Что случилось с петербургскими инвалидами в Крыму
Петербургские дети-инвалиды не получили качественного отдыха на крымском побережье.
Силовые структуры разбираются с нехваткой пандусов и спецоборудования. Принимающая сторона утверждает, что проблема не в них, а в крепко подогретых страстях.
Следственный комитет Петербурга собирает документы об организации летнего отдыха в Крыму петербургских детей с ограниченными возможностями. Причиной тому стала жалоба одной из родительниц, которую не устроило качество отдыха. После проверки ее жалобы СК РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
По данным следствия, в июне 2016 года в одну из гостиниц Сакского района Республики Крым из города Санкт-Петербурга по бюджетной путевке для оздоровительного летнего отдыха прибыла группа из 150 человек, среди которых были дети с ограниченными возможностями с сопровождающими лицами. Как сообщает ведомство, «условия проживания в гостинице оказались абсолютно неподготовленными ко встрече гостей, не обладали пандусами и иным специальным оборудованием в необходимых для этого местах, не имели собственной медицинской части и не отвечали санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам».
Кроме того, при проверке документов у следователей возникли вопросы к формальной организации конкурса по отбору туроператора поездки. В рамках проверки установлено, что в конкурсе на заключение контракта, проводившегося с февраля по апрель 2016 года, принимали участие пять коммерческих обществ. В ходе проведения конкурса в комитет по образованию города Санкт-Петербурга одним из участников – обществом с ограниченной ответственностью «Земля-тур» были представлены, подчеркивает следствие, подложные заключения Роспотребнадзора и ГУ МЧС по Республике Крым, которые соответствующими органами не выдавались. В результате 8 апреля 2016 года организация одержала победу в конкурсе. В соответствии с контрактами, на 4-летние смены было закуплено 900 путевок, из которых 450 – для детей и столько же – для сопровождающих их лиц.
Вопросы к чиновникам
Почему не смогли проверить эти документы чиновники, в комитете по образованию «Фонтанке» по-человечески ответить не смогли. «Определение организаций отдыха и оздоровления детей и молодёжи Санкт-Петербурга осуществляет комиссия, в состав которой входят представители Комитетов по образованию, по вопросам правопорядка и безопасности, Управлений Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Главных управлений МЧС по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге, Управления социального питания, Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ» и «Ленинградская федерация профсоюзов». Общее количество отдохнувших за первую и вторую смены детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, уже составило 1562 человека. В настоящее время там отдыхают 781 человек. В рамках межведомственного взаимодействия в течение всего летнего периода проводятся контрольные мероприятия деятельности детских оздоровительных учреждений», – огорошили канцеляризмами в пресс-службе комитета по образованию, добавив, что ведут взаимодействие со следственными органами.
Ведущие проверку следователи, по данным «Фонтанки», уже изъяли всю документацию у «Земли-тура» и комитета и на данный момент проводят экспертизу и сравнивают соответствие технического задания и реального его исполнения. Вероятно, придется следователям посетить и районные администрации, ведь именно они являются третьим лицом по договору в конкурсах комитета по образованию. После проведения конкурса в комитете в районах уже определяют, кого из состоящих в очереди на бюджетную путевку отправить на отдых. В данном случае каждый из лотов, выигранных «Земля-тур», предполагал 900 путевок на общую сумму 23,8 млн рублей. Каждая из поездок предполагает отдых на 21 день. Таким образом, на одного человека компания тратит порядка 1200 рублей ежедневно.
«Земля-тур»: Это и есть оздоровление
Владелец компании «Земля-тур» Александр Гумен отмечает, что формально все требования его компанией были соблюдены: у гостиницы, где проживают дети с родителями, действительно нет медицинской части, зато есть договор с врачом, пандусы не оборудованы, но нуждающихся в них — инвалидов-колясочников — небольшая доля от всех отдыхающих (5 – 10 процентов), их селят на первые этажи и помогают спускаться и подниматься.
