Стюардесса Наташа рассказала о поведении миллиардеров в небесах
Инстаграм, хештег #частныйсамолет — и вуаля: сотни фотографий из салона бизнес-джета. Антураж стандартный: мужчина в кожаном кресле, двери из темных сортов дерева, иллюминатор, в руке — бокал игристого и обязательный атрибут — длинноногая спутница.
Мы окунулись в мир тех, кто выбрасывает тысячи евро за трехчасовой перелет, и узнали, почему частный лайнер никогда не попадает в турбулентность, какие чаевые оставляют VIP-пассажиры, что грозит сотруднику экипажа за царапину на позолоченных унитазах, чем отличаются любовницы олигархов от жен арабских шейхов и сколько спиртного выпивается в салоне бизнес-джета.
О работе на частном воздушном судне — в интервью стюардессы одного европейского лайнера.
Арендовать личное воздушное судно проще, чем забронировать билеты на обычный рейс. Эксклюзивные предложения выставлены на сайтах частных авиакомпаний.
Перелет Москва—Дубай — 27 тысяч евро за четырех пассажиров. В стоимость входят спальные места, спутниковая связь, индивидуальные мониторы, Wi-Fi. Перевозчик гарантирует полную конфиденциальность. 13-местный лайнер из Москвы в Дубай обойдется в 30 тысяч евро. Шесть человек могут добраться из Сочи в Стамбул за 20 тысяч евро, а в Ниццу — за 26 тысяч. За перелет из Москвы на Мальдивские острова на 13-местном бизнес-джете придется выложить 64 900.
Разглядываем фотографии салонов. «Ночью на нашем борту — романтика» — подпись под фотографией со свечами и шампанским. «Задумчивый главный пассажир Паша» — речь идет о снимке, где изображена счастливая морда собаки около иллюминатора.
«Частный самолет — не роскошь, а необходимый инструмент», — оставляют комментарии в Сети постоянные клиенты частной авиации. И не поспоришь. На борту — лучший обед в воздухе, доступ в багажное отделение и отсутствие назойливых просьб: «Выключите электронные приборы, приведите кресла в вертикальное положение, садимся…»
Вот какой аргумент выдвигает в пользу полетов на бизнес-джете одна из авиакомпаний: «Исследования показали — богатые люди живут дольше бедных на 12 лет. Они качественно питаются, не жалеют денег на уход за телом, соблюдают режим, чаще отдыхают, испытывают больше положительных эмоций. Друзья, пришло время качественно изменить жизнь своей семьи, главное — желание». И дальше по тексту: «Выбирайте бизнес-джет и продлите себе жизнь». Пост в Сети собрал тысячи лайков. И только один скромный отзыв оставил человек, которому вряд ли улыбнется удача даже постоять рядом с таким лайнером: «Жаль, что многие не хотят быть богатыми. Жили бы дольше и интереснее».
«За царапину на позолоченной раковине — увольнение»
О жизни богатых людей на земле пишут часто. Как обстоят их дела в небе, — скрыто за семью печатями. Экипаж, который обслуживает пассажиров бизнес-джета, подписывает бумаги о неразглашении увиденного и услышанного во время полета.
Бортпроводница частного лайнера согласились поговорить на условиях анонимности. Девушку зовут Наталья. В бизнес-авиации она трудится больше пяти лет.
«Хотите поменять жизнь? Больше зарабатывать, ездить на дорогих машинах, одеваться в бутиках, вкусно ужинать в лучших ресторанах, отдыхать на дорогих курортах? Это все возможно в бизнес-авиации» — так звучит рекламный слоган для женщин, желающих обслуживать пассажиров бизнес-джетов.
Попасть на престижную работу нереально, если вам немного за тридцать, вы носите размер М при росте ниже 180 см, не владеете английским, не умеете хранить секреты, и если вы — мужчина.
— Работодатель сразу развернет девушку со шрамом в пол-лица или с видимыми татуировками, — начала рассказ Наталья. — Наниматель сначала изучает резюме, собирает отзывы с предыдущего места работы. Дальше — собеседование, куда девушкам следует приходить в юбке не выше колен, не надевать блузку с глубоким декольте, волосы лучше собрать в пучок. В приоритете дамы, чей опыт работы в авиации составляет от года.
Перед тем как приступить к стажировке, девушки проходят обучение. Стоимость курсов- от 30 до 100 тысяч рублей. Учат сервировке столов, основам психологии; также стюардесса должна овладеть такими профессиями, как сомелье и бармен.
