Пенная мечта строителя
Идея создать собственный пивной бренд появилась у меня уже очень давно. В старших классах я занимался футболом, и мне доводилось бывать в Европе. Я видел, как разнится культура потребления и качество продукта там и в нашей стране. Сами пивоварни в Европе не ограничиваются производственным помещением на территории промзоны. Это целые комплексы с ресторанами, сельскохозяйственными угодьями, возможностями для туризма, любительского и профессионального спорта. Именно тогда я точно понял, что когда-нибудь реализую что-то подобное в России.
Уже намного позже, заканчивая институт, я начал зарабатывать свои первые деньги в качестве предпринимателя. В гараже родителей я делал барные стойки и продавал их на Avito. На тот момент никто о крафтовом пивоварении в России не знал, и я продолжал грезить своим небольшим производством. Мечтал варить сорта подобные тем, что варят в Ирландии и Англии, а пока зарабатывал деньги на строительстве загородных домов на продажу и производстве мебели для пивных магазинов и баров.
О крафтовом пивоварении в цифрах
В России крафтовые пивоварни стали появляться в 2012-2013 году. Первопроходцами были Санкт-Петербург, Екатеринбург и Москва. Я начал знакомиться с их владельцами и работниками, посещать выставки оборудования, отслеживать интересные сорта домашних пивоваров, подыскивая себе технолога. Российский рынок пива — это территория транснациональных гигантов. Его объем оценивался в 2015 году в $698 млн. Из них на четыре международные пивоваренные компании, по данным Nielsen, приходилось 73,5%: Carlsberg — 34,7%, Heineken — 12,9%, Anheuser-Busch InBev — 12,8%, Efes — 13%. Оставшуюся четверть рынка делят более 300 независимых предприятий.
Крафтовое пиво, то есть экспериментальные авторские сорта, варят как крупные заводы, так и совсем небольшие пивоварни. Объем этого рынка оценивается в 1-2% от всего производства пива. Но в отличие от рынка в целом, производство крафтового пива растет. По данным «САН ИнБев», начиная с 2012 года число крафтовых пивоварен в России выросло с 13 до 220 в 2016 году. Это международный тренд — по статистике Brewers Association, в 2016 году количество независимых пивоварен в США впервые перевалило за 5 000. Рост числа таких пивоварен за год составил 15%. И это привлекает внимание крупнейших игроков рынка. С 2014 года «САН ИнБев» купила 12 американских и 1 британскую крафтовую пивоварню, суммарно потратив на них $5,2 млрд. Рекордсменом стал лидер американского алкогольного рынка, компания «Constellation Brands», которая купила в прошлом году «Ballast Point» за $1 млрд. «Ballast Point» основали в 1996 году четверо домашних пивоваров, за 20 лет компания преодолела путь от гаражного производства до 4-х производственных площадок по всей Америке со штатом в 500 сотрудников и оборотом в 150 млн долларов в год.
Старт своего производства
Летом 2014 года я был готов начать действовать, но в конце года курс доллара подскочил и мне пришлось отложить свою идею. В новых экономических условиях бары и рестораны стали закрываться, освобождая отличные коммерческие площади. Я понимал, что для продвижения бренда пива открытие своего паба просто необходимо, а денег на свое производство пока все равно не хватало. Поэтому я решил не ждать подходящего момента, а заезжать на место закрывшегося ресторана одной крупной федеральной сети. Так у нас появилась площадка, где можно было реализовывать свои задумки. Примерно раз в месяц мы проводили открытые варки пива, готовя его прямо в зале на простейшем оборудовании для домашнего пивоварения, параллельно проводили лекции по технологии приготовления. Следом пиво отправлялось на брожение и созревание, а через месяц мы варили новый сорт и дегустировали результаты предыдущей варки. Нашим гостям и нам этот процесс нравился, и в апреле 2016 года мы решили произвести свое первое пиво. Благодаря знакомствам, полученным в процессе поиска оборудования для себя, мы смогли договориться об аренде мощностей на действующем производстве в Подмосковье. И уже в середине апреля сделали три варки.
За один цикл мы производили 2000 литров — немаленькие объемы для молодой неизвестной компании. Проблем с реализацией не было, но самым неудобным оказалось то, что весь готовый продукт нужно было забрать с производства сразу и где-то хранить. Для этого нам пришлось купить автомобили, а паб частично переоборудовать под склад. В мае вообще начался «сезон пива», и владельцы оборудования не смогли гарантировать нам нужные объемы производства. В июне мы приняли участие в крупнейшем фестивале Big Craft Day, после которого точно поняли, что надо строить свое. Запустить собственное производство, особенно с оборудованием, изготовленным по своим чертежам, для человека с физкультурным образованием оказалось делом непростым. Мы заказали варочный порядок у фирмы, которая производит оборудование для молочной отрасли, что позволило сделать хорошее оборудование по цене в два раза ниже рыночной и за короткий срок. На полный запуск, настройки и пробные варки ушло 7 месяцев, но это дало бесценные знания и новые интересные знакомства. Несмотря на то, что большую часть мы делали сами, смета несколько раз увеличивалась. В итоге, с учетом оборотных средств и транспорта приблизилась к 8 млн рублей.
Сейчас из-за небольшого количества емкостей брожения, мы производим 5 тонн в месяц, в марте увеличили мощность еще на 5 тонн. В планах на ближайшие 3-4 месяца, загрузить по максимуму мощности действующего производства, довести объем выпускаемой продукции до 15 тонн в месяц, наладить розлив в стекло, отработать постоянную линейку сортов, ярко упаковать бренд и начать строительство большого производства на собственной площадке.
Источник: www.forbes.ru
Сибирь богата не только своими ресурсами и людьми, но и легендами и мифами о драгоценных кладах и схронах