Северокавказцев звезды не влекут
Владельцы северокавказских отелей и гостиниц не спешат их классифицировать
Предполагается, что первыми под действие закона уже в январе 2018 года подпадут гостиницы, фонд которых превышает 50 номеров, с января 2019-го изменения коснутся мест размещения с фондом свыше 15 номеров, а с 2020-го - всех отелей без исключения.
Чтобы классифицировать объекты туриндустрии, уполномоченные организации должны получить аккредитацию сроком на три года. Присваивать "звезды" - от одной до пяти - они смогут на всей территории страны, предварительно поставив в известность власти региона. Также будет создан федеральный реестр таких организаций. По мнению экспертов, новации в законодательстве позволят предоставлять клиентам достоверную информацию об уровне сервиса, подстегнут конкуренцию, повысят качество гостиничных услуг и дадут стимул развитию внутреннего туризма.
Первыми процедуру обязательной классификации прошли отели в Сочи. Сегодня она ведется в 11 регионах страны, где будет проходить чемпионат мира по футболу - таково требование ФИФА.
На Северном Кавказе, как следует из федерального перечня, звездными стали пока 34 гостиницы, больше всего их на Ставрополье - 21. Как сообщили корреспонденту "РГ" в краевом минкультуры, 15 организациям присвоено "четыре звезды", пяти - "три звезды" и одной - "две звезды". Они находятся как в городах-курортах (Ессентуки, Железноводск, Пятигорск, Кисловодск), так и в Ставрополе, Невинномысске и Изобильненском районе.Между тем всего в крае работают 482 объекта размещения, в том числе 138 санаториев и 344 гостиницы.
- В последнее время руководители стали активнее подавать заявки на государственную классификацию. Если в 2015 году ее прошли две организации, то в 2016-м - 18, - уточняет министр культуры края Татьяна Лихачева. - Мы видим, что эта тема волнует как собственников отелей, так и путешественников, выбирающих оптимальные условия для проживания.
В одной из туристических компаний Кавказских Минеральных Вод также отмечают рост интереса со стороны отдыхающих к местам размещения, которым присвоены "звезды".
- Правда, немногие знают, какие именно услуги им должны предоставлять, к примеру, в отеле, которому присвоены четыре, а не три "звезды", - говорит представитель фирмы Илья Переверзев. - Но, тем не менее, если у гостиницы есть определенная категория, шансы на то, что ожидания туриста оправдаются, значительно возрастают.
А вот в республиках Северного Кавказа владельцы отелей совсем не спешат проходить процедуру классификации, и это несмотря на громкие заявления о создании здесь курортов мирового уровня и росте иностранного турпотока.
Так, к концу 2016 года в Кабардино-Балкарии работали всего семь классифицированных средств размещения, из которых шесть получили категорию "три звезды", и только одна гостиница заслужила "четыре". В министерстве курортов и туризма региона уверены, что обязательная классификация необходима, так как здесь регулярно проходят спортивные и культурные мероприятия международного уровня. Особенно это касается Приэльбрусья.
"Классификация положительно сказывается на работе отелей и, как следствие, на общем имидже региона. Во-первых, она предполагает определенное качество предоставляемых услуг, тем самым оно повышается. Во-вторых, упорядочивается ценовая политика и, в-третьих, повышается конкуренция на рынке. Получение официальных "звезд" способствует активному продвижению отелей", - сообщили корреспонденту "РГ" в министерстве.
Пока же процесс носит добровольный характер, владельцы отелей не торопятся эту процедуру проходить. Ведь чтобы соответствовать требованиям, приходится потратить на обустройство средств размещения немалые средства.
Об этом говорит и руководитель отеля "Гранд-Кавказ" в Нальчике Лариса Бабугоева - здесь "звезды" получили добровольно. Эксперты выдали их заведению в количестве трех штук.
- В конце прошлого года у нас закончился срок действия документов, полученных во время прежней классификации. Сейчас мы изучаем нормативы, проверяем свое соответствие критериям, проводим внутренний аудит. В этот раз хотелось бы получить уже "четыре звезды", - говорит Лариса.
На рынке много фирм, аккредитованных на проведение данной процедуры, ее стоимость у всех примерно одинаковая. По словам Бабугаевой, для отеля получение "трех звезд" обойдется в 40-45 тысяч рублей, четырех - в 65-70 тысяч.
- Конечно, далеко не каждый владелец гостиницы захочет отдать такую сумму ради каких-то там "звезд". Однако это вопрос имиджа. Более того, во многом гарант надежности для самого предпринимателя, так как он будет знать, какие претензии гостей обоснованны, а какие - следствие чересчур завышенных требований, - считает руководитель отеля.
По ее словам, в регионе несколько представителей гостиничного бизнеса хотят пройти классификацию в одно время, так как это поможет сократить расходы.
В Карачаево-Черкесии вопрос классификации гостиниц, кемпингов, отелей, а также гостевых домиков также отложен в долгий ящик. Всего в республике насчитывается 180 гостиниц, отелей, хостелов, кемпингов и гостевых домиков. В КЧР, которая в прошлом году, по данным регионального министерства туризма, курортов и молодежной политики, приняла свыше миллиона отдыхающих, официально сертифицированы только четыре гостиницы, находящиеся на горнолыжных курортах Домбай и Архыз. Одна из них в Архызе обзавелась четырьмя "звездами", другие три - тремя.
