USD:
EUR:

«Трансстрой» и Смольный: битва за миллиарды

На изгнание со стройки стадиона «Трансстрой» ответил исками почти на 7 млрд

Текст: Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»
Фото: Евгений Павленко/Коммерсантъ

«Трансстрой» и Смольный: битва за миллиарды

Всего за 2 месяца после разрыва контрактов на строительство стадиона на Крестовском и «Трансстрой», и комитет по строительству подали в арбитраж 9 исков. Претензии принимают огромные масштабы — смольнинским требованиям вернуть 3,6 млрд «Трансстрой» уже противопоставил ответные 6,9 млрд. На них можно возвести 7 школ или с десяток детских садов.

Юристов, работающих по спору «Трансстроя» и Смольного, в Арбитражном суде можно узнать издалека. На каждое заседание они приходят с объемными чемоданами. «У нас документов – два грузовика», – отмахиваются, шутя, адвокаты от прессы. Похоже на правду — любой иск или отзыв по объему выигрывает у «Войны и мира».

Напомним: арену на западной оконечности Крестовского острова, на месте снесенного стадиона имени Кирова, начали строить в 2007 году. Но уже в 2008-м Смольный расстался с первым подрядчиком – компанией «Авант». Тогда выяснилось, что в изначально озвученную сумму – 6,7 млрд – уложиться не удастся. Госэкспертиза утвердила смету масштабного проекта Кисе Курокава с раздвижной крышей и выкатным полем в 23,7 млрд рублей. А на стройку пришел «Трансстрой». Уже через 3 года, после изменения требований FIFA, стадион отправился на масштабное перепроектирование. Цена строительства возросла еще раз – до 37,8 млрд рублей. И в 2013-2014 годах контракты с «Трансстроем» перезаключили на новых условиях. Но и это подорожание оказалось не последним – из-за скачка курса доллара стадион снова вышел из сметы. Весной этого года депутаты ЗакСа добавили на стройку еще 4,3 млрд рублей. Тогда же, параллельно с подорожанием весной этого года, стало известно и о разногласиях "Трансстроя" с вице-губернатором Игорем Албиным. Позже в Смольном объясняли это падением темпов работ на площадке в апреле – мае этого года. В июле Смольный объявил о расторжении контрактов с бессменным подрядчиком. А в августе на арену зашел "Метрострой". Сдать стадион в эксплуатацию планируется 25 декабря этого года. Первый матч в присутствии болельщиков анонсирован в конце марта 2017-го.

И у Смольного, и у «Трансстроя» в этом споре на кону очень многое. Пока город на шаг впереди. Он уже провернул операцию по замене генподрядчика на стройке, фактически даже не остановив работы. В августе на площадку Крестовского острова вышел дружественный ему «Метрострой».

Теперь задача администрации — доказать, что договоры были расторгнуты обоснованно и взыскать с «Трансстроя» или с его поручителя – банка ВТБ – 3,6 млрд рублей авансов. Они были выданы, но не освоены, заявляли в комитете по строительству.

Стратегия бывшего генподрядчика более многосложна. Компании нужно продемонстрировать, что поводы для расторжения договоров надуманны. Тогда она сможет вернуть затраты на дополнительные работы, выполненные из-за недочетов проекта, а заодно взыскать с города убытки и штрафы. Пока озвученная сумма претензий – 6,9 млрд рублей, но велика вероятность, что она увеличится. В интервью «Фонтанке» председатель совета директоров «Трансстроя» Кирилл Поляков уже заявлял о 3,5 млрд рублей кредитов, привлеченных компанией в стройку, связывая нежелание города их возвращать с разрывом контрактов. Пока аудит этих трат официально не завершен, говорят в компании.

«Трансстрой» стремится доказать свою правоту как можно быстрее, рискуя банкротством. В отношении АО Корпорация «Трансстрой» и «Инжтрансстрой» уже введены процедуры наблюдения. К «Инжтрансстрою-СПб», по данным базы СПАРК, в этом году поданы иски больше чем на 650 млн рублей.

Смольный, напротив, не слишком заинтересован в скором решении спора. Он уже перебросил на возведение арены 2,6 млрд со строек садиков, школ и больниц. Проигрыш в суде обернется более значительными потерями. А на фоне стоимости стройки в 42 млрд рублей — это равнозначно уже политической катастрофе.

