Самая русская Латвия
С закрытием популярных туристических направлений российские путешественники активно осваивают новые маршруты
В приоритете — соседние территории: без языкового барьера и существенных ментальных различий
Латгалия? А где это?» — вот самый частый вопрос, который задавали мне коллеги, когда я решилась исследовать новый для меня уголок Земли. Латгалия занимает почти четверть Латвии, здесь проживает приблизительно треть населения республики. Регион раскинулся на востоке страны и граничит с Литвой, Белоруссией и Россией. Исторически Латгалией называлась территория к востоку от Даугавы (латышское название Западной Двины) от границы племени ливов до славянских границ. В XIII веке ее захватили немецкие крестоносцы, после Ливонской войны спустя три столетия она отошла под власть Речи Посполитой, а в XVIII веке была присоединена к Российской империи и стала частью Витебской губернии. Латгальцы любят демонстрировать туристам старые карты: «Смотрите, Риги нет и в помине, а латгальских городищ — десятки». Это единственный регион в Латвии, который гордится своим отличающимся и по-прежнему широко используемым языком — латгальским, который даже имеет свой алфавит. Кстати, остальные латыши латгальского не понимают.
Местные культурные особенности прослеживаются и в памятниках архитектуры — соборах, общественных зданиях, городских ансамблях, сельских хуторах. Здесь сохранились и настенные росписи — как в Краславе, Прейли и Каменце, и комплексы поместий и парков XVIII и XIX веков.
В Даугавпилсской крепости в здании артиллерийского арсенала находится современный художественный центр создателя направления абстрактного экспрессионизма Марка Ротко: в старинном особняке расположены постоянная экспозиция о жизни и творчестве Ротко и его картины, в течение года проходят пять выставочных сезонов, демонстрируются лучшие проекты. Здесь же — мастерские для художников и для занятий с детьми, библиотека, конференц-залы, гостиница.
А еще Латгалия именуется Краем голубых озер: здесь расположены самые большое и самое глубокое озера Латвии — Лубанас и Дридзис. Уникальным заповедником является озеро Эжезерс с 36 островами, а озеро Черток славится своеобразным цветом воды. Разве этого недостаточно, чтобы на пару дней погрузиться в новую среду, малознакомую, но очень интересную?
Уживаются языки и конфессии
Поток туристов в Латгалии характеризуется как «стабильно положительный».
В прошлом году регион обслужил примерно 1,5 млн человек, это на 22% больше, чем в 2014 году. Третья часть гостей — иностранцы. Количество российских путешественников растет: их привлекают необычные традиции и отсутствие языкового барьера. Практически все здесь говорят по-русски. По официальным данным, латышей в Латгалии 46% (русских — около 40%), а в столице региона Даугавпилсе — всего 18%.
В 2012 году на референдуме о признании русского языка вторым государственным в целом по Латвии победил вариант «против», а в Латгалии «за» проголосовало большинство — 56% жителей, Даугавпилсе — вообще 85%.
Латгальцы выступают за развитие добрососедских отношений с Россией, потому что это может помочь восстановлению их экономики, прежде всего за счет развития сельского хозяйства, торговли и туризма.
Без конфликтов здесь уживаются и разные конфессии. Так, крупная община староверов прибыла на эти земли еще в XVII веке, спасаясь от преследований после реформы патриарха Никона. Католики во время религиозных войн перебирались именно сюда из остальных частей Ливонии, которая в основном приняла от шведов лютеранскую ветвь протестантизма. Так эта территория получилась отрезанной от остальной территории нынешней Латвии — и конфессиональной границей, и государственной. Только спустя двести лет, уже в составе Российской империи, они оказались в одном государстве.
Наглядным доказательством мирного сосуществования конфессий служит Церковная гора в Даугавпилсе, где по соседству расположились лютеранский кафедральный собор, римско-католическая церковь, православный собор и старообрядческий приход. Правда, до Второй мировой войны только в Даугавпилсе было еще и более 40 синагог, евреи составляли треть всего населения. Сейчас здесь с трудом можно собрать для богослужения десяток еврейских мужчин.
