USD:
EUR:

Перелет в Крым

Как попасть этим летом на курорт: обещанных дешевых авиабилетов уже нет, и дело не только в ажиотажном спросе

Текст: Зинаида Бурская
Перелет в Крым

Улететь в Крым за 2 тысячи рублей из Нижнего Новгорода или Самары и за 8 тысяч из Хабаровска или Якутска. Именно столько в соответствии с принятыми после присоединения полуострова программами субсидирования должны стоить для простых россиян симферопольские рейсы.

И только один вопрос остается открытым: справятся ли с государственной задачей по превращению Крыма в национальный курорт сами авиакомпании?

Планы чиновников — более чем амбициозные. Министр по туризму Республики Крым Елена Юрченко еще в начале апреля заявляла, что этим летом полуостров готов принять 6 миллионов туристов, имея в виду, вероятно, гостей из России, Украины и Белоруссии — пока действует ограничение Евроконтроля на полеты в крымской воздушной зоне, гражданам других государств попасть на полуостров непросто. Российские федеральные министерства оценивают туристический потенциал присоединенных курортных земель скромнее — в 3 миллиона туристов. Но достичь даже таких показателей в этом сезоне будет трудно. Ведь мало просто захотеть приехать на полуостров — до него нужно еще добраться.

Министр транспорта Максим Соколов надеется, что благодаря авиатранспорту летом этого года Крым смогут посетить 700 тысяч человек. Таких показателей, по словам чиновника, удастся добиться благодаря субсидиям для авиакомпаний, которые будут летать в Симферополь.

Пока эти чаяния далеки от реальности. Как подсчитали журналисты ИТАР-ТАСС, при существующем на сегодня летнем расписании рейсов попасть на полуостров по воздуху смогут только около 400 тысяч человек. Чуть больше половины от обозначенного главой Минтранса целевого показателя. И это притом что перевозчики в несколько раз увеличили количество рейсов до Симферополя. Кроме того, сегодня продажи билетов на рейсы Москва—Симферополь открыла «дочка» «Аэрофлота», лоукост-компания «Добролет».

Как это устроено

Рейсы в Крым будут субсидироваться по трем программам.

Во-первых, по специальной программе субсидирования «в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении», утвержденной в конце апреля. В программе жестко зафиксированы цены на билеты из 17 городов России, а также выплаты от государства, которые авиакомпании будут получать за каждого перевезенного пассажира. На реализацию программы обещают выделить 680 миллионов рублей из федерального бюджета.

Во-вторых, удешевить билеты в Симферополь для некоторых пассажиров должна программа субсидирования перевозок с Дальнего Востока. После присоединения Крыма в программу были внесены еще три субсидируемых направления: Хабаровск—Симферополь, Якутск—Симферополь и Норильск—Симферополь. Цены на билеты также фиксированные. Как и субсидии для перевозчиков.

В-третьих, перелеты из Симферополя в некоторые города России могут считаться региональным маршрутом. Поэтому рейсы из Ростова-на-Дону и Белгорода будут субсидироваться по программе развития региональных перевозок, которую, к слову, ряд перевозчиков считает наиболее эффективной. Дело в том, что в рамках этой программы авиакомпания получает деньги из бюджета не по количеству перевезенных пассажиров (которые, кстати, могут и не захотеть летать в Крым даже по невысоким ценам), а по количеству выполненных рейсов — вне зависимости от того, сколько мест в самолете пустовало. А это наиболее безопасно для перевозчика, который осваивает новое направление.

Пункта «в-четвертых» не будет, несмотря на то, что на его реализацию готовы выделить 26 миллионов бюджетных рублей. Речь идет о программе субсидирования перевозок из Калининградской области,  которую также включили в крымский маршрут. Однако, как подтвердил «Новой» советник руководителя Росавиации Сергей Извольский, сегодня полеты из Калининграда в Симферополь невозможны из-за отказа европейских диспетчеров оказывать аэронавигационное обслуживание самолетам, следующим в Крым. «Но есть идея создать для Калининграда транзитные рейсы с промежуточной посадкой в Европейской части России, сейчас это обсуждается», — сообщил Извольский.

Кнут и пряник

Но даже несмотря на субсидии и слухи о том,что без крымских рейсов перевозчиков не будут допускать до зарубежных полетов, далеко не все авиакомпании готовы включиться в реализацию государственной задачи по доставке на полуостров российских курортников.

Так, из первой четверки крупнейших российских перевозчиков в крымской программе не участвуют ни «Аэрофлот», ни «Трансаэро», ни «Ютэйр» — только «Сибирь». Представитель «Сибири» подтвердил «Новой», что авиакомпания будет выполнять субсидируемые перевозки в Крым из Новосибирска и уже подписала договор с Росавиацией, однако отвечать на любые вопросы, связанные с рентабельностью таких перевозок, отказался.

«Авиакомпания «Ютэйр» не принимает участие в программе субсидированных перевозок в Крым по одной причине. У нас полностью сформирована программа на лето-2014, программа очень насыщенная как в регулярном, так и чартерном сегменте, все ресурсы авиакомпании уже полностью распределены», — сообщила пресс-секретарь «Ютэйр» Елена Галанова.

