Почему Крым пока проигрывает Турции
В прошлую среду, инспектируя с новыми людьми из правительства Крыма западный берег, мы заехали в один пансионат
Причины, по которым Крым пока проигрывает Турции, помещаются в одно слово: воруют
В прошлую среду, инспектируя с новыми людьми из правительства Крыма западный берег, мы заехали в один пансионат. Навстречу вышел новый директор, худой воодушевлённый человек в чёрном дешёвом костюме с георгиевской ленточкой. Он стал рассказывать, что отдыхающих пока очень мало, хотя цены снижены до самого предела. Принимаются меры, уже есть договорённости с некоторыми крупными российскими ведомствами, они обещают покупать путёвки для своих сотрудников целыми блоками.
Директор повёл нас по территории. Раньше этот пансионат принадлежал украинской железной дороге. Перед самым Майданом старые хозяева капитально тут всё отремонтировали. Мы ходили по красивым дорожкам мимо цветников и скамеек, зашли в один корпус, потом в другой. Там было по-советски тесновато, даже в люксах, но чисто и свежо после ремонта.
Я спросил директора, до какого именно предела снижены цены. Он ответил, что отдых в двухместном люксе теперь стоит 800 рублей с человека в сутки. Цифра была интересная, я попросил прайс, и вот он передо мной. Оказывается, место в люксе стоит 880 рублей, это в мае-июне, а в июле-августе уже 1035. Место в номере первой категории (в сноске указано, что там «все удобства, но душ общий», мыться придётся в конце коридора) стоит 690 рублей.
За питание надо доплатить, тут есть варианты: «комплекс» – 480 рублей в день и «заказное» – 750 рублей.
Это всё без авиабилетов. Значит, прибавляем ещё как минимум 10 тысяч. Несмотря на проявленную Путиным отеческую заботу и обещания авиакомпаний не поднимать цену самого недорогого билета Москва - Симферополь - Москва выше 7500 рублей, сегодня вы вряд ли найдёте что-то дешевле десятки. Если всё же отыщете, пришлите ссылочку в комментарии к этой заметке. Вместе порадуемся.
Плюс непредсказуемый трансфер от Симферополя до окрестностей Евпатории, где помещается пансионат – и обратно. Принимающая сторона написала, что «при необходимости» готова организовать встречу-доставку своими силами, но цену не назвала. Предупредила только, чтоб не думали, будто бесплатно: «данные услуги предоставляются за дополнительную плату, и их стоимость вы можете уточнить у наших менеджеров при оформлении заказа».
Так что на трансфер закладывайте ещё минимум три тысячи. Или уж будьте готовы торговаться с хитрым симферопольским таксистом, вычислять по глазам и повадкам, куда именно он вас привезёт.
Стало быть, двое отдыхающих в августе должны оставить за 10 дней в люксе (он со скрипом тянет на турецкую «трёшку») 20 700 рублей (1035 х 2 х 10). Плюс «заказное» питание (чтобы как-то приблизиться к турецкому «олл инклюзив») - 15000 рублей (750 х 2 х 10). Плюс авиабилеты - 20 000 рублей (10 000 х 2).
Всего, стало быть, 58 700 рублей (20 700 + 15 000 + 20 000 + 3 000 трансфер).
Сумма довольно скромная. И пансионат в целом неплох. Но на сайтах турагентств полно предложений поехать вдвоём в августе на 10 дней в Турцию и без всяких забот отдохнуть там за 45-50 тысяч. Относительно честные турецкие «три звезды» гарантируют, что отель будет хоть и многолюдный, часто с пляжем через дорогу, однако номера в нём точно не хуже крымской «первой категории», еда вкуснее и разнообразней, и с трансфером никаких проблем.
Это я не турок рекламирую, а стараюсь понять, как выходит, что с отжатыми до самого пола ценами Евпатория всё равно дороже Алании или Бодрума. Ведь зарплаты в Крыму ниже, чем в Турции, стройматериалы, продукты, бензин, солярка и почти всё остальное дешевле. Почему на выходе получаются неконкурентные цифры?