— Я в бизнесе пять лет. У нас было много стюардесс с Qatar Аirways, Emirates, «Аэрофлота». Почти все вернулись обратно в гражданскую авиацию, — продолжает собеседница. — На нас больше ответственности, чем на обычных бортпроводницах. В обязанности входит уход за салоном: до блеска чистим дерево, из которого сделаны столы и двери, ухаживаем за кожаными сиденьями, за потолком, стенами — все обтянуто светло-бежевой кожей, поэтому любое пятно заметно. В идеальной чистоте должно находиться ковровое покрытие от входа в самолет до багажного отделения, где тоже лежат ковры. Уборка туалета — тоже на нас. Раковины и унитазы в нашем лайнере — позолоченные, поэтому нужно быть осторожным с выбором химикатов при дезинфекции. Не дай бог поцарапать ванное оборудование: за такую неосторожность можно вылететь с работы.
— Почему уборкой салона не занимаются профессионалы в этой области?
— Компании экономят на уборке. Если стюардесса может все убрать, зачем тратить лишние деньги? Нас специально обучают этому делу. В контракте прописано, что я обязана поддерживать чистоту салона до и после полета. Полчаса достаточно, чтобы привести в порядок лайнер на 6 человек, полтора часа уходит на чистку 12-местного салона.
— За что могут уволить?
— За нарушение условий конфиденциальности. Одна наша стюардесса сопровождала знаменитого актера. Сфотографировалась с ним, селфи выложила в Инстаграм. Работодатель просматривает соцсети сотрудников. Той девушке сделали первое замечание. Но потом она снова опубликовала фотографию из салона самолета… Как правило, три замечания — и человека увольняют.
— Вам запрещено публиковать снимки в сети?
— Конечно. С пассажирами фотографироваться тоже не рекомендуют. Если летит знаменитость и тебе хочется фотографию на память или автограф, можно аккуратно его попросить об этом, чтобы не раздражать. Но эту карточку разрешено показать только родным — нельзя ее выставлять в Интернет. Еще строго запрещено указывать название компании, где ты работаешь. Нельзя ужинать с клиентами — часто те, кого мы обслуживаем в полете, приглашают потом нас на ужин…
— Какая у вас зарплата?
— Зарплата немного больше, чем у стюардесс таких престижных авиакомпаний, как Emirates или Lufthansa. Мы получаем до 4–5 тысяч евро в месяц.
— График работы какой?
— Четкого графика нет. Все зависит от заказчиков и сезона. Осень, февраль и апрель считаются мертвым сезоном. В это время насчитывается всего по 5–10 полетов в месяц. Горячая пора — конец весны, лето и новогодние праздники. В это время летаем ежедневно. После семи дней полета дают обязательно выходной — 36 часов. В нашей компании существует регламент: 20 дней рабочих, 10 — отдых.
— Когда вы прилетаете в ту или иную страну, вас селят в хороших отелях?
— Нам выделяют бюджет на отель — до 250 евро за номер. Обычно мы селимся в 4-звездочные отели.
«Отказалась лететь, пока не убрали цветок в горшке»
— Ваши клиенты более капризны, чем пассажиры гражданской авиации?
— Наши пассажиры капризны в плане питания. Одни не любят рыбу, другие предпочитают веганскую пищу или сидят на безглютеновых диетах, третьи пьют только бургундские вина… Случается, что придираются по мелочам. Например, в салоне у нас обычно стоит орхидея в горшочке. Одна пассажирка наотрез отказалась лететь, пока эту орхидею не убрали и не проветрили салон. Визжала, что не переносит запах орхидей. Пропустила мимо ушей все мои доводы, что орхидея — уникальный цветок, не вызывает аллергии, так как не имеет запаха и пыльцы. Уверена: женщина перепутала лилию с орхидеей. В итоге пришлось оставить цветок на земле.
— Откуда вы берете блюда для вип-пассажиров?
— Существуют свои нюансы. Например, в Англии на борт самолета могут доставлять еду только определенные рестораны. Самодеятельностью лучше не заниматься. Если пассажир отравится, то стюардесса несет ответственность. Моя компания не разрешает проносить на борт еду самостоятельно. Стюардессам заранее предоставляется список пожеланий пассажиров, еще мы просим оповестить, есть ли у них аллергия на те или иные продукты. Заказываем стейк, суши, осьминога, разнообразны салаты, супы, кошерную еду — меню огромное и разнообразное.
