USD: 93.5891
EUR: 99.7934

Куда Москва свозит мусор после закрытия свалки «Кучино»

Рост цен на услуги и протесты в области как итог поручения президента

Куда Москва свозит мусор после закрытия свалки «Кучино»

Полигон «Кучино» в Балашихе закрыли в кратчайшие сроки по личному указанию Владимира Путина после того, как на свалку во время прямой линии с президентом пожаловались местные жители. На этот полигон свозили четверть всего московского мусора. Теперь представители мусорного бизнеса поднимают цены на свои услуги, а в районах Подмосковья, где находятся свалки, вспыхивают новые протесты.

Два главных участника мусорного бизнеса — это операторы, то есть компании, отправляющие мусоровозы за контейнерами в вашем дворе, и владельцы полигонов, то есть свалок. Участники рынка связаны долгосрочными контрактами и болезненно реагируют на вмешательство извне. Операторов для вывоза московского мусора определили еще в 2014 году, когда власти провели в столичных округах семь конкурсов — на 15 лет работы и 142 миллиарда рублей в сумме. Среди победителей «РБК» обнаружило в основном фирмы, связанные с Геннадием Тимченко, Романом Абрамовичем и Игорем Чайкой.

The Village связался со всеми операторами по вывозу мусора в Москве и узнал, как компании решают проблему с закрытием «Кучино». Руслан Мольков из компании «Хартия», обслуживающей СВАО и ВАО, заявил, что сейчас самосвалы отправляются на ее собственный полигон в пригороде Петушков во Владимирской области (120 километров от Москвы). При этом увеличились транспортные и логистические затраты. Марина Чилимская из «ЭкоЛайна» отказалась раскрывать информацию о новых партнерах, но рассказала, что проблема стоит очень остро. «Речь идет примерно о 300 тысячах тонн отходов в год — это около половины отходов, вывозимых с территории САО и ЦАО. Действующие полигоны в области устарели, грузовики простаивают в очередях по 12 часов. Тарифы на размещение отходов уже сейчас выросли на 15–20 %», — отметила она. Источник The Village в «ЭкоЛайне» заявил, что компания начала использовать полигон «Ядрово» в Волоколамском районе Московской области.
Свалка твердых бытовых отходов «Кучино»

Операторы «МКМ-Логистика» (ЗАО, ЮЗАО) и «МСК-НТ» (ЮВАО, ЗелАО) отказались давать комментарии, комментарий «Спецтранса» (СЗАО) получить не удалось».

Александр Никольский возглавлял «Хартию» как раз в тот момент, когда оператор выиграл крупнейшие тендеры, однако ушел с должности гендиректора через несколько месяцев после публикации расследования «РБК». Сейчас Никольский — президент отраслевой ассоциации «Союзресурс», куда «Хартия» также входит. Свою отставку из компании он называет «обычной ротацией». В закрытии «Кучино» Никольский тоже не видит никакой подоплеки.

 АЛЕКСАНДР НИКОЛЬСКИЙ: Полигон вряд ли интересовал кого-то как перспективный актив, не вижу тут предмета для борьбы на рынке. 90 % полигонов вокруг Москвы безнадежно устарели, за них не дерутся. Другое дело, что еще несколько месяцев назад этот полигон был совершенно легальным, спокойно принимал мусор со всей столицы и по плану сворачивал свою деятельность. По моим оценкам, «Кучино» собирал 25 % отходов Москвы. Сегодня из них делают чуть ли не террористов. Это очень вредно для отрасли, когда полигоны закрывают точечно и внезапно, когда утилизацию мусора вообще не воспринимают как бизнес-услугу.


Никольский объясняет, что, поскольку все подрядчики на вывоз мусора распределены по столичным округам, для замены они выбирают ближайшие и наиболее дешевые полигоны по своим направлениям. Например, для всего юга, юго-запада и юго-востока Москвы это свалки в Чеховском районе (например, полигон «Кулаковский»), в Серпуховском районе («Съяново», «Лесная») и в Коломне.

По словам балашихинского активиста Евгения Ващенко, проблема «Кучино» попала на прямую линию Владимира Путина, потому что инициативная группа «заспамила заявками организаторов эфира». На самом деле этот полигон стал единственным, проблему которого еще феврале озвучивал подмосковный Общероссийский народный фронт. В то же время активисты полигона «Алексинский карьер» в Клину, куда, по данным «РБК», теперь перекинутосновной поток мусора из Балашихи, записали собственное обращение к Путину еще 12 июня, прямо накануне прямой линии. В эфир оно, однако, не попало. Алексинские активисты собрали под петицией президенту уже 3 тысячи подписей и готовят новые акции против расширения свалки. Активисты также заявляют, что владельцы карьера с 2013 года не платят городу за аренду земли, хотя контракт и так подписан по сниженным тарифам.

