«Разделяй и властвуй» или чего боится Ростуризм?
Почему тормозится создание Туристской Ассоциации регионов России, не смотря на официальную поддержку более сорока субъектов страны
Российская Федерация, согласно Конституции, является демократическим федеративным государством. А демократия, как известно, предполагает коллективность в принятии решений, равенство всех участников процесса, выбор и ответственность каждого.
И очень важно, что бы никто из нас об этом не забывал. Одни не забывали, когда хотят диктовать. Другие – когда вдруг начинают подчиняться чужому диктату. И хочется в этот момент и тем и другим сказать: «Ну почему? Кто вам сказал, что так надо?»
Тренд
Всем известно, что сегодня в нашей стране, как и во многих других частях мира, наблюдаются тенденции интеграции. Интеграции различной: вертикальной, горизонтальной, отраслевой, межотраслевой, в поисках эффекта синергии, и потому что так легче.
Вот и профессиональная туристская среда, будучи по сути межотраслевой, в полной мере генерирует потребности к консолидации разного рода, объединению усилий туристских предприятий, общественников и целых регионов.
Да и как сегодня не объединяться? Это лучшее, что можно сделать, чтобы преодолеть столь разноплановый взгляд на развитие туризма в России, на роль государства, бизнеса и общества в этом процессе. Прекратить перекладывание ответственности всех его участников друг на друга. Утихомирить спор о балансе необходимых мер между регионами и центром и ненавистническую борьбу между самими регионами за федеральные финансы и туристов.
К примеру, известный журналист и путешественник Михаил Кожухов в интервью журналу «Отдых в России» говорит, что развитие туризма происходит «вопреки», а не «благодаря» помощи государства, а программа развития туризма составлена таким образом, что регионы не могут взять деньги из нее.
А Министр культуры России Владимир Мединский утверждает, что: «…развитие туризма и частного предпринимательства не сильно зависит от федеральных целевых программ. Это лишь фактор дополнительной поддержки. Нужны инициативы на местах. У нас, к сожалению, государство рассматривается, как государство патерналистского типа… Мы так обратно скатимся в социализм...»
И с кем здесь не согласиться? Казалось бы, все правы…
Но из этого очевидно лишь одно, что пора прекратить перекладывать ответственность друг на друга, а реализуемые для развития туризма меры должны быть системными, коллективными, коллегиальными, интересными для всех участников, основанными на паритете и ответственности каждого. А каковы они должны быть, эти меры, может подсказать сама жизнь.
Все новое – хорошо забытое старое?
Чуть более полугода назад появилась межрегиональная инициатива, связанная с консолидацией усилий субъектов страны по развитию туристских проектов.
Предпосылками к ее появлению стала необходимость решения проблем, с которыми повсеместно сталкивались регионы-участники приобретающего широкую известность «Красного маршрута».
Напомним, что между регионами ранее было заключено соглашение о развитии проекта, в которое входили Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская и Ульяновская области, Республика Татарстан. Ульяновская область решением Минкультуры России была назначена координатором. Позже присоединились Самара, Пермь и Екатеринбург. Затем попросился в проект Новосибирск.
И начались вопросы: формирование коллективного стенда регионов «Красного маршрута» на той или иной выставке кто возьмет на себя? Кто из регионов сформирует общую для всех презентацию и выпустит рекламные материалы? Кто за это будет платить? Если кто-то один, то почему один за всех? А если коллективно, кто возьмет на себя обязанности и ответственность по сбору средств? Многое брал на себя Ульяновск, как координатор, но всегда возникала проблема, что у региона на самого себя-то сил и средств едва хватает, не говоря о других. И почему он должен быть один за всех, а все другие сами за себя?
По сути, наблюдалась разобщенность и разрозненность действий регионов-участников проекта, ревностное отношение друг к другу. Стало очевидно, что не хватает просто некой дирекции, учрежденной всеми участниками, которой можно коллегиально поручить реализацию мер по продвижению и развитию проекта в интересах каждого.
А организационная форма для такого межрегионального органа нашлась на мартовском заседании в Государственной думе в присутствии многочисленных представителей региональных туристских администраций. Экспертами был предложен вариант создания ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в сфере туризма по принципу организации существующих уже ассоциаций регионов ЦФО, Сибири, Северо-Запада и других федеральных округов.
Идея понравилась. Ее поддержали. Стало очевидно, что она шире, чем просто идея дирекции проекта «Красный маршрут», что это должна быть Туристская Ассоциация регионов России (сокращенно ТАРР), и членами ее могут и должны быть все субъекты страны, пожелавшие вступить в объединение.
