USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Иностранцы не любят посещать Россию

Туристы разлюбили нашу страну уже давно

Текст: Кира Ремнёва
Фото: Сергей Тетерин

Иностранцы не любят посещать Россию

Летний туристический сезон в России под угрозой срыва. Туроператоры уже заявляют о том, что иностранцы начали отказываться от забронированных туров. Официальное объяснение – политическая напряжённость между РФ и странами Запада, сложившаяся в результате событий на Украине. Однако на поверку оказывается, что большая политика стала всего лишь катализатором давно уже идущих процессов.

По прогнозам участников рынка, в этом сезоне Россия может недосчитаться 20–30% туристов из-за рубежа. Такую печальную статистику озвучили туроператоры в ходе недавнего отраслевого форума в Берлине. «В лучшем случае в этом году турпоток в Россию сократится на 20–30%, – подтверждает директор департамента въездного туризма «КМП групп» Александр Макляровский. – На интересе иностранцев к России отразятся как вводимые в отношении России санкции, так и освещение происходящих политических процессов в СМИ. Многие европейцы негативно относятся к позиции России по поводу Украины, поэтому не поедут на отдых в нашу страну. Другие и вовсе не понимают географии происходящего, считая, что волнения происходят прямо под Москвой и Петербургом».

Туристы разлюбили Россию уже давно

Политическая ситуация в реальности лишь зафиксировала уже давно идущие на рынке въездного туризма тенденции. «На европейском рынке уже давно наблюдается стагнация либо снижение. Аналогичные тенденции были и на американском рынке. До обострения политической ситуации разве что не было аннуляций. Однако весь прирост на рынке внутреннего туризма, который у нас наблюдался в последнее время, был за счёт азиатских рынков – Китая, Турции и т.п.», – отмечает Майя Ломидзе.

Причём главными проблемами въездного туризма участники рынка считают отнюдь не политику. Причина куда более банальная: неоправданная дороговизна туров, сложности в оформлении виз, а также отсутствие какой-либо рекламы и пиара России как страны, привлекательной для туристов.

Парадоксально, но факт: нынешние сложности в большой политике местами, напротив, даже подстегнули интерес к России. «Есть один важный момент, который, возможно, на нашем рынке пока ещё не учтён, но о нём уже говорят зарубежные операторы и зарубежные СМИ. Появилась целая прослойка путешественников, которые заинтересовались Россией именно из-за последних политических событий. За их счёт, возможно, снижение турпотока будет скорректировано», – говорит Майя Ломидзе.

Однако, даже если этот прогноз в итоге оправдается, очевидно, что такой прирост будет лишь временным. В долгосрочной же перспективе российский рынок внутреннего туризма ещё только предстоит развивать.

Немцев просят доказать, что они не останутся в России

Одним из правильных направлений развития рынка внутреннего туризма может стать введение визовых послаблений. Несколько дней назад в Госдуму уже даже был внесён соответствующий законопроект. Однако опыт показывает, что, какой бы хороший закон ни принимался, на практике всё выходит как всегда. По словам участников рынка, главная проблема с получением российской визы вовсе не в жёсткости законодательства, а в том, как оно исполняется бюрократами на местах. «В каждом российском консульстве или визовом центре обязательно возникают какие-нибудь дополнительные требования, которые нигде не прописаны, – поделился с «Нашей Версией» на условиях анонимности один из участников рынка. – Например, в Германии у туристов одно время требовали справку с работы и ещё ряд документов, подтверждающих, что человек непременно вернётся домой и не захочет остаться в России. Это было просто смешно». Добавили нервотрёпки зарубежным туроператорам и российские визовые центры, открывшиеся во Франции, Испании, Финляндии и той же Германии, которые начали требовать пакеты документов уже по своему разумению. «Тамошние туроператоры даже направляли к нам обращение с просьбой разобраться с работой визовых центров», – рассказывает Майя Ломидзе. В результате, конечно, всё наладилось, но впечатление у потенциальных туристов было испорчено. И за Россией закрепился имидж страны, в которую сложно оформить визу.

Стоит отметить, что работа зарубежных визовых центров в России тоже не всегда идеальна. Есть только одна «маленькая» деталь: из России каждый год выезжают около 15 млн человек, при этом в Россию приезжают всего 2,5–3 млн туристов. Так что наши консульства и визовые центры вполне могли бы позаботиться о столь незначительном количестве путешественников и сделать организацию их поездки максимально приятной.

«Законопроект об упрощении процедуры оформления российских виз говорит о том, что мы становимся более открытыми. Безусловно, визовые послабления напрямую к увеличению въездного потока пока не приведут в связи с политической обстановкой, но в его положительном влиянии в перспективе я не сомневаюсь. Визовые ограничения достаточно негативно воспринимаются иностранными туристами и блокируют рост въездного потока в Россию», – констатирует представитель компании UTS Travel Светлана Чунгак. Остаётся только надеяться, чтобы в консульствах и визовых центрах не начали придумывать несуществующие правила, усложняющие туристам оформление виз.

Другой немаловажной проблемой участники рынка называют отсутствие за рубежом представительств Ростуризма. Для сравнения: в нашей стране работает 43 представительства министерств по туризму из разных стран мира. Аналогичных российских представительств нет нигде в мире! А это значит, что зарубежным туроператорам никто не рассказывает о туристическом потенциале нашей страны, не проводят семинары, не организуют рекламные поездки и т.п. То есть своё представление о России и потенциальные путешественники, и, что немаловажно, те, кто им продаёт туры, черпают из СМИ и циркулирующих в Интернете мифов.

В этой ситуации впору порадоваться, что иностранцы наконец-то каким-то мифическим образом разуверились в том, что в Москве по Красной площади гуляют медведи в шапках-ушанках с балалайкой и бутылкой водки наперевес.
Справка

«Операторы рынка говорят о некотором количестве аннуляций уже забронированных туров из-за политической ситуации. Сейчас речь идёт о 10-процентном снижении. Но эта цифра пока не сильно показательна и может быть скорректирована к маю. Ведь основной сезон – это лето», – констатирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.

Некоторое снижение турпотока пока что зафиксировали в Санкт-Петербурге. В частности, компания «Балтик трэвэл компани» заявляет о том, что сразу три группы туристов решили отказаться от своей поездки в Северную столицу. Представители турфирмы «Мир» подтверждают эту тенденцию: по словам представителей компании, свои туры отменили около 80 туристов из Канады и США. Правда, этот случай едва ли можно считать показательным, ведь путешествие должно было пройти по маршруту Москва – Петербург – Киев, а охваченная революцией столица Украины сегодня и впрямь является не самым удачным туристическим направлением.

Вместе с тем, по сообщениям СМИ, некоторые отельеры, работающие в России, уже начали корректировать свои финансовые планы на наступающее лето. В частности, в питерском Four Season Lion Palace заявляют об отмене бронирования корпоративных туристов из США. В опять же питерской «Октябрьской» рассказали о том, что несколько туристических групп из Европы аннулировали бронирование. «Сейчас активность иностранного рынка по бронированию туров снизилась, но пока не критично», – резюмирует директор международного департамента «Академсервиса» Ирина Волкова.

Источник: versia.ru

Также в рубрике

Россия начинает активно развивать туризм на Шпицбергене
 

 0

Российские госкомпании активно включились в развитие туризма в Крыму

 0