"Трансаэро" осталась без лицензии
Авиакомпании запрещено осуществлять полеты с 26 октября этого года
Минтранс аннулировал лицензию и сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро». Таким образом компании, в отношении которой уже были приняты судами несколько исков о банкротстве, запрещено осуществлять полеты с 26 октября этого года. Решение принято сразу заявления гендиректора группы S7 Владислава Филева о приобетении "не менее 51% акций" авиакомпании «Трансаэро» у Александра Плешакова. Эксперты уверены, что за сделкой стоит один из банков-кредиторов авиапереозчика, чье банкротство серьезно ударит по финансовому состоянию кредитной организации.
О том, что с 26 октября будет аннулирован сертификат эксплуатанта авиакомпании «Трансаэро» заявил глава Минтранса России Максим Соколов в эфире телеканала «Россия 1».
- Вчера Росавиация завершила проверку, и эксперты подписали соответствующий акт, в котором дальнейшая деятельность компании "Трансаэро" становится невозможной. Поэтому сегодня утром подписан приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта у компании "Трансаэро" начиная с 26 октября этого года,— сообщил министр.
Авиатриллер
История краха «Трансаэро» держит авиаотрасль в напряжении уже более полутора месяцев. 1-го сентября было заявлено, что спасением крупнейшего частного авиаперевозчика займется «Аэрофлот», который должен был получить 75% акций «Трансаэро» за символическую цену — 1 рубль.
— В правительстве РФ под председательством первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова состоялось заседание межведомственной комиссии... В интересах дальнейшего развития гражданской авиации и создания одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп поддержана консолидация «Трансаэро» в группу «Аэрофлот», — заявляли в пресс-службе «Аэрофлота». — Акционеры «Трансаэро» рассчитывают, что данная мера будет способствовать интересам пассажиров, работников и партнеров авиапредприятия. Председатель совещания высоко оценил роль основателей, менеджеров и всех сотрудников авиакомпании «Трансаэро» в новой истории гражданской авиации страны.
Номинальным держателем акций авиакомпании на тот момент была небанковская кредитная организация ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (54,35% акций), главный исполнительный директор «Трансаэро» Александр Плешаков владел 18,23% акций перевозчика, его супруга Ольга Плешакова — еще 18,39%. У кипрского офшора Startup Invested Limited — еще 6,48%, у матери Плешакова Татьяны Анодиной было 3% акций.
В конце сентября Ольга Плешакова передала свой пакет (18,39%) Александру, который на тот момент сконцентрировал у себя в руках «чуть менее 60%» акций «Трансаэро».
Интересно, что Александр Плешаков заявил, что акционеры перевозчика не были инициаторами консолидации.
Сразу после этого заявления сменился гендиректор компании — вместо Ольги Плешаковой им стал бывший замгендиректора Дмитрий Ерзакович. Александр Плешаков сложил с себя полномочия председателя совета директоров, но остался членом совета директоров и главным исполнительным директором компании. Новым председателем совета директоров стала Ольга Плешакова.
7 сентября было заявлено, что «Трансаэро» перешла под операционный контроль «Аэрофлота». Управляющим директором ОАО «АК «Трансаэро» был назначен Дмитрий Сапрыкин, ранее занимавший пост замгендиректора по продажам и имущественным вопросам ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии».
Но уже одобренная правительством сделка сорвалась. 1-го октября совет директоров «Аэрофлота» принял решение не принимать оферту «Трансаэро». В тоже время руководители «Аэрофлота» подчеркивали, что перевезут всех пассажиров «Трансаэро» у которых на руках билеты с датой полета до 15 декабря.
- Если билет куплен на более позднюю дату, пассажиру будут возмещены денежные средства в полном объеме. При этом перевозки из-за границы в Россию будут выполняться, пока все пассажиры не вернутся в Россию, - отмечали представители авиаперевозчика.
Будущее «Трансаэро» снова подвисло в воздухе. Большинство экспертов было уверено, что самый очевидный путь - банкротство. По данным источников, к такому же решению склонялись и в правительстве. Однако глава Минтранса Максим Соколов заявил, что «банкротство — лишь один из вариантов». Глава Минтранса уточнил, что у «Трансаэро» не отозвана лицензия, она продолжает работать.
В тоже время Росавиация сразу же приступила к внеплановой инспекционной проверке «Трансаэро».
- Основаниями для проверки являются ухудшение состояния безопасности полетов и основных финансово-экономических показателей деятельности эксплуатанта, возбуждение против эксплуатанта дела о банкротстве или судебного разбирательства в связи с неплатежеспособностью, отмечали в ведомстве.
В дело вступают кредиторы
Главными противниками банкротства компании выступили владельцы "Трансаэро" и часть банков-кредиторов.
Общая сумма долга «Трансаэро» оценивается примерно в 260 млрд рублей. Долг "Трансаэро" перед ВТБ составляет 12 миллиардов рублей, Газпромбанком — 7,9 миллиарда рублей, Сбербанком — 6 миллиардов рублей. Крупнейшими лизингодателями являются ВЭБ и ВТБ, которые предоставили самолеты на 55 и 40 миллиардов рублей.
Из отчетности компании за 2014 год следует, что в список ее кредиторов также входят МКБ, Промсвязьбанк, Новикомбанк, Международный финансовый клуб, Альфа-банк, МТС-банк, РСХБ, «Открытие», Банк «Балтийское финансовое агентство», Московский индустриальный банк, «Еврофинанс», Моснарбанк, «Глобэкс», Абсолют Банк.
