Приамурье отрезают от Большой земли?
РЖД отменяет поезд «Благовещенск - Москва»
Жители Приамурья ждут наступления лета с тревогой. С 1 июня в Благовещенск перестанут ходить поезда из Москвы. Это лишит многих жителей возможности передвигаться по стране, а туристы, которые запланировали посещение Дальневосточного региона, будут отказываться от поездок.
РЖД объясняет решение об отмене поездов тем, что данное направление нерентабельно.
Билеты уже не продают
«Российские железные дороги» (РЖД) с 1 июня отменяют движение поездов по маршруту Благовещенск — Москва и Москва Благовещенск по причине нерентабельности, сообщает ГТРК «Амур». В 2013 году этот маршрут принес убытков на 100 млн рублей. Так, из Благовещенска в Москву и обратно можно будет попасть только с пересадкой или самолетом.
Стоимость плацкартного билета на поезд из Москвы до Благовещенска в один конец составляет около 6,5 тысячи рублей, в купе — почти 16 тысяч рублей. За авиабилет в один конец придется выложить более 26 тысяч рублей. В кассах вокзалов билеты на поезд на июнь уже не продают.
В последний рейс до Москвы поезд отправится 30 мая, в Благовещенск прибудет 6 июня.
В качестве альтернативы пассажирам предлагают пересадку в Чите — после отмены поезда из Благовещенска в Москву Чите пришлось вдвое увеличить частоту курсирования своего поезда до столицы. Амурские пассажиры оказались пострадавшей стороной — они теряют больше денег и времени на поездку из-за пересадок.
Местные жители рассказывают, что из Благовещенска поезд никогда не выходил пустым. Причем им пользовались и те, кто перемещался по области. Поскольку в Благовещенске нет и пригородных поездов. Теперь до Москвы — самолетами или с пересадками. А по области только такси и автобусы.
Предпочитают самолет
Сокращение нерентабельных маршрутов проходит в рамках реформы РЖД.
По словам начальника отдела по работе со СМИ Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) Дениса Афонина, причиной этому является убыточность перевозок. «Стоимость билета в плацкартный вагон устанавливается государством, и она ниже экономически обоснованной. Выпадающие доходы должны компенсироваться, однако пассажирской компании приходится осуществлять перевозки за свой счет», — рассказал он порталу «Амур.инфо».
По мнению Афонина, жители Благовещенска, которым нужно было добраться в Москву, всегда предпочитали поезду самолет. «Был проведен мониторинг, данные таковы, что из Благовещенска на этом поезде следовали до соседних регионов, до Иркутской области, до Бурятии, но не до конечной станции, не до Москвы. И в ситуации, когда государство субсидирует авиаперевозки, цена билета на самолет может конкурировать со стоимостью билета на поезд. Люди предпочитают перелет длительному путешествию», — пояснил он.
Кроме пассажиров могут пострадать и железнодорожники: рейс обслуживают почти 700 жителей Амурской области, многие из них всю жизнь посвятили этому поезду. В городе Шимановске поезд Благовещенск — Москва обслуживают 110 человек.
Железнодорожники написали Владимиру Путину письмо с просьбой вмешаться в ситуацию и спасти поезд, а 21 апреля коллектив железнодорожников, обслуживающих поезд, собрался на импровизированную пресс-конференцию, где выступил против отмены поезда и назвали слова РЖД о нерентабельности поезда «неправдоподобными». «Нам ничего не предлагают, никакой альтернативы. Только из-за одного-единственного поезда существует здесь резерв, Благовещенск — Москва. Пришел приказ его отменить, и мы все понимаем: это ликвидация», — рассказал начальник поезда Наталья Белоусова.
Железнодорожники напоминают, что поезд связывает между собой Хабаровскую, Амурскую и Еврейскую автономную область, а также Приморский край, останавливаясь на самых маленьких станциях.
Впрочем, как разъяснили в ОАО «РЖД» «Русской планете», сокращения штата работников не планируется. С лета персонал Забайкальского филиала ОАО «ФПК» переведут на поезда Благовещенск — Адлер и Чита — Благовещенск. Но рабочих эти перспективы не радуют.
В пресс-службе забайкальской железной дороги сообщили, что готовы пустить поезд, если правительство Амурской области захочет «софинансировать маршрут».
Жители Амурской области считают, что их намеренно отрезают от центра. В пример они ставят соседний Китай, где по всей стране от Харбина запущена сеть скоростных поездов.
Убыточные перевозки
Между тем, власти Приамурья ищут варианты замены пригородных поездов. До конца года в Приамурье действуют 14 пригородных железнодорожных маршрутов. Уже в ближайшее время заменят отмененные электрички рельсовыми автобусами. В ближайших планах ЗабЖД — приобретение 100 единиц техники.
«Вопрос встал о том, что необходимо приобретать для перевозок новую современную технику — это монопоезда, автобусы двухвагонные. И двигаться к тому, чтобы в 2014-2015 году такой заказ был размещен, и в это же время первый пробный на территории ДВ эксперимент был запущен», — рассказал губернатор Амурской области Олег Кожемяко во время встречи с начальником Забайкальской железной дороги Валерием Фоминым 22 января этого года.
Реформы, проводимые РЖД, раскритиковала в начале февраля 2014 года Счетная палата России. Как показал отчет, опубликованный на сайте палаты, реформирование отрасли происходит с многолетним опозданием, а многие регионы до сих пор остаются без железнодорожного сообщения.
Одной из главных проблем железнодорожной отрасли остается создание механизма безубыточной деятельности в сфере пассажирских пригородных перевозок. «Двухуровневое тарифное регулирование данного вида перевозок, при котором государство регулирует тариф за использование инфраструктуры, а субъекты страны — тариф на перевозку пассажиров — требует совершенствования», — утверждает Счетная палата.
Подтверждается этот довод тем, что значительная часть пригородных пассажирских компаний, созданных в рамках структурной реформы, по-прежнему работают с убытками. «При этом на компенсацию потерь в доходах ОАО "РЖД" ежегодно из федерального бюджета выделяются субсидии в сумме 25 млрд рублей», — отмечается в отчете.
В столице России сдаются квартиры, стоимость которых равна одному миллиону рублей за месяц проживания