— Люди в полете только и делают, что едят?
— Пассажиры любят поесть в полете. Сначала мы приносим им закуски, потом — салатики, дальше — супы, и после всего — главное блюдо. Все это сопровождается вином или шампанским. Подаем свежевыжатые соки. Трапезу завершаем чаепитием с десертами. Затем пассажиры засыпают. Чаще всего такими рейсами летают люди в возрасте — их после плотного обеда клонит в сон.
— Столовые приборы тоже какие-то особенные?
— Тарелки, чашки — из фарфора. Ложки, вилки, ножи — очень дорогой фирмы. Постельное белье — шелковое. Кашемировые пледы с шерстью мы покупаем в Швейцарии.
— Мобильная связь есть на борту?
— Да, у нас есть спутниковый телефон. Но им пользуются в экстренных случаях. Например, если клиент забыл сообщить своему водителю время прилета.
«Заставила убрать красную икру из оливье»
— Ваши пассажиры — кто они?
— Известные телеведущие, звезды кино, шоу-бизнеса, спортсмены, бизнесмены, чиновники, — перечисляет Наталья. — Перевозили недавно странного мужчину. Он летел в Киев за день до выборов президента Украины. В багаже вез 10 чемоданов с книгами. У трапа его встречали четыре черных «Гелендвагена» и вооруженная до зубов охрана. Больше никого: ни полиции, ни миграционной службы, ни таможни, ни одного сотрудника аэропорта.
— Как ведут себя люди в полете?
— Заметила, что если мужчине лет 40–50, а его жене — 18–25, то их малолетние дети очень избалованные. Молодые мамы перекладывают ответственность за детей на нянечек или на стюардесс. За детьми нужно пристально следить, чтобы они не травмировались, не разрисовали салон… Но делать им замечания не рекомендуется: это может не понравиться родителям. Любовницы и молодые жены — самая придирчивая публика. Закатывают мужам истерики, ревнуют их к стюардессам… А взрослые жены олигархов, как правило, приветливы, добры и уважительны. Если в салоне летит большая семья, то жены начинают помогать мне: расставляют блюда, убирают грязную посуду…
Мы с экипажем разделили наших пассажиров на две группы: те, которые заработали деньги своим трудом, как правило, воспитанные и вежливые. В полете ничего не требуют — им важно качество еды, напитков, спокойствие и уют. С такими летать — удовольствие. Они и пообщаться могут, и чаевые оставить. Другая категория людей — хапуги, которым деньги упали с неба. Их тяжело обслуживать: много выпендрежа, от них редко услышишь даже «спасибо», придираются даже к самому безупречному сервису.
— Кто из пассажиров запомнился?
— Однажды с нами летел из Куршевеля губернатор одной области с семьей. Предварительно они оформили меню: маринованные овощи, куриные котлеты с пюре, отбивные с гречкой, голубцы. Не потребовали ни ассорти из швейцарских сыров, ни итальянских мясных деликатесов, ни фуа-гры. Даже десерты попросили простые: «Наполеон» и «Медовик». Наше счастье, что мы летели за ними из Москвы, — успели там заказать блюда. Во Франции нам вряд ли удалось бы найти гречку и котлеты… Когда сами пассажиры появились на борту, я обратила внимание, что они были очень просто одеты: ни брендов, ни ювелирки. Люди оказались вежливые, переживали, как я одна справлюсь с восемью пассажирами. Во время сервировки обеда мама губернатора, жена и его дети сами приходили на кухню и забирали блюда. На мои уговоры расслабиться и наслаждаться полетом не реагировали. После обеда они собрали всю грязную посуду. Когда приземлились, я поблагодарила их за полет. Но эта семья — исключение, чем правило.
— Расскажите про правило.
— Я надолго запомнила полет с женой одного из резидентов «Камеди Клаб». Девушка летела с подругами в Ниццу. Предварительно нам отправили пожелания по питанию и напиткам, но конкретики в меню не оказалось. Было просто написано: вино, шампанское, без указания марки. Когда девицы поднялись на борт, пилоты и я поздоровались с ними. В ответ услышали: «Угу».