Задачами этой Ассоциации должны быть наряду с продвижением межрегиональных туристских проектов регионов-членов объединения, и защита их интересов на федеральном уровне, и подготовка предложений по вопросам законодательства в туризме и содействие развитию инфраструктуры…
При этом принципиальное отличие объединения от многочисленных координационных советов разного уровня оказалось все в том же исполнительном органе: когда не поговорили и забыли, а есть на кого коллективно возложить ответственность, поручить и спросить.
Но недаром говорится, что все новое – хорошо забытое старое. Вспомнили, что попытки создания подобного объединения в туризме предпринимались более трех лет назад. В прессе тогда широко освещалось: «…в Москве губернаторами Алтайского края, Вологодской области, Республики Коми и Ярославской области были подписаны учредительные документы Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация туристских регионов России». Объединение тогда по разным причинам не состоялось. Но потребности в нем у регионов, как жизнь показала, никуда не исчезли.
Защитник отрасли или кулак для прошибания?
Инициатива создания новой Ассоциации неоднократно обсуждалась на многочисленных профильных форумах. Проект получил официальную поддержку более сорока субъектов Российской Федерации, двенадцати федеральных органов исполнительной власти, в том числе: Минкультуры России, Ростуризма, Минтранса России, Минприроды России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минпромторга России, Минвостокразвития России и других.
Совет Федерации, как палата регионов, проявил большую заинтересованность и взял проект «под крыло», узрев в объединении инструмент по развитию туризма в руках субъектов страны.
Идея стала прирастать смыслами. Каждый следующий, кто вникал и поддерживал, привносил новое понимание в суть вопроса, со своей позиции расширяя первоначальный замысел, круг возможных задач и ожиданий.
Так заместитель Председателя Совета Федерации Галина Карелова, как законодатель, обеспокоенный состоянием правовой системы, с горечью отметила, что у отечественной туристской отрасли сегодня нет защитника. И Ассоциация, выражая нужды регионов в туризме, могла бы стать таким защитником для отрасли.
А заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова, услышав, что объединение имеет в планах организацию всероссийской социальной туристской телевизионной рекламы регионов, внесла новое масштабное видение, заявив, что это должен быть флагманский проект объединения, самый эффективный, кросс-региональный, обязательно комплексный, с использованием различных медианосителей.
Заговорили о возможной для субъектов страны экономии средств за счет консолидации маркетинговых бюджетов на туристское продвижение, привлечении федерального финансирования в проекты регионов и еще много о чем другом…
Но чудо вряд ли произойдет само собой. И скорее даже не получится. Потому что привычка рассчитывать на что-то волшебное и сверхъестественное у нас сильна, а своей воли и ответственности у нас мало. Кажется, как-то оно само собой сделается. И на деле получается вот что.
Светлана АНУФРИЕНКО
Страна у нас большая. Неоднородная: Москва, Калининград, Екатеринбург, Сахалин… Немногие, богатые, самодостаточные и самостоятельные регионы – сами себе поддержка и опора. За них в этом деле можно только порадоваться. И им «хвосты» не нужны. Сами со всем справляются. Самонадеянно? Что ж… Не хотят быть в одной команде со слабыми.
А слабые надеются на авось. Желания у них много. Только ответственности никакой. В первую очередь перед самими собой, своим населением, предприятиями, бизнесом. Но доказано, что туризм будет развиваться только в том регионе, который делает ставку на него, как на отрасль, относится соответственно, финансирует не по остаточному принципу. Где губернатор предпринимает любые меры, за проблему болеет, а не перекладывает ее на региональное министерство культуры, молодежной политики или архивного дела.
Такое судьбоносное решение для себя в свое время принял Алтайский край, переведя туризм из социального сектора в сектор экономики. Сегодня мы все видим результаты этого отношения: доля туризма в ВРП региона за последние годы выросла с 1,2% до более чем 6%. Хотя и здесь есть куда двигаться. Например, в сегодняшнем индустриальном Китае туризм в структуре валового продукта и вовсе 15% занимает!
И только такие регионы России могут и должны объединяться: ответственные, решительные, деятельные. И повод для этого – коллективно заявить о наболевшем, вынести для решения свои самые насущные вопросы. Собраться в «кулак», развернуть к себе лицом и поставить на службу всю систему с ее перегибами и недоработками.
Заместитель главы Тюменской области Вадим Шумков предложил, объединившись, «…провести анализ процедуры получения субсидий из федерального бюджета на реализацию проектов в сфере туризма и рассмотреть вопрос по изменению принципов софинансирования региональных программ в части компенсации затрат инвесторов на создание объектов туристской инфраструктуры, так как сама процедура софинансирования проходит по очень длинной смысловой цепочке».
И этот вопрос сегодня волнует ни одну область. Не удобен механизм для регионов.