Плешаков предлагал докапитализировать компанию или создать банковский синдикат. В начале октября он потребовал от гендиректора «Трансаэро» Дмитрия Сапрыкина отменить приказ о прекращении продаж билетов.
«В связи с выпуском вашего приказа № 822 от 1.10.2015 о прекращении продажи [билетов] на рейсы авиакомпании, отчетливо, что данный приказ приведет в самое ближайшее время к полному прекращению поступления денежных средств на счета Общества, что, в свою очередь, является основным признаком банкротства, обращаюсь к Вам со следующим, — пишет Плешаков. — 1. Требую немедленно направить на мой корпоративный электронный адрес, а также передать в аппарат Совета директоров на бумажном носителе документы, на которые ссылается указанный приказ, а именно: решение правительства РФ и рекомендации Росавиации от 1.10.2015».
— Если данный данный приказ и/или ситуация с запретом продажи продолжит свое действие сегодня после 23.59 московского времени, предлагаю Вам в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» определить возможность, целесообразность и сроки подачи заявления о банкротстве ОАО «Авиационная компания «Трансаэро» и информировать об этом меня и Совет директоров Общества, - сообщал Плешаков.
По мнению экспертов, реального желания банкротить компанию у Плешакова не было - своим письмо он перекладывал возможное ухудшением финансового состояния компании на Сапрыкина и стимулировал дискуссию в правительстве о судьбе "Трансаэро".
Одним из основных противников банкротства выступил банк «Международный финансовый клуб» (МФК), основным собственником которого является Михаил Прохоров. Банком было предложено вместо банкротства передать в управление банкам-кредиторам 75% плюс одна акция авиакомпании, установить льготный период для финансового оздоровления компании, списать 20% долга, а оставшийся конвертировать в ценные бумаги.
20 октября стало известно, что комитет кредиторов "Трансаэро" направил Ольге Плешаковой письмо с просьбой сменить гендиректора Дмитрия Сапрыкина. Кредиторы предложили назначить на эту должность Александра Бурдина. Письмо подписали главы Абсолют банка, Новикомбанка, Минбанка, МКБ, Международного финансового клуба, БФА банка. Председатель совета директоров "Трансаэро" Ольга Плешакова подтвердила, что совет директоров на ближайшем заседании (22 октября) рассмотрит письмо кредиторов о смене гендиректора авиакомпании.
В тоже время крупные банки-кредиторы, напротив, не против сыграть "первую скрипку" в банкротстве "Трансаэро". В понедельник Альфа-банк подал иск о банкротстве «Трансаэро» в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А вот аналогичный иск от Сбербанка суд принять отказался. Как отмечается в судебном акте, банком не были соблюдены нормы закона о банкротстве, предписывающие заблаговременное уведомление должника и его кредиторов о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве. Такое уведомление кредитная организация должна разместить в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц не менее чем за 15 дней до обращения в суд. Готовит заявление в суд о банкротстве авиакомпании и ВТБ.
Сделка с заинтересованностью
Во вторник вечером столо известно, что акционер группы авиаперевозчиков S7 Владислав Филев подписал соглашение о покупке не менее 51% акций авиакомпании "Трансаэро".
"Гендиректор и совладелец группы подписал соглашение о покупке не менее 51% акций "Трансаэро", — подтвердил представитель группы S7. Подтвердили сделку и Плешаковы.
Заместитель министра экономического развития Евгений Елин отметил, что у «Трансаэро» появился реальный шанс на выживание.
«У авиакомпании "Трансаэро" появился реальный шанс, который заключается в том, что один из лидеров рынка — авиакомпания S7 решила взять на себя финансовую ответственность и перед кредиторами, и перед пассажирами, и перед регионами, и субъектами регионов», — цитирует ТАСС Елина. Он добавил, что самая большая помощь, которую государство на данный момент может оказать S7, — это предоставить ей право на маршруты «Трансаэро».
Эксперты уверены, что за сделкой стоит один из банков-кредиторов авиапереозчика.
- Выгода семейному бизнесу Филевых от этой сделки не просматривается, — объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — Кого-то из кредиторов явно не устраивает схема, подразумевающая банкротство "Трансаэро", а следовательно и списание долга.
Что касается будущего компании, то Пантелеев однозначно уверен, что финансово обеспечивать операционную деятельность "Трансаэро" авиакомпания "Сибирь" сейчас самостоятельно не может, однако если план урегулирования компании убедит кредиторов, то банкротства компании избежать удастся.
По мнению источника в правительстве, эта сделка не в интересах Сбербанка, не Альфа-банка.
- У ВТБ кредит для "Трансаэро" обеспечен госгарантиями. Ни ему, ни Сбербанку нет смысла слишком активно вступаться за компанию. Это однозначно должен быть банк, который потеряв средства "Трансаэро", может разориться и сам. Возможно за Филевым стоит кто-то из кредиторов, которые и до этого говорили про спасение компании. Самый вероятный претендент на эту роль - "Международный финансовый клуб" Прохорова, - объясняет источник.
Правда, учитывая решение Минтранса отозвать лицензию эксплуатанта у "Трансаэро" инициаторы сделки вряд ли могут почувствовать себя победителями.
Источник: izvestia.ru
Журналист проехал по России, посетив наиболее заметные точки роста гражданского сознания, и обнаружил странное: все они берут свое начало из одного и того же источника