Наверно, кто-то из читателей попытается объяснить автору, что сравнивать Крым и Турцию вообще не надо. Потому что к пляжному отдыху во многих крымских санаториях (но не пансионатах) добавлен мощный комплекс лечебных процедур. Тут можно за две, три или четыре недели хорошо поправить здоровье. А другой знаток скажет, что в Крыму правильнее отдыхать «дикарём», не привязываясь к санаториям и пансионатам. Снимаешь квартирку или домик недалеко от пляжа, разведываешь, где тут у них рынок и магазины ¬– и сам себе хозяин.
Но в России довольно много людей, ещё не наживших хронических болезней и не желающих в свой законный отпуск стоять у плиты. Именно эти граждане, «средний класс» из столицы и крупных городов, обеспечивают «вал» на турецких, египетских, болгарских, хорватских курортах.
Нужен такой клиент Крыму? Ещё как!
Тогда, наверно, за него придётся бороться. И борьба предстоит нешуточная.
Проживший все свои 60 лет на полуострове председатель ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев знает всё и всех в местном курортном бизнесе. Сергей Карпович подтвердил мне, что главные причины, по которым здесь такие высокие цены ¬– именно во всеобщем воровстве.
Ведь как велись дела при Януковиче и до него? Довольно просто: на ремонт крымских государственных и ведомственных санаториев и пансионатов, на закупку для них продуктов, мебели, оборудования и всего прочего выделялись деньги из бюджета. Потом для выбора поставщиков и подрядчиков проводились тендеры и аукционы, на которых побеждали заранее известные компании. Они платили большие «откаты» чиновникам, до 40-50%. Поэтому ремонты, продукты, оборудование обходились страшно дорого. Эти деньги надо было как-то отбивать. Оттого дорогие путёвки.
Вдобавок старые директора пансионатов, которые без георгиевских ленточек, занижали количество койко-мест и за копейки сдавали целые этажи разным левым фирмам.
Помощник вице-премьера правительства Республики Крым Владимир Гарначук, с которым мы совершали инспекционную поездку по крымским здравницам, рассказал характерную историю. Один деятель руководил в городе Макеевке Донецкой области участковой избирательной комиссией. Во время президентских выборов обеспечил Януковичу нужные цифры и за это был поставлен на завидное место директора крымского пансионата, как выразился рассказчик, «на откорм».
Ехать в номера «первой категории» с душем в конце коридора по ценам выше турецких желающих было немного. Поэтому украинским трудящимся путёвки продавали за 20% цены, остальное брало на себя предприятие или ведомство. Это сильно уменьшало возможности для развития предприятий, приводило к повышению тарифов на услуги ведомств (например, железнодорожного), однако на бонусы топ-менеджерам и строительство шубохранилищ первым руководителям хватало.
Что будет теперь, когда Крым стал нашим?
«Первая задача, - сообщил мне Владимир Гарначук, - провести полный аудит тех объектов, которые есть. То есть понять вообще, какое количество мест в этих пансионатах и санаториях, каким образом они управляются, какова структура доходов и расходов. Какая у них вообще экономическая модель и есть ли перспективы для развития того или другого предприятия. На этой неделе в наш блок, к вице-премьеру Шеремету, будут переданы полномочия по назначению и снятию директоров санаториев и пансионатов, которые находятся в госсобственности, поэтому у нас появится рычаг влияния на ситуацию».
Следующим этапом, по словам помощника вице-премьера, будет создание программы развития предприятий курортной отрасли. «Потому что надо понимать: если там есть объекты, которые требуют вложений, то часть других объектов может быть следует приватизировать, получить за это деньги и реконструировать то, что может приносить прибыль в дальнейшем. Такие варианты я тоже не исключаю, - говорит Гарначук. - И третий этап это комплексное развитие и создание дорожной карты по модернизации туристской отрасли. Это глобальная цель, она является приоритетной, но ею никто не занимается на сегодняшний день».
От себя добавлю, что приватизация огромных государственных пансионатов – процесс крайне интересный. Мы постараемся возвращаться к теме ещё не один раз.
Источник: svpressa.ru