Первый рейс с застрявшими на Хайнане туристами 11 декабря вернулся в Россию. До конца недели курорт покинут остальные клиенты туроператора "Жемчужная река". Между тем от пяти до десяти тысяч человек оплатили путевки, планируя отдохнуть на острове. Что делать тем, кто еще не улетел в Китай, можно ли отказаться от тура и вернуть свои деньги — в материале РИА Новости.
Приключение и медпомощь
Международный аэропорт Казань
"Мы попали в приключение, но оно хорошо закончилось. Я вместо двух недель отдыхала три — на что жаловаться?" —
рассказывает ИА "Татар-информ" Екатерина, вернувшаяся вчера в Россию.
Но не для всех путешествие оказалось приятным. Двум российским туристкам, которые не смогли вовремя улететь с китайского острова,
пришлось обратиться за медпомощью.
"Один случай был с пассажирами из Казани, там женщина достаточно почтенного возраста впервые в жизни вылетела за границу, — рассказал российский дипломат, в данный момент находящийся на Хайнане. — До этого у нее были поездки только до соседнего города, человек впервые в жизни увидел другой мир, и, поскольку первый блин вышел комом, на эмоциональной почве у нее что-то психосоматическое началось". Женщина не могла ходить, и ей предоставили кресло-каталку.
Другая история: девушка осталась без необходимых лекарств от аллергии из-за вынужденного продления отпуска — медикаменты продавались только в Москве. Сейчас жизням обеих туристок ничто не угрожает.
Туроператор обещает замену тура
Панорама Южно-Китайского моря на острове Хайнань в Китае
Авиакомпания "ИрАэро" заявила об отмене полетов на Хайнань по заказу "Жемчужной реки" и сейчас занимается вывозом туристов в Россию. Туроператор предложил клиентам, купившим билеты на рейсы в Китай с перевозкой "ИрАэро", вернуть деньги или отправиться на отдых позже на рейсах авиакомпании "Алроса" из Благовещенска, Читы, Барнаула, Новокузнецка, Томска и Кемерово.
"В понедельник на встрече, посвященной судьбе застрявших в Китае туристов, представителю туроператора задавали вопрос, планируют ли они дальнейшую работу, — рассказывает РИА Новости директор Ассоциации "Турпомощь" Александр Осауленко. — В "Жемчужной реке" подтвердили, что планируют".
"Турпомощь" может вмешаться только в одном случае: если туристы находятся за границей, а туроператор не в состоянии исполнить свои обязательства. Об этом должна заявить либо сама компания, либо Ростуризм, который исключит ее из реестра туроператоров.
Пока ничего из названного не произошло, туры "Жемчужной реки" доступны для бронирования, а сама компания значится в реестре.
Путевку купили, но не улетели
Могут ли туристы, еще не улетевшие по путевкам "Жемчужной реки", вернуть свои деньги и не нервничать, гадая, полетят они в Китай или нет?
"Оснований для того, чтобы отказываться от тура и не ехать, у туристов нет. Туроператор из реестра не исключен", — поясняет адвокат Федор Коробков.
Если человек решит отказаться от поездки, то туроператор должен вернуть ему всю сумму, за вычетом фактически понесенных компанией расходов. Никаких штрафов к потребителю не применяется, уточнил адвокат. А на процедуру возврата средств или предоставление мотивированного отказа закон отводит фирме десять дней.
Есть еще один способ вернуть деньги, но лишь после того, как тур не состоится, то есть турист не улетел на курорт. Он актуален для тех, кто расплачивался за путевку банковской картой, — в этом случае следует обратиться в банк, выпустивший карту, и начать процедуру чарджбэка, когда банк-эмитент по просьбе клиента опротестовывает транзакцию.
Таким образом удалось вернуть уплаченные средства некоторым клиентам "Натали Турс", когда компания перестала выполнять свои обязательства, и обанкротившейся авиакомпании "Трансаэро".
Путешественники, чьи планы на отпуск нарушил туроператор, могут обратиться в суд с требованием о возмещении морального вреда.
Ждите вылетов
Туристы в провинции Хайнань в Китае
Тем же, кто сейчас находится на острове Хайнань, юристы рекомендуют дождаться организованных вылетов в Россию. Затем туристы, вовремя не улетевшие из Китая, вправе потребовать компенсацию издержек и морального вреда, в том числе и за многодневную задержку рейса.
В 2017 году Россия присоединилась к Монреальской конвенции, и сумма компенсации теперь привязана к специальным правам заимствования, которые рассчитываются на основе японской йены, евро, доллара и фунта стерлингов.
Согласно конвенции, за задержку рейса полагается компенсация до 370 тысяч рублей — все зависит от суммы понесенных убытков.
Руководитель правовой службы АТОР Надежда Ефремова
отмечает, что при перелете чартерными и регулярными рейсами права пассажиров идентичны.
На свой страх и риск
Самолет авиакомпании "ИрАэро"
По
данным Российского союза туриндустрии, некоторые турагенты, опасаясь за свою репутацию и не желая оставлять клиентов без отдыха, аннулируют брони у "Жемчужной реки" и, не дождавшись возвратов от оператора, отдают туристам деньги из своего кармана или перебронируют пакеты на другие направления.
На сегодняшний день проблема номер один в том, что никто не обозначил туроператора "Жемчужная река" ни как банкрота, ни как работающего, говорит руководитель агентства семейных путешествий, специализирующегося на Хайнане, Павел Георгиев.
"Позвонили мои туристы, которые должны были до 18 декабря отдыхать на Хайнане. Они из Москвы прилетели самолетом "ИрАэро" через Санкт-Петербург. Местные гиды их уговаривали сесть на самолет, вылетающий в Петербург ночью 12 декабря", — рассказывает Георгиев. По его словам, туристов предупреждали: иначе неизвестно, в какой город они смогут вернуться и не придется ли лететь за свой счет. "Я им объяснил, что действительно так может получиться. Они решили остаться на свой страх и риск", — рассказывает он.
Есть туристы, которые должны вылететь на курорт 25 декабря, первого и четвертого января, но никаких предложений об аннуляции этих туров нет, как будто все нормально, говорит Георгиев. "Аннуляцию предлагают только, когда подходит время вылета, — рассказывает он. — Например, у меня 14 декабря туристы должны были отправиться на Хайнань, десятого декабря "Жемчужная река" написала: "Можете аннулировать".