Больше Форумов – хороших и разных!
Российский турпродукт нуждается в продвижении на государственном уровне
В преддверии Первого Национального туристического Форума «Отдых в России 2016» Наталья Андронова, генеральный директор Атлантис Лайн, Вице-президент совета присоединившихся членов Всемирной Туристической Организации (UNWTO) при ООН дала интервью порталу «Российский туризм».
— В мире, к сожалению, пахнет порохом и слышно бряцание оружия. Закрыты популярные направления для туристов. И все-таки Организация Объединенных Наций (ООН) объявила 2017 год — годом туризма. Почему?
— Действительно, мировые лидеры признали, что туризм может стать главным инструментом достижения глобальных целей в экономике и социальном развитии. Туризм — это лучший посол мира.
Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2017 год — Международным годом устойчивого Туризма. Такое внимание мирового сообщества к туристической сфере закономерно. С одной стороны — это самый быстрорастущий сектор в мире, и это не только деньги, но также инфраструктура, коммуникации, а главное — сотни тысяч рабочих мест. К тому же, мировой туризм показал удивительную жизнестойкость и способность развиваться, несмотря на глобальные вызовы, такие как экономические кризисы, вопросы безопасности и политические обострения. С другой стороны, путешествия сближают людей — и в конечном итоге служат миру, а это сейчас актуально как никогда.
— Россия по рейтингу Всемирной Туристской Организации (UNWTO) при ООН — вошла в десятку первых стран в мире по богатству туристического потенциала и только на 63-й позиции по туристической популярности — как это объяснить? И как «догнать саму себя»?
— То, что эксперты поставили нас в десятку потенциально богатых в туристическом отношении стран мира — это объективное признание огромных природных и культурно-исторических возможностей России для организации туризма. Попасть же в десятку по популярности — большой вызов. Учитывая, что многие страны давно оценили все выгоды туризма — это среда с очень высокой конкуренцией. Поэтому нам предстоит серьёзнейшая борьба за туристов. И нужно как можно активнее перенимать лучший мировой опыт и практики.
Многие страны, не обладая и сотой долей потенциала России, смогли сделать туризм источником своего благополучия и процветания. Я часто привожу в пример феномен Исландии, которая мне очень нравится. Страна с холодным суровым климатом и маленьким населением, пережившая дефолт, сумела нарастить долю туризма в своей экономике до 75% ! Конечно, можно сказать, что у Исландии мало других ресурсов, поэтому она и делает ставку на туризм. Это все так. Но представьте — если в России, в дополнение к нашим колоссальным ресурсам, мы сумеем развить до такого уровня ещё и сектор туризма! Я за то, чтобы Россия стала абсолютной туристической сверхдержавой. Но для этого надо подняться на 63 ступеньки вверх.
— Как вы видите решение проблем туризма в России? Какие направления деятельности вам кажутся наиболее эффективными — это касается и турбизнеса и государства?
— Считаю, что одна из главных задач государства — это заинтересовывать и поощрять предпринимателей, которые хотят работать в туризме. Создавать комфортные условия ведения туристического бизнеса, устранять барьеры. Бизнес двигает туризм во всём мире, но при этом, многие острые проблемы в туризме, особенно связанные с инфраструктурой или формальностями согласований между министерствами и ведомствами, бизнес не может решить без помощи государства. Поэтому первое, что необходимо — эффективное государственно-частное партнёрство, поддержка бизнеса на всех уровнях, не на словах — а на деле. Второе — нужно принципиально поменять отношение к туризму, повышать престиж профессии и отрасли в целом. Во всех странах — это одна из самых престижных сфер деятельности. И пока в России это отношение не изменится кардинально — не стоит ждать глобальных перемен.
Третье — необходимо качественное и талантливое продвижение возможностей путешествий по России на внутреннем и международных рынках на государственном уровне. Долгое время его вообще не было. Сейчас есть очевидный прогресс, и туристическое сообщество с большой надеждой ждёт позитивных сдвигов.
Четвертое — нужно решить вопрос с упрощением процедуры выдачи виз для иностранных туристов. Можно потратить огромные деньги на рекламу и создать самые замечательные туристические программы, но все будет впустую. Люди во всем мире привыкают путешествовать легко и едут туда, где можно обойтись без лишних формальностей. И это та причина, почему Россия пока часто оказывается в конце списка.
