USD:
EUR:

Олимпийский якорь

Паромы, которые переделали из транспортного средства для туристов в гостиницы и отели

Текст: Валерия Житкова
Олимпийский якорь

Наплыв гостей в Сочи во время олимпийского месяца побил все рекорды: найти свободный номер в гостинице было практически невозможно. На этом ажиотаже смогла заработать российская судоходная компания St. Peter Line, которая превратила на две недели свои паромы в отели. Сумма госконтракта с Росморпортом составила 6,5 млн долл., еще столько же предприниматели рассчитывают получить в качестве дополнительного дохода в 2014 году, так как Олимпиада для них стала успешной рекламной кампанией.

По оценкам вице-премьера Дмитрия Козака, количество посетителей Олимпийского парка за две недели Игр составило 2 млн человек. Уже в октябре 2013 года стало ясно, что традиционных гостиничных мест для всех посетителей Олимпиады не хватит. По предварительным оценкам, без крыши над головой могли остаться 12 тыс. человек. Тогда Министерство транспорта предложило использовать в качестве гостиниц корабли. ФГУП «Росморпорт» провел соответствующий конкурс между судовладельческими компаниями.

В итоге в порту Сочи пришвартовались семь судов, среди которых был только один отечественный паромный оператор St. Peter Line. Остальные суда — британское Thomson Spirit, американские Norwegian Jade и Louis Olympia, итальянские SNAV Toscana и Grand Holiday. Всего в конкурсе участвовало семь российских и иностранных компаний.

Представитель британской компании Louis Ship Management Ltd Фроссо Зарулеа, которая тоже выиграла тендер на размещение двух судов в Сочи, рассказал РБК о мотивах участия в конкурсе: «Если бы мы не выиграли конкурс, паромы просто стояли в английском порту. Кроме этого мы ожидаем дополнительного дохода от рекламы, которую компания получила благодаря Олимпиаде. Возможность показать высокий уровень сервиса и хорошо зарекомендовать себя на судоходном рынке была для нас определяющим фактором».

Представитель ООО «Генеральный сервис», один из участников конкурса, которые не вошли в число победителей, на запрос РБК ответил, что компания заявку в Росморпорт вообще не подавала и не понимает, почему они числятся в списке конкурсантов. Росморпорт со своей стороны ситуацию никак не комментирует.

Российская St. Peter Line заключила с Росморпортом договор аренды на два судна — Princess Maria и Princess Anastasia. Оба парома принимали гостей с 5 по 24 февраля. За это время в номерах водных гостиниц успели пожить 34 тыс. человек. Размер сделки с Росморпортом составил около 6,5 млн долл.: 2,8 млн долл. и 3,8 млн долл. за каждое судно.

После закрытия первого конкурса был объявлен второй — на право размещения гостей в номерах. Его выиграло российское подразделение международного туроператора TUI Travel — «Свой ТТ».

Цены регулировались указом Дмитрия Медведева о суточной стоимости гостиничных номеров в Сочи. Согласно этому постановлению, максимальная цена за ночь в отеле не должна превышать 14 тыс. руб. — столько стоил люкс в пятизвездочной гостинице. Раньше во время массовых мероприятий цены за сутки могли взлететь в десятки раз и в отелях Сочи доходили до 157 тыс. руб.

Сумма 6,5 млн долл. покрыла цену аренды судов и работы экипажа. Расходы на топливо и перегон паромов из Петербурга в Сочи St. Peter Line взяла на себя. Плата за размещение в номерах уходила туроператору. St. Peter Line же помимо фиксированной в контракте суммы получала прибыль от работы ресторанов и баров на борту. Но и эта статья доходов не принесла сверхприбыли: жители плавучих гостиниц проводили вечера на суше. Во время же водных круизов у пассажиров такой свободы выбора нет.

«Цель этой кампании для нас — принять участие в Олимпиаде и провести мощную пиар-акцию. С финансовой точки зрения мы сработали в ноль», — рассказывает директор по маркетингу St. Peter Line Андрей Мушкарев. «Мы совершаем круизы 365 дней в году, и февраль для нашей компании — низкий сезон. Если бы не Олимпиада, суда St. Peter Line курсировали бы по прежним маршрутам и принесли примерно такую же прибыль, как и за время сочинского февраля», — объясняет Мушкарев.

«Свой ТТ» брал с жителей водных гостиниц от 1,8 тыс. до 7 тыс. руб. «О рекламной кампании как таковой здесь говорить нельзя. Брендинг TUI был размещен только на территории портов и на самих лайнерах. Тем не менее для нас это был важный имиджевый проект», — рассказывает Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS. «Мы ожидаем увеличения узнаваемости бренда, особенно в южных регионах России — Краснодаре, Ростове, Самаре. Сейчас ведется калькуляция финансовых результатов проекта, они будут известны в конце марта», — говорит он.