Однако ранее гендиректор авиакомпании Андрей Мартиросов объяснял это немного иначе, говоря, что предложенные тарифы и субсидии на симферопольские маршруты «не являются экономически обусловленными». Он также предлагал отменить уплату НДС на крымские рейсы, и чиновники пошли навстречу — отменили.

Без своего перевозчика пока остаются Хабаровск и Норильск (во всяком случае, ни одна авиакомпания пока не объявила об открытии рейсов на этих направлениях). Перевозчики намекают на нерентабельность маршрутов из-за потенциально низкого пассажиропотока (все-таки дальневосточники привыкли отдыхать в других местах — тех, что поближе) и предлагают организовать транзитные рейсы — через Москву. Росавиация до последнего была против, однако в конце недели согласовала транзитный рейс Якутск—Иркутск—Симферополь.

Без Крыма также остаются Кемерово (предложенный авиавластями тариф — 5000 рублей), Киров (2500), Сургут (4200), Нижневартовск (4400). Несмотря на то что сроки подачи заявок на выполнение субсидируемых перевозок истекли еще в начале мая, Росавиация готова идти навстречу авиакомпаниям. «Если кто-то захочет взять на себя один из «бесхозных» маршрутов, мы обязательно рассмотрим заявку», — подтвердил Сергей Извольский.

«К сожалению, возможности бюджета не позволяют субсидировать перевозки в таком масштабе, чтобы и пассажирам было приятно, и авиакомпаниям — рентабельно. На практике речь идет о том, что часть билетов авиакомпании смогут продать по сниженной цене и получить субсидию от государства, а часть им придется продавать по рыночным ценам и за счет этого обеспечивать рентабельность перевозки, — рассуждает главный редактор информационного агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Получится ли у авиакомпаний этот трюк, или они «накатают» себе убытки — вопрос открытый. Чем меньше ожидаемый пассажиропоток из того или иного города, тем больше шансов, что будут убытки. Если же ожидается наплыв пассажиров, то можно ставить топливно-эффективные самолеты большой вместимости, и за счет этого делать издержки на одного пассажира меньше».

А если поездом?

С поездами все по-прежнему непонятно. Еще в конце апреля железнодорожники из России, Украины, Белоруссии и Молдавии (поезда из Кишинева в Москву и Санкт-Петербург следуют через территорию Украины) совместно разрабатывали схемы движения поездов в Крым, однако летний график движения поездов до сих пор не утвержден. Известно, что количество составов, следующих на полуостров, сократится вдвое — украинская сторона усилила пограничный контроль, что снизило пропускную способность железных дорог.

В РЖД решили перестраховаться и начали продавать интермодальные билеты в Крым: поезд—автобус—паром—автобус. На поезде пассажир следует до Краснодара или Анапы, оттуда автобусом до порта «Кавказ», далее паромом до порта «Керчь» и, наконец, на автобусе до Керчи, Судака, Евпатории, Феодосии, Ялты, Симферополя или Севастополя. Наиболее дешевый маршрут Анапа—Керчь — плюс 150 рублей к стоимости обычного железнодорожного билета, самый дорогой: Краснодар—Севастополь — плюс 830 рублей. Однако «Единая транспортная дирекция» (еще недавно она называлась «Транспортной дирекцией Олимпийских игр»), которая занимается организацией интермодальных перевозок в Крым, уже попросила РЖД продавать не больше 200 билетов до Крыма на один анапский или краснодарский поезд — чтобы избежать очередей на паромной переправе (ее пропускная способность невысока).

Зинаида БУРСКАЯ

Личный опыт: бизнес-класс за 150 тысяч рублей

Нынешней весной неожиданно для самой себя я оказалась участницей спонтанно возникшего движения «Достань билет до Крыма», напрасно считая подобные вещи анахронизмом из 90-х. И не то чтобы поддалась патриотическим призывам поддержать отпускными деньгами российского теперь уже «производителя», просто именно в Крыму уже 14 лет кряду я отдыхаю с семьей, причем в одно и то же время, — это я к тому, что алгоритм приобретения билетов обкатан до автоматизма.

Испробовав в свое время самые разные способы перемещения до Симферополя, давно остановились на самолете. Билеты, как правило, берем за месяц-полтора до вылета. Сбоев не было. А вот нынче номер не прошел. Видимо, виной тому — заманчивое апрельское обещание невиданных для крымского направления цен на авиабилеты. Тогда руководство  компании «Аэрофлот» объявило о широкомасштабной программе полетов в Крым, пообещав, что рейсов на полуостров будет больше, а цены на билеты станут ниже. В летнем сезоне, например, планируется восемь полетов на полуостров ежедневно — это 56 рейсов в неделю.

Билет экономкласса в одну сторону нам пообещали за 4 тысячи рублей, включая все сборы. По словам представителей «Аэрофлота», компания «осознает свою социальную ответственность перед жителями страны», и поэтому один из приоритетов ее деятельности — «создание доступной среды для авиапутешествий». Все это было подкреплено заявлением президента Путина о том, что авиабилеты в Крым должны стоить на уровне 7,5 тысячи рублей «туда-обратно».

