Роскосмос: "Мы не участвуем в лунном проекте"
Федеральное космическое агентство заявляет, что не имеет отношения к продаваемым билетам на облет Луны с помощью кораблей «Союз»
Фото: Александр Матвеев
Роскосмос дистанцировался от громких заявлений главы компании Space Adventures Тома Шелли относительно коммерческих путешествий к Луне на российских кораблях «Союз».
— Мы не участвуем в лунном проекте, работы по модернизации «Союзов» до уровня лунных кораблей нами не ведутся и не планируются, — заявил «Известиям» Денис Лысков, заместитель руководителя Роскосмоса, курирующий пилотируемую космонавтику.
10 июня, выступая в космическом клубе Флориды, Шелли описал планируемый туристический облет Луны туристами.
— Мы берем в целом тот же космический корабль «Союз», что летает к Международной космической станции, модифицируем его и добавляем дополнительный обитаемый модуль, чтобы добавить комфорта, — цитирует Шелли Spaceflightnow. — Вероятный план полета предусматривает использование разгонного блока ДМ, который вместе с космическим кораблем «Союз» может быть выведен на орбиту ракетой «Протон». Затем ДМ отправит «Союз» с туристами к Луне таким образом, что корабль пройдет по ее орбите и вернется к Земле. Нам предстоит улучшить тепловую защиту «Союза», потому что корабль будет входить в атмосферу на больших скоростях, чем это происходит при возвращении с околоземной орбиты.
Шелли добавил, что, перед тем как отправлять туристов к Луне, планируется беспилотный полет. А первый полет непосредственно туристов может состояться не раньше 2017 года.
— Я думаю, что полет осуществим в конце 2017-го или же в 2018 году, — отметил Шелли. — Но мы сейчас с россиянами рассматриваем разные варианты изменений в конструкции, и принятый сценарий будет диктовать нам конкретный график. В случае соответствующего спроса мы планируем организовать несколько экспедиций к Луне.
Шелли заявил, что двое желающих полететь к Луне туристов уже внесли депозит. Полная стоимость билета к Луне составит $150 млн.
Space Adventures — компания с солидной репутацией — по сути единственный действующий сегодня оператор рынка космического туризма, отправивший на орбитальную станцию 7 из 8 существующих космических туристов. Именно Space Adventures организует полет на МКС британской певицы Сары Брайтман в 2015 году. Поэтому сообщение о зарезервированных местах в корабле и планируемой дате первой экспедиции было воспринято медиасообществом со всей серьезностью и заголовки о начале эры лунного туризма облетели весь мир.
В Роскосмосе заявления Space Adventures восприняли с удивлением.
— Наверное, они могли с нами посоветоваться, перед тем как делать громкие заявления, — говорит Денис Лысков. — Мы не знаем, каким образом сформирована цена билета в $150 млн. И у нас нет в планах работ по созданию «лунных» модификаций корабля «Союз». В этом нет смысла, потому что уже ведется разработка нового космического корабля, который сможет совершать экспедиции к Луне.
Новый пилотируемый транспортный корабль (ПТК) сейчас создается в РКК «Энергия» — по планам Роскосмоса он должен будет заменить «Союзы» после 2020 года. В августе прошлого года на авиакосмическом салоне «МАКС-2013» был представлен макет ПТК: его создание будет стоить бюджету порядка 160 млрд рублей.
— Такой проект будет стоить не меньше $1 млрд, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Практически нужно делать новый корабль. А у нас даже простейшая модернизация тянется годами и забирает множество денег. И всё надо сначала тестировать, нельзя сразу туриста посылать. И вообще, такому туристу предстоит суровое испытание — выходить со второй космической скорости при подлете к Земле. Это значительные перегрузки.
В московском офисе Space Adventures ситуацию оставили без комментариев.
В Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) — под ее контроль в этом году переходят государственные пакеты акций космических предприятий, в том числе РКК «Энергия», — идею модернизации «Союзов» также не поддерживают.
— Для реализации этого проекта требуется серьезная подготовка, создание ПТК и более мощной ракеты-носителя, — поясняет Игорь Буренков, директор департамента СМИ и информационной политики ОРКК. — Такие проекты в будущем, конечно, могут быть реализованы. Но, естественно, для проведения опытно-конструкторских работ требуется время — пока называть конкретную дату и давать обещания было бы слишком рано. Хотя идея легендарных путешествий вокруг Луны на новом витке развития космической техники очень привлекательна.
Президент РКК «Энергия» Виталий Лопота воздержался от комментариев.
Как ранее сообщали «Известия», ряд научных организаций и предприятий Роскосмоса совместно с МГУ и профильным институтом РАН весной этого года представили проект новой программы освоения Луны. Цель — создать к середине века обитаемую базу на спутнике Земли и лунный полигон с возможностью добычи на Луне полезных ископаемых.
Работы по освоению Луны до 2040 года авторы проекта (Институт космических исследований РАН, в том числе глава этой организации академик РАН Лев Зеленый, ЦНИИмаш, «НПО имени Лавочкина», РКК «Энергия», НИИ ядерной физики МГУ, Государственный астрономический институт имени Штернберга МГУ) делят на три этапа.
Первый этап, рассчитанный на 2016–2025 годы, предполагает отправку на спутник Земли автоматических межпланетных станций «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27» и «Луна-28». Задачи этих аппаратов — определение состава и физико-химических свойств лунного полярного реголита, выбор наиболее перспективного района в области Южного полюса Луны для будущего развертывания там полигона и лунной базы.
Второй этап, запланированный на 2028–2030 годы, включает пилотируемые экспедиции на орбиту Луны без высадки на ее поверхность. В этих целях в РКК «Энергия» уже создается транспортный пилотируемый корабль.
Третий этап, запланированный на 2030–2040 годы, включает экспедиции посещения космонавтами потенциального района размещения лунного полигона и развертывание первых элементов инфраструктуры из лунного вещества. Предлагается начать строить элементы лунной астрономической обсерватории, а также объектов для мониторинга Земли.
Предполагаемая стоимость реализации только первого этапа составит порядка 28,5 млрд рублей. Ранее была представлена смета строительства нового пилотируемого корабля для лунных миссий: это 160 млрд рублей в ценах 2012 года.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/572758#ixzz35RbPLVpVИсточник: Известия
"Лосиный остров": смерть от экологического шока