, перспективных для круизного туризма. В этой связи необходимы съемка акваторий круизных рек, в том числе Волги и Оки, и оценка состояния круизной инфраструктуры, определение работ по ее развитию. Нужна документация на дноуглубительные и берегоукрепительные работы, реконструкцию и строительство причалов, благоустройство и подведение инженерных сетей и дорог в перспективных круизных центрах.

Развитие круизной инфраструктуры предлагается на условиях софинансирования с регионами России без участия инвесторов. В Нижегородской области такие работы нужны в Нижнем Новгороде, Городце, Чкаловске, Балахне, Лыскове, Павлове, в Богородском, Вачском и Сокольском районах.

Для продвижения круизов на российский и международный рынки важна и эффективная PR-поддержка: рекламно-информационная продукция не менее чем на пяти языках, льготное участие в выставках, информтуры для СМИ и туроператоров.

Необходимо создание единого информационного интернет-портала по водному туризму, который бы аккумулировал туристскую информацию о достопримечательностях, практическую информацию для судоводителей, а также предоставлял бы прямой выход на сайты компаний и организаций, занимающихся обслуживанием на маршрутах. Эти мероприятия также необходимо учесть в федеральных программах.

Благодаря этим мерам поддержки за пять-семь лет можно создать качественный турпродукт как в Нижегородской области, так и в России в целом, отметил Денис Лабуза. Новые теплоходы позволят увеличить турпоток и объем услуг круизных компаний, что положительно скажется на поступлениях в бюджеты всех уровней.

(Слова Дениса Лабузы приводятся по одному из его выступлений на форуме «Великие реки»).Источник: birzha.ru

Также в рубрике
Лечебный туризм в России набирает все большую популярность
 0