Опрос на сайте для путешественников Форум Винского показал, что гости плавучих гостиниц остались довольны своим выбором. Провести Олимпиаду на борту водных отелей планировали больше всех респондентов — 34%. Второе место заняли частные квартиры и комнаты (24%), а традиционные отели выбрали всего 19% опрошенных. Те, кому удалось пожить в номерах-каютах, утверждают, что с логистикой и обслуживанием проблем не было. А команда парома Grand Holiday даже устроила прощальный сюрприз своим гостям: бесплатные креветки на гриле, которые, по словам пользователя, не заканчивались до двух часов ночи.

Рекламные инвестиции

Хорошая реклама — самое ценное, что принесла Олимпиада компании, утверждает представитель St. Peter Line. «Пиар ведь работает на будущее. Благодаря этому контракту мы ожидаем 20-процентного роста количества пассажиров в 2014 году по сравнению с прошлым годом и увеличения прибыли на 5 млн евро», — прогнозирует Мушкарев. Цена круизных билетов, по словам представителя St. Peter Line, тоже будет расти — все расчеты компании привязаны к курсу евро. Оптимистические оценки основаны на опыте предшественников: впервые плавучие гостиницы появились на летних Играх в Барселоне 1992 года. С тех пор число заходов в порт за сезон увеличилось с 10 до 800, а доходы судовладельцев выросли в десятки раз. «Если рассчитывать, что каждый из двух судов принесет по 2,5 млн евро дополнительного дохода за год, а навигация длится около 280 дней, то компания планирует в день привлекать примерно на 9 тыс. евро больше, чем до участия в олимпийской истории», — подсчитал Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента инвестиционной компании «Регион». «Рост прибыли St. Peter Line на 5 млн евро в будущем году я считаю вполне реальным. За счет олимпийской рекламы число пассажиров может увеличиться на 50 человек в каждый круизный день. При расчетах необходимо учитывать два фактора. Первый — это увеличение заполняемости судов. Велик шанс, что многие гости, бывшие на борту плавучих гостиниц во время Олимпиады, выберут для круизных путешествий именно эту компанию. Второй момент — это рост цен на билеты. Если судовладельцы перед тем, как принять гостей на борт, проводили реинновацию и повышали качество обслуживания, цена за тур ожидаемо возрастет», — рассуждает Вайсберг.

Отель на один сезон

«Компания St. Peter Line работает в специфической отрасли круизного бизнеса — совершает грузопассажирские перевозки», — рассказывает Алексей Ефимов, маркетолог круизного оператора Celebrity Cruises. «Компания предоставляет своим пассажирам удобный способ переправиться из точки А в точку В вместе с личным автомобилем. Вместо того чтобы торчать на сухопутной границе, вы можете провести то же самое время в комфортабельной каюте. А полноценные круизные туры — это не способ передвижения, а прежде всего отдых. Поэтому те компании, которые занимаются только круизами, сильно привязаны к сезону отпусков». По словам представителя турфирмы, St. Peter Line заняла выгодную нишу — их паромы ледокольного типа зимой не имеют конкурентов. Поэтому февраль для компании, несмотря на небольшой спрос, довольно прибыльный месяц. И та сумма, которую St. Peter Line получила за контракт с Росморпортом, вполне сопоставима с прибылью от туров, которые компания могла реализовать за время рабочего февраля, считает Ефимов.

«Гостиницы на воде работают обычно только в период массовых мероприятий, таких как Олимпиада. В обычное время арендовать суда нецелесообразно — в обслуживании они намного дороже традиционных строений», — рассказывает Илья Уманский, генеральный директор национального туроператора «Алеан». Еще один важный плюс гостиниц на воде, по мнению Уманского, — отсутствие проблем с их использованием в будущем. Паромы отрабатывают время мероприятия и уходят из порта. В ближайшее время России снова понадобится помощь плавучих гостиниц, уверен Уманский: грядет чемпионат мира по футболу. Плавучие гостинцы в ближайшем будущем могут появиться и в центре столицы: правительство Москвы еще в октябре 2013 года объявило о проекте строительства на Москве-реке водных отелей. Об этих планах рассказал замруководителя Москомархитектуры Александр Тимохов на заседании круглого стола в Мюнхене.

Правительство собирается привлечь к проекту частных инвесторов, для которых плавучие отели могут стать выгодным вложением: аренда водной поверхности на Москве-реке обойдется в 76 руб. за 1 кв. м. Реализацию этих планов тормозит большое количество организаций, контролирующих водные артерии Москвы. Тот факт, что проект до сих пор на стадии разработки, пресс-служба мэрии никак не комментирует.

Источник: rbcdaily.ru

Также в рубрике
На перехватывающих парковках со стороны Краснодарского края сейчас находятся 750 легковых автомобилей, в основном это жители Крыма
 0
Школьники 15-17 лет начиная с 9 марта могут размещать в сети TikTok туристические видеоролики о тех городах, где они живут, в рамках конкурса "Страна открытий", прием работ продлится до 11 апреля
 0