Мы не успели взлететь, как дамы сразу заказали шампанское. На выбор я принесла Moet Brut и Rose. И тут раздались истошные крики: «Вы не знаете, что я люблю?! Я буду только Don Perignon rose vintage, урожая максимум 2005 года!» Я извинилась, вежливо сказала, что такого заказа не поступало. Предложила заказать напиток, но предупредила, что придется подождать — отложить на некоторое время взлет. Ждать никто не хотел. Когда я принесла супруге резидента «Камеди Клаб» закуски, женщина заставила меня убрать всю красную икру из оливье и добавить туда черную икру: бросила, что красная — невкусная. Все 3,5 часа лету эта компания выказывала недовольство по любому поводу: то им холодно, то жарко, то апельсиновый фреш несладкий, а сахар им вреден… Когда мы приземлились, то на выходе ни одна не поблагодарила экипаж и не попрощалась. Мой второй пилот, европеец, тогда заметил: «Не расстраивайся, за прекрасным павлиньим хвостом обычно находится куриная жопа».
— Каким образом удается урегулировать конфликты на борту?
— Мы с экипажем разрешаем конфликты уговорами. Если не помогает, стараемся молчать и продолжать работать. Нам нельзя показывать нрав — лучше лишний раз прогнуться.
— Напиваются часто в полете?
— Случается. Например, недавно летели из Лондона в Астану. Перевозили пятерых российских спортсменов. Не знаю, что у них случилось, может, выиграли что, но настроение у парней было отличное. Они сходу попросили срочно налить им по двойному виски со льдом. Распивали спиртное все шесть часов лету. На наше счастье, у нас имелся запас алкоголя: взяли на борт по 2 бутылки виски, коньяка, водки, портвейна…
— Какие напитки всегда есть в вашем баре?
— Шампанское Moet, виски обычно Glenfiddich 18 и Black label gold, коньяк Hennessy XO, водка Вeluga, «Мартини» и большой запас «Колы», «Спрайта», «Фанты».
— Что чаще всего предпочитают пассажиры из алкоголя?
— Девушки чаше всего пьют коктейль Джеймса Бонда — «Мартини» с водкой. Мужчины — виски или коньяк.
— Курить разрешается на борту?
— У нас можно курить. Когда пассажир курит, мы выключаем систему сигнализации дыма.
— Животных перевозят?
— Часто. Я слежу, чтобы кошки и собаки не забежали в кабину пилота. Животные ведут себя приличнее некоторых пассажиров. В туалет ходят на пеленки или в памперсы, которые им надевают заранее. Некоторые люди держат питомца весь полет в специальной клетке. Я прошу выпустить собаку или кошку, когда их вой становится невыносимым…
«Шейхи оставляют по тысяче евро чаевых, русские — «спасибо» не говорят»
— Сколько пассажиров вмещает тот тип самолета, на котором вы летаете?
— В нашей компании немного самолетов. Я летаю на тех, где максимальная посадка — 12 человек. Есть разные типы частных лайнеров — от 4-местного до целой летающей квартиры. В Саудовской Аравии «Боинги» переделывают под квартиры. Раньше я работала на шейха, поэтому в теме.
— Шейхи — особенная категория пассажиров?
— У мусульман — свои нюансы. Например, стюардессы при выходе из самолета должны надевать паранджу. В полете мы работали в обычной форме. Шейх, с которым летала я, оказался светским человеком, он позволял мне работать в нашей униформе. Помню, у его сына была фобия бактерий и инфекций, поэтому весь полет он сидел в перчатках. Я тоже не снимала специальные белые тканевые перчатки. Обычно шейхи не требуют чего-то особенного, придерживаются традиций: предпочитают халяльную еду, в Рамадан едят только в определенное время суток. У нас на борту всегда лежат Коран в специальной сумке и коврик для молитвы. Ни в коем случае нельзя прикасаться руками к священной книге мусульман. Для них это грубое неуважение.
— Как ведут себя арабские жены?
— С арабскими семьями нужно держать ухо востро. Необходимо быть предельно скромными. Жены шейхов — ревнивые, потому пристально следят за стюардессами. Если долго обслуживать ее мужа, она воспримет это как заигрывание. Ни в коем случае нельзя прикасаться к мужчине. Если у бортпроводницы задралась юбка выше колена и оголилась часть бедра, то жена шейха сразу напишет жалобу, и стюардессу занесут в черный список как неблагонадежную. Три жалобы от пассажиров — и увольнение. Если у пассажира высокий статус, то могут сразу уволить. Такие жалобы рассматриваются немедленно, в отличие от тех, которое оставляют пассажиры гражданской авиации. На обычных рейсах слишком много пассажиров оставляют жалобы. Посудите сами, кто их станет рассматривать?