На этом фоне спор в суде грозит превратиться в полномасштабную битву. И там столкнутся адвокаты-тяжеловесы. Отвоевывать вложенные средства «Трансстроя» призвано одно из самых высокооплачиваемых бюро в России – «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАиП). В прошлом году оно добилось для Смольного права не выплачивать 330 млн рублей по проекту Орловского тоннеля. И тогда услуги юристов обошлись городу в 7,3 млн рублей. Теперь ЕПАиП выступает против администрации – и в гораздо более масштабном деле. Интересы города представляет не менее известный игрок юридического рынка — Pen&Paper.

Адвокатам придется сразиться на трех фронтах. Именно столько контрактов было заключено и расторгнуто Смольным с «Трансстроем». Два из них, на 9,1 и на 12,5 млрд рублей, – на строительство самой арены. Еще один, на 2,9 млрд рублей, — на создание окружающей инфраструктуры — парковок и зоны контроля.

В августе три иска к Смольному подал «Трансстрой» – в попытке признать расторжение незаконным. В сентябре такой же очередью ответил комитет по строительству. Чиновники, наоборот, просят суд признать договоры расторгнутыми.

Фронт первый. Контракт за 9 млрд

Смольный не только заключил с «Трансстроем» 3 контракта на строительство одного стадиона. Договоры были подписаны с тремя разными юридическими лицами. Контракт на 9 млрд – с компанией «Инжтрансстрой-СПб».

Ей Смольный выставил целый список претензий: нарушение пожарных требований, правил безопасности и миграционного порядка, самовольное изменение проекта и срыв промежуточных сроков работ.

Компания претензии уже отвергла — представила в суд подтверждения, что проект менялся с санкции самого комитета по строительству, что это и было поводом для срыва сроков. А также — возразила на пункты о нарушении миграционных и пожарных требований, подтвердив свою правоту решениями судов.

По этому делу можно предвидеть самые жаркие споры. Смольный вменил невозвращение 2,7 млрд рублей авансов. «Трансстрой» оценил свой ущерб от расторжения договора в 4,9 млрд рублей. Если суд решит, что контракт был расторгнут незаконно, компания сможет взыскать немало из этих средств.

Фронт второй. Контракт на 12,5 млрд

Этот контракт заключили в 2013 году с АО «Инжтрансстрой». И поводом для расторжения, помимо прошлогодних предписаний Ростехнадзора, стало введение в компании процедуры наблюдения. В 2015-м к ней был подан иск о банкротстве.

На эти претензии в «Трансстрое» ответили удивлением — еще год назад договор был исполнен больше чем на 90%. В прошлом декабре из-за изменения технологической последовательности стройки его «заморозили» до октября 2016-го. И тогда чиновники признавали, что не имеют претензий к работе подрядчика, заявили юристы ЕПАиП.

Сегодня в суде, получив из их рук очередной том опровержений, адвокаты Смольного попросили отложить предварительное заседание.

«Комитет пытается затянуть это дело. Мы до сих пор никакой мотивированной позиции от него не получили», – запротестовал солидарный с «Трансстроем» представитель ВТБ. Интересы банка в этих делах сходятся с генподрядчиком. Если тот не устоит перед комитетом, ВТБ придется выплатить Смольному 3,6 миллиарда по банковской гарантии.

И все же судья благоволила чиновникам. Заседание перенесли на конец ноября, а в очередных финансовых требованиях «Трансстроя» на 2 млрд рублей последовал отказ.

Фронт третий. Контракт на 2,9 млрд

Договор на строительство инфраструктуры арены комитет заключил с АО «Корпорация Трансстрой». Причины для его расторжения те же — введение наблюдения, срывы промежуточных сроков работ и нарушение правил охраны труда. По данным Смольного, корпорация не вернула в бюджет 860 млн рублей аванса.

Предварительное рассмотрение этого иска еще не начиналось. Но можно предположить, что и реакция корпорации будет похожей — опровержение причин разрыва контракта и новые требования о возмещении ущерба.

Московский фронт

«Трансстрой» встречается с комитетом Смольного не только в петербургских кабинетах арбитража. Три иска корпорации поданы и в суд Москвы. Подрядчик пытается оспорить решения Федеральной антимонопольной службы. Она включила все три компании в реестр недобросовестных поставщиков. Теперь 2 года компании не смогут претендовать на госконтракты. А это чревато непоступлением новых средств. В октябре «Трансстрой» попытался приостановить решение ФАС, но в этих обеспечительных мерах суд отказал.

Рассмотрение всех 9 дел по существу может начаться в ноябре – декабре этого года. И затянуться, судя по их объему, до самого Чемпионата мира по футболу.

Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»

Также в рубрике

Группа выставила на продажу шесть отелей

 0

Фестиваль проходит уже в четвертый раз и пользуется большой популярностью в туристической среде.

 0