А вот в Дагестане до недавнего времени работал всего лишь один "звездный" отель - в поселке Тюбе Кумторкалинского района. И буквально на днях "три звезды" получил гостиничный комплекс в Махачкале, став, таким образом, вторым средством размещения в республике, прошедшим классификацию. Проводил ее имеющий соответствующую аккредитацию Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТИС).
- Руководитель Центра классификации объектов туриндустрии РГУТИС Валентина Ченцова дала несколько рекомендаций руководству гостиницы. Одна из них - обеспечить номера телефонной городской связью. Комиссия обратила внимание на то, что сотрудники, непосредственно контактирующие с гостями, должны знать не менее двух иностранных языков на уровне разговорной речи", - рассказали в минтуризма Дагестана. Все недочеты руководство комплекса обещало устранить в ближайшее время.
По информации ведомства, в республике официально зарегистрировано 127 гостиниц. Классификация идет ни шатко ни валко еще и потому, что пока отдыхающие или командировочные, приезжающие в Дагестан, практически не интересуются количеством "звезд". При выборе места проживания они чаще пользуются услугами "сарафанного радио" или исходят из личного опыта.
Но в последнее время в регион все чаще приезжают крупные бизнесмены и различные официальные делегации, для которых категория гостиницы - не пустой звук. Поэтому дагестанские отельеры будут вынуждены подтянуться до нужного уровня. Кроме того, в республике постоянно проводятся различные соревнования международного уровня, также регион претендует на проведение в 2018 году чемпионата Европы по спортивной борьбе. И если Дагестан получит это право, сюда съедутся сотни спортсменов и членов делегаций, которые поколесили по всему миру и видели отели самого высокого уровня.
Впрочем, в республике есть эксперты, которые считают, что звездность гостиницы - не главный фактор привлечения туристов. Гораздо важнее - условия для инвесторов, решивших заняться этим бизнесом.
- Для этой отрасли комфорт отелей имеет второстепенное значение. Он повышается вслед за ростом требований туристов. Необходимо привлекать в этот бизнес население. Но с кем инвестору договариваться, если на каждом этапе его проект может быть зарублен одним чиновником? - говорит эксперт в области туризма Рамазан Рабаданов.
Павел Селипетов, первый заместитель министра туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесии:
- Классификация объектов гостиничного бизнеса - это довольно затратное и хлопотное мероприятие. Ведь необходимо не только иметь соответствующую мировым стандартам инфраструктуру в здании, даже интерьер должен отвечать множеству требований. Кроме того, соответствующим образом нужно подготовить и персонал отеля. Поэтому в республике отельеры не спешат проводить сертификацию. Отечественное же законодательство пока позволяет принимать туристов в гостиницах, которые не имеют "звезд".
Краснодарский край едва ли не первым из российских регионов ввел классификацию отелей. Произошло это еще за несколько лет до Олимпиады. Начали, по понятным причинам, с Сочи, позже подтянули и все остальные города Кубани.
По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, на первое марта 2017 года в регионе прошли классификацию 3626 средств размещения. Больше всего оказалось гостиниц, попадающих в категорию "без звезд" - 2800. Что касается остальных, то 141 отель получил одну "звезду", 266 - две, 318 - три, 76 - четыре, 25 - пять.
Отели оцениваются по нескольким критериям: общее состояние, уровень сервиса, техническое оснащение, предоставление дополнительных услуг и уровень квалификации персонала.
- Классификация позволила решить ряд проблем, касающихся качества предоставляемых услуг. Сегодня мы уверенно можем сказать, что если в Краснодарском крае работает 25 отелей категории "пять звезд", то это, действительно, "пять звезд", - говорит министр курортов Краснодарского края Христофор Константиниди.
Чтобы следить за сервисом в уже получивших "звезды" средствах размещения, местные власти постоянно мониторят жалобы потребителей. Для проверки даже внедрили систему "Тайный гость". Результаты передаются в Министерство культуры РФ и Совет по классификации. Позже создается комиссия по апелляциям, которая может понизить звездность или же вовсе аннулировать документы. Несоответствие заявленной в свидетельстве категории грозит и штрафами: для должностных лиц - от семи до 20 тысяч рублей, для юрлиц - от 40 до 500 тысяч.
Услуги, предоставляемые в отелях, в зависимости от категории
Три звезды
Площадь номера не меньше 10-12 квадратных метров. Обязательно должны быть туалет и ванная комната, подставка для багажа, радио, телевизор и кондиционер. Смена постельного белья происходит два раза в неделю, а полотенца меняют ежедневно. На территории такой гостиницы могут располагаться охраняемая автостоянка, бассейн, ресторан, парикмахерская, бизнес-центр и пункт обмена валюты.
Четыре звезды
То же, что и в трехзвездочных, плюс мини-бар, телефон, сейф, фен и туалетные принадлежности (выдаются обычно в день заезда). Здесь ежедневная смена постельного белья и полотенец. Предоставляются такие услуги, как стирка, глажка и чистка одежды (заказ следует сделать за сутки). В номер подается меню завтрака. На территории гостиницы находятся салон красоты, спортивно-оздоровительный центр, пункт аренды автомобилей, ТВ-салон, музыкальный салон, игровой и конференц-залы, ресторан, сауна, бассейн и так далее. Площадь комнат, как правило, не менее 13 квадратных метров.
Пять звезд
То же, что и в четырехзвездочных, только качество услуг выше. В некоторых случаях есть второй санузел в номере и телефонный аппарат в ванной комнате. Площадь номера - не менее 16 квадратных метров.
Источник: rg.ru