На Байкале найдены наскальные изображения шаманов бронзового века
По мнению ученых, рисунки охрой, получившие распространение на побережье озера и в других районах Евразии, повествуют об особом мировоззрении древнего человека.
Археологи Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) обнаружили древние наскальные изображения в Северобайкальском районе Республики Бурятии. Об этом сообщает пресс-служба университета.
В ходе работ археологи нашли три новых пункта, предположительно датированные бронзовым веком. Все композиции связаны одной схожей сюжетной линией: в рисунках угадывался образ человека с рогами — шамана с головным убором в виде оленьих рогов. Каждая композиция сопровождалась интересным двухполосным знаком. Скорее всего, его наносили на скалу жирной охрой при помощи двух пальцев руки. Что конкретно мог обозначать такой знак — предстоит выяснить учёным.
По словам доцента кафедры истории и философии ИРНИТУ, сотрудника лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Дмитрия Кичигина, все найденные петроглифы носят явный сакральный характер. С их помощью древние художники пытались вести диалог со сверхъестественными силами, от которых, как они считали, зависело их благополучие. Интересно и то, что большинство наскальных рисунков изображено на таких плоскостях, перед которыми имеется удобная площадка, на которой можно было собрать какое-то количество народа.
Как рассказал Кичигин, поиск писаниц и петроглифов — это очень трудоёмкий процесс.
— Во-первых, нужно осмотреть все плоскости, подходящие для нанесения рисунков. Как только обнаруживаешь что-то похожее на древнюю наскальную живопись, нужно намочить этот участок водой, так как такие рисунки очень плохо читаются. Пока рисунок не высох, надо успеть его сфотографировать, желательно под разными углами освещения, с применением масштабной линейки. Ещё одна важная часть работы — перевести рисунки со скальной поверхности на доступный в дальнейшей работе носитель. Для этого мы с выпускником кафедры искусствоведения, сотрудником лаборатории археологии, палеоэкологии и систем жизнедеятельности народов Северной Азии ИРНИТУ Алексеем Коростелевым использовали обычную полиэтиленовую плёнку и маркер, — сказал Кичигин.
По словам учёного, охра, как и любое красящее вещество, имеет свойство со временем истираться и выветриваться. Кроме того, красный лишайник, которым покрыты скальники, часто даёт искажения в рисунке. Поэтому два человека, перерисовывая один и тот же рисунок, могут получить разные результаты.
— Различия при этом наблюдаются не в композиции, а в деталях. Однако эта разница в деталях в конечном итоге может привести и к разным интерпретациям. Как раз подобный эксперимент мы и провели с Алексеем Коростелевым на одной из композиций на Красном Яру, — отметил Кичигин. — Петроглифы — это очень специфические археологические объекты. Их сложно датировать и интерпретировать. Тем не менее они служат очень ценным источником информации: с их помощью мы можем ближе познакомиться с особенностями мировоззрения и быта наших предков.
Наскальные рисунки в научной среде получили название петроглифов. Это самостоятельный тип археологических объектов, требующий особого подхода к его изучению. Обычно различают рисунки, выполненные методами прочерчивания, выколачивания и др., повреждающие скальную поверхность, и рисунки, нанесённые красным гематитовым порошком, который хорошо впитывается в скальную породу. Жители Сибири рисунки на скалах часто называют писаницами.
Источник: life.ru