Половина перевозок на Крымский полуостров из Москвы приходится на авиакомпанию «Аэрофлот», которая 1 апреля объявила о начале продаж билетов в этом направлении по специальным тарифам. Счастливчикам удалось тогда же, в апреле, ухватить свой «горячий пирожок». Закончились «пирожки», не успев начаться.

Первую попытку купить билеты я предприняла 20 мая. На запрос «14.06 — туда, 04.07 — обратно» было получено лишь одно предложение: от «Аэрофлота» за 115 тысяч рублей бизнес-классом. Сайт «Аэрофлота» 21 мая «предлагал» полное отсутствие каких-либо билетов до Симферополя, причем на весь июнь. Только бизнес-класс по вышеупомянутой цене. Оператор по телефону горячей линии вежливо сообщил: да, действительно практически все билеты на все летние месяцы в Крым уже выкуплены (за исключением все того же бизнес-класса). Кто одним махом опустошил закрома национального авиаперевозчика? Вопрос, конечно, справедливый, только в данном контексте риторический.

А теперь самое интересное: якобы выкупленные билеты можно почему-то приобрести по бонусам. Так билеты все-таки есть или нет? Памятуя о том, что рейсы из Москвы в Крым осуществляют S7, «Уральские авиалинии», Red Wings, «Трансаэро», «ВИМ-АВИА», «Якутия», U Tair и «Ямал», ищу в системе предложения по этим компаниям. Билеты за обещанные семь с хвостиком тысяч из Москвы действительно есть и даже прямым рейсом, но в один конец. Полет с пересадкой в Минводах стоит уже 13 тысяч. Получается, что все более или менее адекватные по цене билеты выкупили? Возможно. Вот только хотелось бы узнать, а сколько именно, в процентном соотношении, их было на старте? Нам, конечно, обещали публично, что более половины билетов каждого рейса будут продаваться по минимальной стоимости, да только возможности проверить, сколько на конкретный борт ушло за 4 тысячи, а сколько дороже, — у рядовых пассажиров нет. Тем не менее решаю продолжить изыскания, сдвинув вылет из Москвы на более поздний срок. На 21 июня цены на билет в один конец выглядят следующим образом: 8175 рублей — стартовая и обозначенная как «самый дешевый маршрут», но с пересадкой в Краснодаре или Ростове-на-Дону; 15 245 рублей — промежуточная и в этой ситуации более или менее разумная. Дальше следует цена за гранью — 73 тысячи рублей.

Маршруты с пересадкой — тема особая: можно до Симферополя за 6 часов и 8 тысяч с одной пересадкой, а можно за 12 часов тоже с пересадкой, но уже за 9031 — и все это в рамках одной авиакомпании. Наиболее щадящими оказались цены у «Якутии», «Уральских авиалиний» и «ВИМ-АВИА» — около 6 тысяч в одну сторону. Но и 6 тысяч  — это все-таки не 4.

Пока я занималась своими изысканиями, друзья из Самары, с которыми планировали пересечься в Крыму, приняли решение лететь в Бургас, потому что именно туда билет стоит те самые 2 тысячи, за которые самарцев обещали перевозить в Симферополь. Решаю проверить, так ли все плохо и в направлении Самара—Симферополь. Рассматриваю вылет на 15 июля, выделяя только те билеты, которые идут с пометкой: «Дешевые». Дешевое предложение от национального авиаперевозчика, обозначенное как «лучшее», выливается в 9031 рубль и 7 ч 45 мин. — в дороге с одной пересадкой. Здесь же натыкаюсь на вариант 23 ч 25 мин. — дорога с одной пересадкой за 10 127 рублей. Ну а стандартное предложение: 10—12 тысяч с одной пересадкой. Без стыковок в день обращения мне не предложили ничего.

«Уральские авиалинии» готовы доставить в Крым, если брать билет на середину июля в оба конца, за 18 тысяч. Были еще предложения улететь без пересадок в оба конца за 19 986, 22 900… Одним словом, я стала лучше понимать друзей, нацелившихся на Болгарию (упоминалась еще Турция, стоимость одного билета из Самары в Крым равна перелету туда-обратно с недельным проживанием в турецком отеле). Чтобы картина была полной, я решила изучить предложения по маршруту Иркутск—Симферополь. Билет из Иркутска в Симферополь и обратно на конец июня обойдется в 33—34 тысячи, на середину — 40 тысяч.

Куда все-таки подевались все дешевые и средней цены билеты? Ну положим, их раскупили на июнь, разобрали на июль, но ведь и на август тоже ничего нет! Кто скупил? Госкорпорации для своих сотрудников? Лишенные железнодорожного сообщения пассажиры? По факту выходит, что билеты в принципе есть, но не на все числа, не на каждый из прямых рейсов. А еще есть для тех, кто готов провести сутки в дороге или часами сидеть в интернете, выискивая вожделенный билет на новый российский курорт.

Источник: Новая газета

Также в рубрике

Почему наши сограждане предпочитают отдыхать за рубежом

 0

Турпоток на российские курорты заграница уже перехватила

 0