— Шейхи — не только богатые, но и щедрые. Вам делали подарки?
— Политика нашей компании — отказываться от любых презентов. Арабы часто делают подарки — таким образом проверяют стюардесс. Например, могут подарить туфли от Лабутена. Девушка принимает подарок, радуется… А потом на нее приходит жалоба: «Стюардесса приняла подарок, а я в ответ ничего не получил. Что у вас за сервис?!» Возможно, речь шла об интиме, что строго запрещено. Я слышала, что в российской бизнес-авиации бортпроводницы оказывают интим-услуги. Во всех европейских и арабских авиакомпаниях категорически нельзя отвечать на подобные предложения.
— Чаевые можно принимать?
— Можно. И шейхи часто оставляют щедрые чаевые. Однажды я получила в конверте тысячу евро. Европейцы могут хорошо отблагодарить. Недавно мы перевозили клиента — полет длился недолго, я практически нечего не делала, только чай принесла. Поговорила немного с пассажиром. При выходе из самолета человек оставил чаевые.
Самые скупые, конечно, русские. Зачастую они летят в плохом настроении, хмурые, к ним обратиться лишний раз страшно. Лучше не мелькать у них перед глазами. На днях летели в Москву с десятью пассажирами. Я как огонь металась из стороны в сторону. Всех старалась быстро обслужить: русские предпочитают только быстрый сервис. В итоге даже «спасибо» не услышала.
«Турбулентности у нас нет»
— Вы одна обслуживаете борт или есть напарница?
— Я работаю одна. Если летим на дальние расстояния, пересекаем Атлантический океан без дозаправки, а в самолете 12 пассажиров, — тогда требуется подкрепление.
— Поспать удается?
— Обычно не сплю. Могу вздремнуть, если буду на 100 процентов уверена, что все пассажиры спят.
— Пассажиры пристегиваются в полете?
— Я прошу пристегнуться, но никто не реагирует. У нас с этими правилами не строго.
— Даже если попадаете в зону турбулентности, никто не станет пристегиваться?
— Частные лайнеры не попадают в зону турбулентности — мы ее облетаем, чтобы не беспокоить пассажиров. Поэтому у нас таких проблем нет. Если впереди зона турбулентности, пилот бизнес-джета может поменять курс, в отличие от гражданских самолетов.
— ЧП с частными бортами случаются?
— Конечно. Если ЧП произошло в воздухе, то наши пассажиры не должны ничего об этом знать. Недавно мы летели в Ригу. Незадолго до приземления пилоты увидели разницу в показаниях на бортовых компьютерах. У командира одни показания, у второго пилота — другие. Мы запросили экстренную посадку. Диспетчеры приостановили вылеты других самолетов в аэропорту Риги и пропустили нас первыми. Пассажир об этом даже не подозревал.
— Медпомощь кто оказывает на вашем борту?
— Медицинскую помощь должен оказывать командир самолета. Если занят — то второй пилот. Я могу помочь, если человек порезался, или принести лекарство, если у него заболело горло, беспокоит мигрень… С серьезными проблемами — не ко мне.
— При приземлении пилотам аплодируют?
— На частных воздушных суднах на моей памяти аплодировали всего два раза — это были бабушка и дедушка. Аплодисменты — чисто русская традиция. В Европе даже на гражданских авиалиниях никто не станет хлопать. Да и пилоты в кабине не слышат аплодисментов.
— Пассажиры просят посидеть в кабине пилотов?
— В кабину пилотов я никого не пускаю. На частных лайнерах нет двери между салоном и кабиной. Поэтому нужно следить, чтобы никто из клиентов туда не вошел. Дело в том, что некоторые рычаги и кнопки там располагаются не на панели, а ближе к полу. Посторонний человек может случайно задеть кнопку. К аварии это не приведет, но может начаться хаос.
— В целом вы удовлетворены работой?
— Конечно. За пять лет я накопила на квартиру в Москве. Но я экономила. Многие стюардессы бизнес-джетов ведут роскошный образ жизни: одеваются в дорогих бутиках, летают отдыхать на Мальдивы, не вылезают из салонов красоты… Каждому свое. Пилоты тоже на заработок не жалуются. Но в отличие от наших пассажиров не позволяют себе выбрасывать деньги на дорогие рестораны и бренды. Жалею об одном: век стюардессы бизнес-джета недолог. В сорок можно уходить на пенсию.
Ирина Боброва
После прошлогодней трагедии в Карелии местные власти закрыли треть каникулярных программ