В день закрытия свалки в Балашихе министр экологии Подмосковья Александр Коган рассказал, что мусорную нагрузку примут на себя также полигоны «Торбеево» (Люберцы), «Тимохово» (Ногинский район) и «Храброво» (Можайский район). Местные власти отреагировали на новость так, будто с ними перераспределение не обсуждали: глава Можайска заявил, что полигон «Храброво» «слишком маленький» и увеличение нагрузки невозможно; власти Люберец также назвали свою свалку «переполненной». Причем о проблемах «Торбеево» в Люберцах, которые уже прозвали «мусорной столицей Подмосковья», известно давно: 60-метровая свалка вплотную прилегает к деревням Русавкино-Романово и Мичуринец, токсичный газ скапливаетсяв подвалах жилых домов. Администрация обещала закрыть полигон через три года, но это не помешало «Торбеево» внезапно расшириться на новом проекте застройки, а торбеевцам — собрать новые митинги, с теми же плакатами, что у кучинцев. По другим адресам, где активисты заявляют об увеличении потока мусора, ситуация идентична. Еще пять лет назад президент лично поддержал закрытие полигона «Кулаковский» на юге Подмосковья. Сейчас свалка якобы принимает мусор только из Чеховского района, но местные жители заявляют об обратном, а полиция жестко пресекает любые пикеты. 17 июня в соседней деревне Манушкино голодающего активиста выволокли из машины, где он просто сидел, доставили в отделение и обвинили в участии в несанкционированном митинге. «Кулаковский» собираются закрыть до конца года вместе с полигоном «Царево», хотя на последний, по подсчетам местных активистов, в час поднимаются 54 грузовика с мусором — очереди здесь появились сразу после ликвидации «Кучино».
Полигон «Царево»
 

В конце июня ликовали активисты Орехова-Зуева: как рассказала «Новая газета», им удалось быстро организовать протест против строительства нового крупного полигона и перерабатывающего завода. В результате, получив на общественных слушаниях 43 тысячи подписей против, губернатор Подмосковья Андрей Воробьев решил искать для свалки другое место. Орехово-зуевский мусорный завод планировали построить по программе «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017–2026 годы, но Никольский из ассоциации «Союзресурс» не советует полагаться на эти документы.

 АЛЕКСАНДР НИКОЛЬСКИЙ: Полигоны в Московской области закрываются давно. Если не де-юре, то де-факто такой курс объявили губернатор и Росприроднадзор. Закрылись несколько полигонов на севере, закрылся полигон «Левобережный» в Химках, свалка в Долгопрудном. Те полигоны, которые сейчас выбрали альтернативой «Кучино», либо переполнены, либо закроются до конца года, либо стоят в очереди на закрытие. При этом за пять лет тарифы у операторов никак не менялись. «Кучино» стало спусковым крючком — те ребята, что раньше побирались, изворачивались из конкурентных соображений, решили выставить все накопившиеся требования по ценам. Конечно, спекулятивный фактор здесь тоже есть.

Никакого подлинного плана по развитию системы мусорных полигонов нет ни у Москвы, ни у области. Федеральные программы плодятся и умирают, как мухи, рынок не использует их как надежный ориентир. Я могу понять жителей, которые выходят протестовать против свалок у своего дома, могу поставить себя на их место. Но при этом я не вижу у властей никакого плана действий, никакой стратегии решения проблемы. Зато житель видит, как у соседей все чудом решается по одному звонку Путина — конечно, он решает тоже поднять скандал и тоже собирает митинг.

В итоге мы просто отсрочили проблему. Операторы не будут готовы и к закрытию других полигонов, на которые увеличилась нагрузка, потому что им не объяснили, как перераспределять ее дальше. Единственный выход — везти мусор в другие области, что происходит уже сейчас.


Одной из причин демонстративного закрытия полигона «Кучино» называют интересы главы корпорации «Ростех» Сергея Чемезова в Московской области. «РБК» со ссылкой на источник в правительстве Московской области заявляето «пиар-истории» четырех мусоросжигательных заводов, которые собираются построить по крупному инвестконтракту в Наро-Фоминском, Солнечногорском, Ногинском, Воскресенском районах. Эти заводы упоминал во время прямой линии президент. Помимо «Ростеха», конечным выгодополучателем в сделках выступает бизнесмен Андрей Шипелов. Один такой завод будет стоить 27 миллиардов рублей и сможет перерабатывать 700 тысяч тонн мусора в год — примерно столько принимал и полигон «Кучино». Источники The Village в отрасли также называют причиной закрытия свалки желание Чемезова стать единственным оператором на вывоз мусора в Подмосковье: такие же конкурсы, как и в столице, должны пройти в области в ближайшие два года, и под них свалки спешно подчищают. Однако Никольский считает, что проекты Чемезова не нуждаются в таком мелком сопровождении, а строительство мусоросжигательных заводов завершат только к 2020 году.

АЛЕКСАНДР НИКОЛЬСКИЙ: Недавно власти внесли изменения в федеральный закон «Об отходах». Теперь важная задача в нем — с помощью серии конкурсов выбрать множество региональных операторов-монополистов, которые бы собирали мусор в областях. Москва провела эти конкурсы раньше в качестве эксперимента. Дальше Московская и другие области должны были провести такие конкурсы уже по новому закону, но они действительно отстают от графика. Насколько мне сейчас известно, до конца 2018 года все операторы во всех регионах должны быть определены.

В свою очередь, инвестконтраты по мусоросжигательным заводам Чемезова были подписаны еще весной. В нашей отрасли информационный фон всегда настолько негативный, что никакая пиар-история не способна спасти имидж мусорных компаний. Да и у «Ростеха» такой масштаб, что вряд ли для него имеет значение сюжет с какой-то свалкой в Балашихе.

the-village.ru

Также в рубрике

В то время, как вся Европа критикует охоту, Россия с успехом ставит жестокую травлю на конвейер.

 0