Круизный ренессанс
Популярность морских и речных круизов в мире растет. Динамичному развитию отрасли способствуют создание новых маршрутов и услуг, адаптации путешествий для разных групп пассажиров, эксплуатация более крупных и комфортных судов. Увеличивается и число судостроительных контрактов в пассажирском сегменте, в том числе и в России.
Количество людей, предпочитающих круизы, в мире неуклонно растет и в ближайшие несколько лет достигнет 30 млн человек в год. По данным Международной ассоциации круизных линий (CLIA), созданной в 2012 году, в течение пяти лет с 2011 по 2016 годы круизный рынок вырос на 20,5%.
В 2016 году около 24,7 миллиона пассажиров побывали в морских и речных круизах, в 2017 году - примерно 25,8 миллиона человек, в 2018 году ожидается уже 27,2 миллиона пассажиров.
«Плавучие отели» покоряют моря
По информации CLIA, в 2018 году на линии выведено 27 новых круизных судов. Однако средний возраст круизного флота по-прежнему достаточно велик, поскольку его пополнение происходит не только за счет строительства новых, но и модернизации действующих судов, отметил на научно-технической конференции в Крыловском государственном научном центре старший научный сотрудник Морского инженерного бюро Александр Егоров.
При этом четко прослеживается тенденция на укрупнение судов, эксплуатируемых в морском круизном судоходстве. По наблюдениям Морского инженерного бюро, в последнее время пассажиры предпочитают выбирать для отдыха комфортабельные «плавучие самоходные» отели-курорты. Чтобы оставаться конкурентоспособными и предоставлять услуги, отвечающие возрастающим требованиям туристов, судовладельцы все больше круизных судов отправляется на масштабную модернизацию.
Как отметил Александр Егоров, апгрейд судов предусматривает модернизацию за счет удлинения, установки новых палуб на судне, адаптацию пространства ко всем возрастным группам и состоянию здоровья клиентов, и формируют условия для расширения спектра услуг.
Примером существенной модернизации может служить завершенное в ноябре 2000 года удлинение на 44,8 м круизного лайнера «Costa Classica» (1992 года постройки) с организацией дополнительных 356 кают, нового ресторана, камбуза, казино, танцпола, бассейна, а также с заменой классической пропульсии на азиподы.
После модернизации судно получило возможность перевозить 2516 пассажиров, причем в более комфортных и безопасных условиях, так как были учтены новые требования СОЛАС.
Манящая река
Популярным и востребованным видом отдыха в мире также является и речной круизный отдых. Это стимулирует судоходные компании, в особенности европейские, обновлять флот. По итогам 2016 года число речных судов в основных регионах мира (Европа, Россия, Африка, Китай) достигло 851 единицы, для сравнения: в 2005 году насчитывалось 725 круизных судов.
Доминирующую роль в этом сегменте туризма играют европейские страны, в которых в 2016 году на внутренних водных путях работало 335 круизных судна. В 2016 году на ВВП Европы было выполнено 1,36 млн речных круизов, что на 2,7% больше по сравнению с предыдущим годом.
«Строительство новых круизных судов в Европе продолжается, хотя и медленнее, чем в предыдущие годы. В 2017 год было получено 17 новых судов, в 2018 году планируется построить 10. В целом, волна нового круизного судостроения, начавшаяся в 2010 году и достигшая своего пика в 2014 году, сейчас подходит к концу», - подчеркнул Александр Егоров.
Последние годы европейские операторы расширяют географию речных кризов за пределы традиционных направлений. В 2017 году почти половина новых судов (47%) были построены не для Рейна - Майна - Дуная, а для Дору, Роны и Сены. Диверсификация характерна и для популярных направлений на Рейне, где круизы были расширены и на притоки реки.
С точки зрения операторов такие решения экономически обоснованы, так как концентрация круизов на одной реке рискованна. Особенно это касается новых судов, стоимость постройки которых достаточно велика.
Изменяется не только географический охват, но и тематика круизов, ориентированных, в том числе, и на молодую аудиторию. Основными заказчиками новых речных КС являются немецкие, швейцарские и американские компании.
Для речных круизных судов также характерна тенденция их укрупнения. Новые суда имеют пассажировместимость до 180-200 человек с габаритной длиной 135 метров (в 2012 году было заказано наибольшее количество судов), суда пассажировместимостью 160-180 человек занимают второе место среди заказов с 2011 года и спрос на них стабилен.