Событие на ровном месте
— Вообще-то я заместитель главного лесничего, но история тоже хорошая вещь, — говорит Александр Лубанс. А еще он основатель, строитель и гид городища Крома Колнс. Создание экспозиции поселения древних латгальцев практически из ничего, на пустом месте — его идея. Он живет с семьей на хуторе, вокруг — принадлежащие еще отцу земли. Жена преподает историю в школе и поддерживает интерес мужа к истории средних веков. А началось все случайно:
— Десять лет назад бобры попортили 6 гектаров леса, — рассказывает Александр. — И я встал перед выбором: на дрова лес пустить или крепость построить. Начал строить, прямо рядом с домом. Шесть лет строил один.
Сейчас Александр руководит Братством древних латгальцев, они помогают со строительством. Каждый член клуба из 29 человек владеет каким-нибудь древним мастерством. Александр освоил кузнечное дело — профессию предков. Оружие для себя и братьев кует сам.
Музей Второй мировой войны WW2 — тоже инициатива энтузиаста. Основатель музея — Валдис Тумов. Экспонаты — оружие, боеприпасы, обмундирование, старая техника. Началось все с разбора чердаков и сараев старых домов. Увлечение историей переросло в желание создать экспозицию, и не только оружия, но и человеческой памяти. Например, здесь хранится переписка немецкого офицера с женой с 1939 по 1945 год: эпистолярная история любви и веры.
Самосознание маленького народа порождает ту силу, с которой энтузиасты-одиночки здесь буквально на ровном месте создают объекты, воспитывающие национальную гордость земляков, а заодно — привлекающие внимание туристов. Бережно хранимая региональная идентичность как проект, как дело каждого латгалийца вызывает искреннее уважение. Чего стоит, например, дроболитейный завод в Даугавпилсе. Ему больше сотни лет. Здесь сохранили и раз в год по технологии конца ХIХ века в 37-метровой башне устраивают свинцовый дождь: при падении металл застывает шариками и превращается в самую качественную дробь.
Один автор-вдохновитель и у парка деревянных скульптур на библейские сюжеты на Горе Царя Иисуса. Летчик Эрик Делперс не раз оказывался в критических ситуациях: тропинка между жизнью и смертью привела его к Богу, а кроме того, у него открылся талант резчика по дереву. Среди трехсот скульптур 14-метровая фигура Иисуса-Победителя, вырезанная из ствола 600-летнего дуба, в обхвате — 4,5 метра, и ангелы-хранители, и 12 апостолов, несущих крест, и святое семейство, и тернистая дорога на Голгофу, и многое другое. Здесь же построена небольшая церковь без обозначения конфессии — чтобы любой человек мог войти в нее, как в свою. Весь скульптурный парк создан как духовное место, где люди могут почерпнуть духовные ценности. «Когда мы с друзьями создавали парк, я хотел одного — чтобы люди почувствовали: Бог рядом со всеми нами. Главное — верить!» — убежден Эрик. Работают в парке добровольцы-волонтеры, и тут всегда ждут помощников.
А вот Тейрумникскую болотную тропу построили на деньги датчан по совету японцев, которые предложили развивать здесь экотуризм. Тропа длиной 800 метров в виде деревянных мостков ведет через болото. Оказывается, болото болоту рознь: существует три разных вида и каждое по-своему уникально. На щите предупреждение: «Ни в коем случае не есть чертову редьку — цикуту!».
Центр активного отдыха Бака — проект пограничного сотрудничества Латвии и Литвы. На берегу озера Лубанас стоит элегантное трехэтажное сооружение. Вокруг все ухожено, стоянки для транспорта, спортивные площадки, зоны для барбекю. Внутри — современная кухня, небольшие конференц-залы, несколько гостиничных номеров, выставочный зал, на крыше — смотровая площадка. Сюда приезжают на рыбалку (в озере более 20 видов рыб), наблюдать за птицами (более 200 видов), кататься на велосипедах (разработаны веломаршруты), да просто с удовольствием провести время.
А закончилась моя поездка под Малера. Латвийский национальный оркестр играл Шестую симфонию, заметьте, в режиме текущего репертуара. Парадоксально, но факт: в маленьком на 30 тыс. населения городке Резекне построен современнейший концертный зал на тысячу мест — с лучшей по всей Латвии акустикой. В день нашего отъезда в афише стоял Вивальди. И все билеты были проданы.