И неспроста Счетная палата России констатирует, что программа развития внутреннего и въездного туризма под угрозой невыполнения. «Это говорит о неиспользовании субсидий, выделяемых на указанные цели. На наш взгляд, это заслуживает особого внимания, когда средства вроде бы есть, программа есть, но она не выполняется», - заявила заместитель Председателя Счетной палаты РФ Вера Чистова на заседании Совета Федерации 28 сентября с.г.
«Разделяй и властвуй» или чего боится Ростуризм?
А ну-ка и правда соберутся… Голос прорежется… Коллективность в принятии решений, равенство всех участников процесса, выбор и ответственность каждого – страшная штука.
И захочется многое спросить. А с кого? В первую очередь с того, от кого деньги федеральные на развитие инфраструктуры ждут и не дождутся. С того, кто, то ли по своей, то ли по чужой воле, то ли по какому иному умыслу создает ситуацию, что «средства вроде бы есть, программа есть, но она не выполняется».
И может тут взяться много особо чувствительных субъектов, что побоятся, а вдруг без особой вины их заставят чувствовать себя теми самыми «кошками, что мясо съели». Ну и напрасно. Вины их здесь и правда, скорее всего, никакой нет. Вина в системе. Ее нужно менять и меняться самим. А менять и меняться страшно. И не ясно как. Если бы была рецептура, то это проще. Но рецептуры, вероятно, ни у кого нет. Можно поискать вместе. И для этого должен быть открытый и честный диалог, после которого точно должны будут произойти перемены. И не надо бояться перемен, окапываться, чинить препятствия, видеть во всех врагов. Званые совещания разыгрывать, как концерт по заранее подготовленным нотам, дабы избежать неудобных, хоть и живых решений. Это никому не нужно! И никто не хочет войны. Только сильный может не зациклиться на себе, пойти на диалог во имя конструктивных изменений. Не все способны это понять. И узость понимания порождает страх и непоследовательность действий.
Пока проект объединения был маленький, безобидный, на уровне пяти-шести субъектов, ставил задачи по продвижению межрегионального проекта «Красный маршрут», основной государственный фигурант туристской отрасли благостно поддерживал его, собственноручно рассылая на губернаторов официальные письма о замечательной инициативе. Но более сорока субъектов вместе и за одно – это, видимо, для Ростуризма перебор…
Не хочу понапрасну чернить ведомство. Много, вероятно, у него заслуг. Рапортуют о росте внутреннего и въездного туризма регулярно. Хотя, помнится, тут недавно исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе с критикой выступала, что не их это заслуга вовсе, а туроператоров. Ну да ладно. Сама я Ростуризм искренне всегда поддерживала, сожалея, что у них так много задач, так мало ресурсов, такие ограниченные полномочия. Но вот тихую и трусливую смену позиции в отношении создания новой ассоциации понять не могу.
Как только проект вышел на финишную прямую и был поддержан десятком министерств, региональными властями, сенаторами, Федеральное агентство по туризму неожиданно резко изменило свою позицию. По мнению Ростуризма, официально представленному недавно в Минкультуры РФ, «…инициатива в области укрепления сотрудничества регионов в вопросах реализации межрегиональных туристских проектов и развития туризма в целом может быть реализована во взаимодействии с уже имеющимися объединениями в сфере туризма (Российский союз туриндустрии, Ассоциации туроператоров России, Ассоциации «Турпомощь» и других)».
То есть не надо регионам объединяться. Не хочет этого Ростуризм. Страшно ему.
И как бы что не вышло, вспомнили в ведомстве вовремя старый верный принцип управления: «Разделяй и властвуй».
А по случаю можно эту позицию и громче выразить и подиктовать, а вдруг кто испугается, да подчиниться…
Двойное лицо. Хочется спросить, ребята, а где и когда вы настоящее? Тогда или сейчас?
Кстати по «Красному маршруту»: пока проект набирал популярность, сами регионы бились, как могли. Как всеобщее внимание расширилось, создал Ростуризм для этого очередной координационный совет при себе. Много с этим было связано у всех надежд. Но пока результатов от него никто не видел. Обычная беда всех советов. Посовещались и разошлись. Главное – Ростуризм в очередной раз возглавил сам процесс, не пустил, так сказать, на самотек.
Чем сердце успокоится?
Но, слава Богу, у нас по Конституции у регионов самих большая сила, возможности и свобода выбора. В федеративном государстве, ведь живем…
Поэтому если есть потребности в консолидации, коллегиальности, объединении усилий, то прорастут они, как трава сквозь любой асфальт, не взирая ни на что.
Уж так у нас все устроено. И очень важно, чтобы никто из нас об этом не забывал. Одни не забывали, когда хотят диктовать. Другие – когда вдруг решат подчиняться чужому диктату.
Светлана АНУФРИЕНКО,
руководитель комиссии по культурному наследию и туризму Социальной платформы партии «Единая Россия»
Организатор путешествий из Иркутска — о том, как построить туристическую сверхдержаву