«На самом деле гостиницу подбирали не мы, мы лишь предоставляем комиссии при комитете по образованию на выбор несколько разных мест поселения, а они уже выбирают наиболее пригодный. В составе комиссии — профильные общества инвалидов, детский омбудсмен, чиновники, сотрудники МЧС и другие специалисты», – отметил он. Гумен добавляет, что в 1-ю и 2-ю смену колясочников не было вовсе. Что же касается пляжей, то их компания не всегда может переоборудовать, утверждает ее учредитель. «Большинство пляжей — муниципальные, и мы не можем что-то делать там сами, но в Песчаном, где пляж принадлежит общественной организации, мы сделали необходимые условия для инвалидов. Что же касается документации, то мы ее запрашиваем у крымчан, у наших партнеров там, проверять мы ее не должны, мы сразу передаем в комитет по образованию».
В Крыму «Земля-тур» взаимодействует с посредником ООО «Коммуналсервис "Чайка"», который помогает компании организовывать трансферы, гостиничное обслуживание и ведет местный документооборот. Как утверждает владелец «Земля-тур», наличие посредника не влияет на стоимость путевки — она обозначена государством. Оздоравливаемые дети и сопровождающие их лица размещаются как в селе Песчаное Бахчисарайского района, где зарегистрирована «Чайка», так и в других местах Крыма, в частности, селе Новофедоровка Сакского района.
Кроме того, «Земля-тур» оказывает помощь в закупке билетов: туроператор бронирует места почти за год в «Аэрофлоте», а затем продает по фиксированной цене отдыхающим. Полет вместе с трансфером туда-обратно у компании обходится в 17,8 тысячи рублей. При этом многие родители добираются до места отдыха самостоятельно.
Гумен признает, что по большому счету этот отдых назвать отдыхом в детском оздоровительном лагере можно с натяжкой: «Это не лагерь, ведь у нас нет организованной группы, это путевка по типу «Мать и дитя». Что же касается оздоровления, то в море они чем, считаете, занимаются? Именно оздоровлением».
Кстати, компания «Земля-тур» выигрывает конкурсы комитета по образованию уже 5-й год подряд (не единолично, среди ее конкурентов туроператоры «Аси-тур», находящееся по тому же адресу, что и «Земля-тур», и «Чудеса света»). Гумен предлагает не искать в этом какой-либо коррупционной составляющей, ведь подрядчика выбирает комиссия из большого количества представителей разных ведомств. Также он не считает, что на успех его компании как-то повлияла должность его брата, который некогда работал зампредом администрации Петроградского района. Помимо этого, «Земля-тур» активно участвует в организации отдыха детей в Республике Коми (в начале 2000-х Гумен работал директором ГУП РК «Центр по туризму Республики Коми»). В частности, возит детей оттуда на экскурсии в Петербург. За 2016 год, согласно данным сайта госзакупок, с учебными организациями Коми было заключено контрактов на 24 млн рублей.
«Мы можем жить только за счет этого»
«Уважаемые клиенты! Бронирование в отеле «Арпат» на 2016 год осуществляться не будет. Приносим свои извинения!» Такое объявление размещено на сайте небольшого крымского села Новофедоровка, расположившегося возле города Саки – курортной территории номер один для спинальников еще со времен Советского Союза. И сам факт его появления говорит о том, что владельцы «Арпата» могли быть довольны: места выкуплены и о проблеме наполняемости можно забыть. Но возникла проблема другая.
Именно эта частная гостиница, состоящая из нескольких многоэтажных корпусов, предназначенных для семейного отдыха, принимала группу из Петербурга, с которой приехала написавшая жалобу мать ребенка-инвалида. «Алпат» не является специализированным детским оздоровительным лагерем, как другие здравницы из списка, приведенного на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга. Он числится там как «коттеджи семейного отдыха «Коммуналсервис "Чайка"». В программе оздоровления петербургских детей пансионат оказался в прошлом году, когда «Чайка» столкнулась с нехваткой номерного фонда.
