USD: 92.5919
EUR: 100.2704

Театральным шакалам - не доверять

Валентин Гафт - о своем отношении к поэзии, театральной цензуре и том, кто можно назвать «великими»

Театральным шакалам - не доверять

Быть современником

—То, что Евгений Евтушенко — наш современник, отразивший в своей поэзии и наше время, и наш дух, — бесспорно. Но любопытно вот что: какое определение вы, актер театра «Современник», можете дать слову этому слову?

Все очень просто. Современник — это талантливая личность, прекрасно понимающая, в каком именно времени она находится. Это человек, хорошо чувствующий другого человека, понимающий, что такое любовь и добро.

—То есть главное все же личностные качества, а не годы жизни?

Несомненно! Для меня современниками являются и Александр Пушкин, и Лев Толстой… Записывая не так давно «Евгения Онегина», я плакал от счастья! Боже ты мой, мне хочется кричать, кричать от того, как мудры пушкинские строки и как они точны! По двум-трем строкам там можно понять душу страны, структуру общества, язык.

D72e63e2f9b32495a87e954b400ca1886821d4df

Валентин Гафт в роли Мартина Веллера и Лия Ахеджакова в роли Дорси Фонсии в сцене из спектакля Галины Волчек Игра в джин (Современник)

Фото: Александр Куров / ТАСС

Там необыкновенная история, да, но куда важнее, что все персонажи в «Евгении Онегине» — не легенды, а живые люди! А потому, читая Пушкина, я понимаю: меняется календарь, а люди — нет. Они всегда одинаковые, а, значит, современные!

—Люди всегда одинаковые, да. Им всегда свойственно обольщаться — особенно, в отношении актеров. Как сами думаете: кого из них все же можно с чистой совестью назвать великими?

Я знал и знаю многих актеров, которых не просто люблю, но понимаю, за что именно испытываю к ним эти чувства. На первом месте среди мужчин тут стоит Шаляпин, а среди женщин — Русланова. Великих много… Но, к сожалению, они все чаще уходят от нас. Ушли великие Игорь Кваша, Иннокентий Смоктуновский, Лилия Толмачева, Женя Евстигнеев, Михаил Ульянов. Я стоял рядом с ними и думал, что никогда не смогу стать таким, как они.

—Таким знаменитым?

Избави бог, а таким реализованным и талантливым.

—Вы не довольны собой по-прежнему?

Когда все премии обрушиваются на человека ближе к 80 годам, у него уже давно сформировывается самоощущение, не позволяющее считать себя ни легендой, ни звездой.

Двигаться через тернии

—У вас есть понимание того, куда идет нынешний российский театр?

Он, увы, сейчас находится не в лучшем своем состоянии, но у меня есть уверенность в том, что, хоть и через тернии, он движется в правильном направлении.

A356f7639a90332aa34b8023b6461acd01ecb92d

Валентин Гафт (слева) и Александр Филипенко (справа) в спектакле Сон Гафта, пересказанный Виктюком (Театр Современник)

Фото: Михаил Гутерман / «Коммерсантъ»

—Какие премьеры порадовали вас в последнее время?

Я давно уже практически перестал ходить на премьеры. Более того, даже в своем родном «Современнике» смотрю далеко не все постановки, потому что почти от каждого спектакля у меня остается достаточно тяжеловатое ощущение.

Не доверять шакалам

—Театральная общественность никак не успокоится, обсуждая возможность создания специкомиссии, регулирующей репертуарную политику театров. Вы «за» или «против»?

Я не имею ничего против. Другое дело, что в такой комиссии должны быть люди, действительно разбирающиеся во всем этом, а не злые шакалы, которым была дана команда задушить все новое.

В таких органах должны быть не каратели, а помощники, советчики, понимающие, что такое театральный процесс, умеющие разглядеть в спектаклях интересные находки и способные заглянуть в душу художника, а не цепляющиеся к тому, какая у него фамилия или взгляды...

—То есть, вопрос в отношении?

Да. От отношений вообще зависит многое — и не только в таких комиссиях. Знаете, я очень люблю смотреть программу «Голос», и больше всего меня восхищает в ней то, что наставники разговаривают с участниками проекта так внимательно и заинтересованно, как почему-то режиссеры в театре и кино никогда не разговаривает с артистами.

402d713340d02cb3bc5232c62981f467ce0c9aee

Никита Михалков (слева) на презентации нового сборника сочинений Валентина Гафта (справа) Ступени в Театре имени Евгения Вахтангова

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Есть лишь редкие исключения типа Анатолия Эфроса и Андрея Гончарова на сцене, а на съемочной площадке — Никиты Михалкова. Это счастье, когда проведешь рядом с такими людьми хотя бы один день!

—В чем их заслуга?

В умении слышать и понимать новый язык. Мы ведь все привыкли говорить на одном языке, а потому отказываемся принимать что-то иное, тем самым себя невероятно ограничивая. А настоящим режиссерам это дано: они чувствуют, что происходит со временем, что уходит, а что приходит на смену. Понимаете, в театре куда важнее не то, что происходит на сцене, а то, что рождается внутри актеров. И интереснее этого нет ничего!

Источник: moslenta.ru

Также в рубрике
Отдых в речном круизе особенный: плотность событий зашкаливает
 0
В походе копченые продукты могут быть отличным источником белка
 0