Как уточнили в Морском инженерном бюро, увеличение размеров речных круизных судов позволяет компаниям распределять высокие эксплуатационные расходы на большее количество пассажиров, чтобы избежать повышения цен на круизы, при этом качество круиза заметно возросло вследствие увеличения размеров кают.
Другой тенденцией в европейском круизном речном судостроении является создание судов для «зеленых рейсов» (green cruising). Движение в этом направление способствует применению дизель-электрической пропульсии, как более экологичной технологии. Например, в 2016 году четверть заказанных новых судов были дизель-электроходами. Помимо этого, все больше судов на стоянках имеют техническую возможность подключиться к береговым электросетям, что позволяет снизить нагрузку на окружающую среду.
В тренде
«Опыт эксплуатации речных пассажирских судов в Европе будет полезен для отечественных круизных компаний, однако, простой перенос опыта стран ЕС в Россию, без понимания особенностей регионов в отношении условий плавания и погоды, невозможен», - считает Александр Егоров.
Например, навигационный период по внутренним водным путям Европы составляет порядка 240 дней, а в России 150-165 суток. Существенно отличаются и ветроволновые нагрузки. Круизные суда в Европе работают в условиях рек и каналов при высотах волн до 0,6 м. В России и Украине определяющим является эксплуатация по крупным озерам (разряд "М" для Ладожского и Онежского озер, высота волны до 3,0 м) и водохранилищам (разряд "О", высота волны до 2,0 м). Это отражается на металлоемкости корпусов судов и на повышенных требованиях к остойчивости и судовым устройствам (масса якорей, спасательные устройства).
Российский рынок круизных услуг, по мнению специалистов Морского инженерного бюро, является частью общеевропейского туристического бизнеса. Некоторые европейские компании (Viking River Cruises) имеют свои дочерние компании в России и Украине, а остальные работают через ведущих отечественных туроператоров.
Тренды, формирующиеся в европейской круизной индустрии, характерны и для российского рынка. В частности, по данным пресс-службы «Канала имени Москвы», в Московском бассейне за период навигации 2018 года услугами прогулочного флота воспользовались более 1,3 млн пассажиров.
«Этот сезон подтвердил устойчивый рост объема речных перевозок, который продолжается последние семь лет. С 24 апреля по 17 ноября 2018 года реки, озера и водохранилища Центральной России пропустили 1,33 млн человек, что на 7% больше по сравнению с прошлым годом. Рекордсменом года стало рязанское направление. Благодаря восстановленной пристани в Рязань зашло около 40 туристических лайнеров - почти в 2,5 раза больше, чем в прошлом году», - цитирует пресс-служба руководителя организации Германа Елянюшкина.
Такие же темпы роста показал туристический рынок: путешествие на круизных лайнерах совершили около 290 тыс. человек. В тройке наиболее популярных маршрутов вновь «Москва - Санкт-Петербург», «Москва - Золотое кольцо», а также круизы по Оке. На ежегодном съезде «Фестиваль круизов» эксперты отечественной отрасли признали, что в 2018 году рынок вновь продемонстрировал рост.
Для удовлетворения растущих потребностей круизного рынка началось обновление и пополнение флота. Так, в 2017 году на Чёрном море начал работу круизный лайнер «Князь Владимир», осуществляющий круговые прогулки по маршруту с выходом из портов Сочи, Новороссийск, Ялта, Севастополь.
Помимо этого в России ведется строительство четырех новых теплоходов. В частности, на астраханском судостроительном заводе «Лотос» в активной фазе строительства находится головной четырехпалубный лайнер «Петр Великий» (проекта PV300VD) вместимостью 300 пассажиров. Это современный круизный лайнер для реки и прибрежных морей России, который даст возможность совершить водное путешествие по выбранному маршруту по европейской части страны с заходом в порты. В дальнейшем планируется эксплуатировать лайнер на линии Москва — Санкт-Петербург, а также совершать рейсы Москва — Ростов-на-Дону — Севастополь — Сочи, Астрахань — порты Каспия.
Второе судно аналогичного проекта (PV300) строится для компании «ВодоходЪ» на заводе «Красное Сормово». Суда подобного класса не строились в России более 60 лет.
Также на судостроительном заводе «Лотос» ведется строительство двух круизных пассажирских судов проекта ПКС-180 «Золотое кольцо» (предназначены для речных круизов). В январе 2018 года было заложено головное судно данного проекта, а в июне прошлого года состоялась закладка второго судна.
В какую сумму бы обошлась сегодня покупка известного домика писателя на берегу черноморской бухты в Крыму
Как разногласия между ведомствами тормозят развитие туризма и почему в регионах не следует выделять особые туристические зоны.