USD:
EUR:

10 мест Москвы с историей

Москвовед рассказывает об удивительной истории десяти мест в столице

Текст: Александра Дымчишина
Фото: Артем Сизов

10 мест Москвы с историей

В какие рестораны можно было ходить женщинам, в какой тюрьме сидел Владимир Маяковский, откуда большевики обстреливали Кремль и где ополченцы Минина и Пожарского ждали донесений разведчиков? Об удивительной истории десяти мест Москвы «Газете.Ru» рассказал москвовед Андрей Кокорев, член Союза писателей России, автор серии книг «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта».

Бывший ресторан «Славянский базар»

(Никольская улица, 17)


Первый в Москве русский ресторан, где официанты прислуживали во фраках. Также ресторан был первым «общепитом», куда приличные женщины могли прийти пообедать без сопровождения мужчин. Во всех других местах одинокая женщина априори считалась «жрицей любви».

В «Славянском базаре» проходил сбор средств и запись добровольцев, отправлявшихся воевать на Балканы (таким был герой Акунина в «Турецком гамбите» Эраст Фандорин). Кроме того, до Первой мировой войны немецкая колония Москвы традиционно праздновала в этом ресторане день рождения немецкого монарха.

Крутицкие казармы

(Симоновский вал, 6)


Памятное место Первой мировой войны. Во-первых, тут был пункт сбора мобилизованных в армию — отсюда солдаты уходили на фронт. Во-вторых, крутицкие казармы были местом заключения нескольких тысяч подданных Германии и Австро-Венгрии, проживавших в Москве. Впоследствии отсюда их увозили подальше от фронта — в глубь России.

Немецкий клуб

(Пушечная улица, 18)


Одно из любимейших мест развлечения в дореволюционной Москве. С началом Первой мировой войны клуб был немедленно переименован в «Славянский». Все немцы и австрийцы были из него исключены. Аналогично поступили во всех других общественных организациях.

Храм Никиты-мученика на Швивой горке

(Гончарная улица, 6)


В ноябре 1917 года во дворе этого храма большевики установили тяжелые орудия, из которых обстреливали Кремль. Несколько снарядов попали в Спасскую башню и повредили часы. Владимир Ленин, переехав на жительство в Кремль, настолько сильно сокрушался по этому поводу, что велел, несмотря на царившую разруху, отыскать мастера и отремонтировать часы.

Дом бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц имени братьев Бахрушиных

(Софийская набережная, д. 26/1)


В Москве владение доходными домами приносило огромные барыши. Однако среди олигархов того времени находились люди, которые неимущим предоставляли жилье бесплатно. Проживание в домах бесплатных квартир подчинялось очень строгим правилам, и жильцы находились под постоянным надзором, но оно того стоило. Так, в этом доме помимо квартир размещались приют, детский сад, мастерские, столовая, больница и аптека. В 1903 году здесь была освящена домовая церковь Николы Чудотворца. Всего к 1912 году в комплексе зданий проживало около 2000 человек.

Ростокинский акведук

(Парк «Акведук», около перекрестка проспекта Мира и улицы Сергея Эйзенштейна)


Ростокинский акведук — луг в пойме Яузы. Здесь в Смутное время остановилось ополчение под командованием Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского: ждали донесений разведчиков, посланных в Москву.

Акведук — замечательное инженерное сооружение XVIII века. В этом месте впервые была решена сложная инженерная задача — доставка самотеком в Москву воды из мытищинских ключей. В связи с этим на площадях города появились первые водоразборные фонтаны.

Петровский парк

(Ленинградский проспект, 40)


Современники называли его «московским Булонским лесом». Прогулки по Петровскому парку были светским мероприятием. Для выезда сюда дамы надевали лучшие наряды и бриллианты. До 1861 года парк был местом летнего отдыха дворянской аристократии, а после отмены крепостного права здесь любили проводить время сливки торгово-промышленных кругов и представители свободных профессий.

Здесь же находились загородные рестораны «Яръ» и «Стрельна», знаменитые безудержными купеческими кутежами. Среди посетителей были Савва Морозов, Николай Рябушинский, нефтепромышленник Александр Манташев, любивший во время танцев палить из револьвера, и многие другие.

Во время Гражданской войны в районе Петровского парка чекисты проводили массовые расстрелы.

Бывшая Сущевская полицейская часть

(Селезневская ул 11, стр.1.)


Сейчас на месте бывшей полицейской части, памятника московской дореволюционной полиции и советской милиции, располагается Центральный музей МВД России. Раньше на первом этаже были камеры для арестантов. Среди самых известных заключенных — великосветская аферистка игуменья Митрофания, террорист Сергей Нечаев, «бабушка русской революции» Екатерина Брешко-Брешковская, поэт Владимир Маяковский, писатель Илья Эренбург. На втором и третьем этажах располагались канцелярии и квартиры служащих полиции. Частному приставу полагалась квартира в десять комнат (240,5 кв. м), квартира квартального надзирателя была меньше — шесть комнат (166 кв. м).

В одном из флигелей была казарма для пожарных. Интересный случай с участием пожарных этой части описал Владимир Гиляровский. В один из праздничных дней пожарные участвовали в самодеятельном спектакле и были загримированы под чертей. Когда поступил сигнал о пожаре, они в таком виде помчались тушить огонь.

«Палаты Мазепы»

(Колпачный пер., 10)


В названии этого места — парадокс: это единственный случай, когда имя предателя сохранилось в московской топонимике. Долгое время считалось, что палаты принадлежали гетману Ивану Мазепе, но сейчас москвоведы опровергают этот факт. Тем не менее достоверно известно, что Мазепа приезжал в Москву дважды. В первый раз — в 1700 году, когда Петр I вручил ему орден св. Андрея Первозванного. Мазепа был вторым кавалером только что учрежденного ордена. После измены Мазепы Петр велел изготовить для него другую награду — отлитый из чугуна орден Иуды.

«Деловой двор» (Варварские ворота)

(начало улицы Варварка на Китай-Городе)


Для московских купцов очень долгое время считалось стыдным иметь «офис» в пределах Китай-города. Первым, кто нарушил этот принцип ради удобства ведения дел, был богатейший московский предприниматель Николай Второв. По его заказу в 1911–1913 годах на пустыре возле Варварских ворот архитектор Иван Кузнецов воздвиг, говоря современным языком, грандиозный офисно-гостиничный комплекс «Деловой двор». Этот новый центр оптовой торговли был крупнейшим не только в России, но и в Европе.

Кроме главной конторы Второва в «Деловом дворе» разместились и другие ведущие российские компании того времени — Коншиных, Рябушинских, Александра Коновалова (будущего министра Временного правительства).

По иронии судьбы в стенах «Делового двора» трагически оборвалась жизнь Второва. В мае 1918 года он был убит в своем кабинете неизвестным молодым человеком, который после содеянного застрелился. Причины трагедии остались неизвестны.

Источник: gazeta.ru

Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
 0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
 0