Олег Сафонов: «Россия может принять в два раза больше туристов!»
Отечественная туриндустрия сейчас переживает переломный момент.
Число россиян, путешествующих по своей стране, быстро растет. Тенденции рынка корреспондент «овр» ольга чижкова обсудила в разговоре с руководителем федерального агентства по туризму (ростуризм) олегом сафоновым.
Сочи привлекает туристов не только красотами природы, но и хорошей инфраструктурой.
Спрос на выездной туризм в 2014 году уменьшился на 30%, – говорит Сафонов. – Несколько сократился въездной туризм в нашу страну. Но самое главное: число туристов, путешествующих по нашей стране, стало больше на 30% – 41,5 миллиона человек. И на 25% увеличилось число туроператоров, которые занимаются внутренним туризмом. В течение прошлого года Федеральное агентство по туризму ставило перед бизнесом задачу диверсифицировать свою деятельность на внутренний туристический поток. Бизнес отреагировал.
Олег Сафонов на открытии ХХII Международной туристской выставки INWETEX-CIS Travel Market в Санкт-Петербурге.
– Можете конкретизировать?
– Когда мы говорим о выездном туризме, должны понимать, что это деньги, которые вывозятся и вкладываются в экономику зарубежных стран. Внутренний и въездной туризм – это стратегически важные направления для нас. Туризм является катализатором социально-экономического развития регионов. Это особенно важно для тех регионов, где промышленность не сильно развита. Ведь развитие туризма стимулирует развитие еще 53 смежных отраслей – таких как транспорт, сельское хозяйство, пищевая промышленность, строительство.
До недавнего времени у нас в стране слово «туризм» воспринималось исключительно как выезд за рубеж. Так продолжалось 24 года. Причем на поддержание этого стереотипа работала вся индустрия зарубежного отдыха. Реклама, спецпредложения, облегчение визового режима… В одной только Москве работает 48 представительств национальных туристических офисов разных стран. В результате миллионы наших граждан вывозили из России миллиарды своих кровных денег, заработанных в своей же стране, тем самым финансируя создание прекрасной туристической инфраструктуры на зарубежных курортах. Теперь России нужно инвестировать серьезные средства для того, чтобы создать такую же инфраструктуру внутри страны. Экономические показатели наглядно говорят о том, что мы успешно действуем в этом направлении. Сейчас туризм развивается уже не только в таких туристических направлениях, как Москва, Санкт-Петербург, Сочи и Золотое кольцо, но и на курортах Сибири, в Поволжье, в Крыму. Например, только за новогодние праздники Казань посетили 70 тысяч человек. А в течение прошлого года на горнолыжном курорте Шерегеш в Кемеровской области побывал миллион туристов!
– Наши соотечественники, побывав за рубежом, успели привыкнуть к высокому уровню услуг и хорошей инфраструктуре отдыха. Не отпугнет ли туристов низкое качество комфорта?
– Сейчас инфраструктура гостеприимства в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Сочи, не только соответствует мировым стандартам, но и во многом превосходит зарубежную инфраструктуру. Причем не только Греции и Турции, но и таких высокоразвитых стран, как Франция и Швейцария. Да, на Байкале и Камчатке инфраструктура пока отстает. Но это точки роста.
Берега Ангары, в отличие от соседнего Байкала, еще недостаточно «раскручены» для зарубежных туристов.
– Многие отечественные курорты в дни новогодних каникул оказались переполнены. Цены повысились, очереди на горнолыжные подъемники и в музеи существенно выросли… А если летом россияне соберутся отдохнуть внутри страны – хватит ли места всем?
– Достаточно непростой вопрос. Какую же емкость может обеспечить наша туриндустрия без потери качества? Возьмем пример Татарстана. За год в республику приехало 2,5 миллиона человек. Рост потока – 16%. А средняя загрузка гостиниц – не более 40%. То есть потенциально число туристов может быть увеличено вдвое без потери качества! Во многих других регионах инфраструктура туризма требует расширения, нужны новые объекты показа, модернизация придорожных объектов, пунктов питания, бензозаправок…
Санкт-Петербург. Барк «Седов» уходит в круго-светное плавание, посвященное 1150-летию зарождения российской государственности и памятным датам в истории русских географических открытий.
В целом, по оценке Ростуризма, туристическая инфраструктура нашей страны может принять в два раза больше туристов – 80 миллионов в год! Перспектива некоторых регионов огромна. Например, на Камчатку ежегодно приезжают 54 тысячи туристов, среди них 14 тысяч иностранцев. Много ли это? Рядом находится Аляска, которая ежегодно принимает 2 миллиона человек. Мы должны побороться за этот поток. Объем турпотока на Камчатку можем увеличить в несколько раз! И это не фантазия. Но для этого нам нужно построить пирс для приема океанских лайнеров, которые пока проходят мимо, потому что просто физически не могут пришвартоваться на Камчатке, и открыть пятизвездочные отели в Петропавловске-Камчатском. Стратегическая задача – 100 тысяч иностранных туристов на Камчатке в год. Для ее выполнения нужны инвестиции и господдержка.
Большой потенциал для развития как массового, так и элитного туризма есть на Байкале, в Крыму. Инфраструктуру надо развивать по всей стране.
– Какие-то конкретные меры можете озвучить?
– В стране действует Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». В нее вошли 27 регионов России. В каждом идут работы по созданию туристических кластеров. У нас в стране 85 регионов. Значит, треть уже участвует в улучшении туристической инфраструктуры.
Программа развития туризма – одна из самых эффективных госпрограмм в стране. Ведь в ее основе – государственно-частное партнерство, при котором на 1 рубль бюджетных ассигнований приходится 3 рубля привлеченных денежных средств из внебюджетных источников. На этот год на строительство объектов ФЦП запланировано выделить 5,3 миллиарда рублей из федерального бюджета. Еще 15 миллиардов привлекаются из внебюджетных источников. Создание кластера – импульс к развитию туризма в регионе. Вокруг достопримечательности или спортивного объекта появляются гостиницы, рестораны, сувенирные лавки – растет малый бизнес, едут туристы. А дальше дело туроператоров – создать на основе этого турпродукт с экскурсиями и отдыхом.
– Олег Петрович, расскажите, где и как вы отдыхаете сами? Куда порекомендуете поехать нашим туристам?
– Меня привлекает культурно-познавательный туризм, люблю гулять по красивым городским улицам, нравится архитектура Москвы и Санкт-Петербурга. Считаю Санкт-Петербург одним из красивейших городов мира! Люблю также путешествовать по малоизвестным городам, купаться в море и загорать. Но сам последнее время почти не отдыхаю. В прошлом году отправил семью сначала в Сочи, затем в Крым. Им везде понравилось. Ведь в Сочи теперь лучшая инфраструктура в нашей стране. А Крым – это средоточие исторических памятников и уникальных природных объектов плюс великолепные пляжи. Сам же я недавно побывал на Камчатке. Впечатлен вулканами, горячими источниками, красотами природы – это не передать словами, это надо видеть! Теперь хотел бы поближе узнать Восточную Сибирь, побывать на Байкале и в русской Арктике.
Источник: rustur.ru