«Почему получилась Новофедоровка? В прошлом году у нас был контракт на 700 человек. В середине лета ситуация: 2 путевки – едут 4 человека, получилось, что в Песчаном было некуда заселять, – рассказал «Фонтанке» директор ООО «Коммуналсервис "Чайка"» Игорь Иванов. – Мы воспользовались Новофедоровкой как резервной площадкой. Весной, перед тендером, приезжала делегация из комитета по образованию, ходили по всем гостиницам, смотрели. Мы заинтересованы принять людей: во всех номерах балконы, кондиционеры, телевизоры, холодильники. Это наш заработок.
Мы понимаем, что родителям тяжело с такими детьми. Есть, конечно, недостатки. Я согласен с колясочниками. Был договор – каждый заезд должно быть не более 8 – 12 колясочников: есть доступные номера, есть пандусы. В первый заезд прислали 8 человек, во второй – уже больше тридцати колясочников. Вот и получилось – люди на себе таскают детей. Кто-то говорит: ничего, ребенок легкий, я сам. А другой говорит: дайте номер на первом этаже, а как дать, если их нет? Виновато неравномерное распределение по заездам».
В качестве основного вида деятельности ООО «Коммуналсервис «Чайка» в государственном реестре указано производство электроэнергии, также ООО может заниматься забором, распределением и очисткой воды, производством санитарно-технических работ, обработкой сточных вод, строительством жилых и нежилых зданий, продажей и арендой недвижимого имущества, а также предоставлением «прочих вспомогательных услуг для бизнеса».
Отвечая на вопрос, почему предприятие еще и работает в курортной сфере, Игорь Иванов сказал понятные слова: «Мы же в Крыму живем. За счет чего мы можем жить? Только за счет этого».
«Меня раздражает это поливание грязью»
Отзывы о пансионате «Алпат» в Сети в основном положительные. Но его владелец Эльдар Кочкаров не скрывает недовольства:
– Мы сто процентов больше не будем с ними сотрудничать. Это невыгодно и из коммерческих соображений, и мне не нужно это поливание грязью. Все происходящее меня раздражает и расстраивает: озвученных упреков и обвинений мы не заслуживаем.
Кочкаров подчеркивает, что у него есть вся необходимая документация, что о гостях в его заведении заботятся основательно: помимо аптечек отдыхающим оказывается врачебная помощь, а столовая предлагает питание с возможностью выбора. В то же время он признает, что «Алпат» – никакой не детский оздоровительный лагерь в привычном смысле:
– За безопасность детей мы не отвечаем, за них несут ответственность родители. У нас дом семейного отдыха, то есть приезжает семья – папа, мама и дети. Не в обиду будет сказано, но не для этого уровня было сделано здание. Может, некрасиво это выглядит, но многие приезжают – не умеют пользоваться кондиционером. Ну что поделать – жизнь у многих тяжелая.
Люди в основном все прекрасные, но вот одна… Морально устаешь, когда тебя гнобят. Проверяющие начинают гнобить. Эта нехорошая женщина написала: вы меня травите. А что же ты 21 день спускалась в столовую и ни разу не пропустила ни завтрак, ни обед, ни ужин? И вот с этого у нас все началось.
Далее Эльдар Кочкаров рассказал «Фонтанке» о неприятной ситуации, в результате которой он был вынужден вызвать полицию. А отдыхавшие в ту злополучную для «Алпата» смену обратились к своему туроператору с коллективным требованием выселить из гостиницы возмутительницу спокойствия.
«Фонтанке» удалось связаться и с заявительницей в Следственный комитет, ставшей инициатором уголовного дела. Мать троих детей, военнослужащая Юлия Кравченко выразила свою позицию следующим образом:
– Я поняла, что с этим человеком по-другому бороться нельзя. У них не было никаких разрешений. Вы думаете, Следственный комитет завел бы уголовное дело просто так, на пустом месте? Что – можно на меня наговаривать, представлять, что я пьяная под забором валялась? Предоставьте факты, фото, видео, что пьяная, рваная, воняю как-то. На работе никогда в жизни не скажут, что я какая-то алкашка. Я в жизни не курила, я не бухаю. А если я была замечена за бокалом дорогого вина – мой супруг нормально зарабатывает, и я сама неплохо. Моральный вред был нанесен моему сыну, а за сына я удавлю.