Моя первостепенная задача — способствовать процессу упрощения визовых формальностей. Это приоритет UNWTO и очень актуально для нашей страны. Об этом во время Госсовета по туризму говорил и Президент. Граждане России на личном опыте знают все сложности оформления виз при совершении туристических поездок во множество стран мира. В свою очередь, принцип взаимности в международных отношениях и установленные визовые правила въезда в нашу страну для иностранных туристов — главный барьер для развития въездного туризма в Россию. При этом необходимо сохранить баланс защиты интересов и безопасности нашей страны и наших туристов за рубежом. С позиции вице-президента UNWTO и как член экспертных советов по туризму в Совете Федераций и Государственной Думе я буду способствовать выработке стратегии и решению важнейшего визового вопроса для развития международного и межнационального общения и туризма в России.
— Наталья Владимировна, что Вы ожидаете от I Национального Туристического форума и какие пожелания в адрес его участников?
— В повестке форума самые актуальные вопросы по импортозамещению в туризме: как создать конкурентоспособный и доступный турпродукт, интересный и россиянам и иностранным туристам.
Президент России Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам президиума Государственного совета по туризму. От того, насколько эффективно они будут выполняться, зависит настоящее и будущее российской туриндустрии.
А в Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» прямо говорится: развитие внутреннего культурно-познавательного туризма отвечает стратегическим целям, необходимо использовать культурный потенциал России в интересах многостороннего международного сотрудничества.
Очень правильная идея провести форум, который стал бы по- настоящему полезной площадкой для налаживания конструктивных коммуникаций между бизнесом и государством. Пригласить политиков и предпринимателей, людей влияющих на то, как будет развиваться туризм в России.
И время для проведения выбрано очень удачно. Туристическому рынку как раз не хватало мероприятия в таком формате — накануне старта сезона продаж. К началу сезона туроператоры тщательно готовятся и формируют программы, чтобы на весенних выставках представить свой турпродукт во всей красе и открыть массовые продажи.
При этом, профессионалам до боли знакома ситуация, когда в самый разгар выставок всплывает множество неприятных «сюрпризов» — от повышения цен на отели до срыва перевозки, из-за чего в авральном порядке приходится менять уже сформированные и опубликованные туры.
Надеюсь, что форум как раз позволит обсудить, согласовать и урегулировать проблемные вопросы заранее, чтобы все, кто заинтересован в развитии туризма в России, смогли как следует подготовиться к высокому сезону и провести его максимально успешно.
А самое главное — мне и моим коллегам будет важно пообщаться с представителями из регионов, узнать их настроения, трудности и обсудить возможности их решения.
— На форуме будут представлены проекты «Россия Космическая» и «Москва Космическая». Вы создавали их. Планируете эти проекты развивать в масштабах России?
— Конечно! Эти туристские бренды созданы компанией АТЛАНТИС ЛАЙН с целью привлечения космической тематикой российских и иностранных туристов в Россию и в Москву, популяризации национальных достижений в космонавтике через культуру и туризм, усиления имиджа России на международной арене, развития региональных и международных связей в сфере туризма и воспитания патриотизма у молодежи. Проекты идеально вписываются в концепцию импортозамещения.
«Москва Космическая» объединяет столичные «космические» объекты: музеи космонавтики, планетарии, памятники архитектуры, интересные места, связанные с покорителями космоса и артефактами в единое информационное пространств и предстает в инновационном образе «Космической столицы мира», открывшей путь к звездам всему человечеству.
«Россия Космическая» объединяет музеи космонавтики и планетарии во всех регионах России.
Девизы проектов «За космосом — в Россию, Москву!». В рамках проектов организуются статусные и событийные мероприятия, такие как «Космический приём для иностранных послов » на День города, выпускаются передачи на телевидении. Для туристов создаются увлекательные маршруты: «Московская космическая одиссея», «Космические выходные в Москве», «Космические орбиты России» и многие другие. Я, думаю, что к продвижению этих проектов активно присоединятся и коллеги из регионов. Буду рада принять участие в форуме и желаю моим друзьям и партнёрам продуктивной работы, полезного и интересного общения. До встречи на форуме!
Как защитить свои права при овербукинге. Почему так происходит и что делать путешественнику, если в оплаченном отеле нет мест