Директор Фонда «Перспектива» Александр Свинин: «В Коми надо развивать не сельский, а экстремальный туризм»
28 и 29 июля в Череповце проходит VI форум «Сообщество», на котором гражданские активисты обсуждают основные проблемы развития НКО.
В преддверии форума журналисты из Северо-Запада, в том числе корреспондент БНК, побеседовали с одним из его организаторов Александром Свининым - директором фонда «Перспектива», распределяющего президентские гранты на поддержку гражданских инициатив в малых городах и сельских территориях. Руководитель фонда - уроженец Сыктывкара - рассказал о самых интересных проектах на Северо-Западе и в Коми, поделился мнением о перспективах въездного туризма в регионе, а также отметил, что треть населения страны не доверяет некоммерческим организациям.
- Как появился Фонд «Перспектива»?
- В 2015 году Общественная палата России запустила такой проект «Перспектива», через который прошли более 12 тысяч НКО, а в ноябре на итоговом форуме «Сообщество» активисты предложили Владимиру Путину идею создания нового оператора грантов президента для НКО, работающих в сельских территориях и малых городах. Президент эту идею поддержал. В конце 2015 года была зарегистрирована отдельная некоммерческая неправительственная организация «Перспектива», учредителями которой выступили Всероссийский совет местного самоуправления и организация АККОР - крупнейшее объединение крестьянских (фермерских) хозяйств России. В апреле 2016 года президент наделил нас правом распределять гранты для НКО в сельских территориях и малых городах.
Ключевая идея в том, что раньше такого направления не было вообще. Была поддержка молодежных и социальных инициатив, образования, добровольчества и волонтерства, а вот отдельного грантооператора по работе с НКО в территориях не было. В этом году мы должны распределить президентские гранты на общую сумму более 480 млн рублей за четыре конкурса, первый из которых завершился.
- Каковы его итоги?
- 83 процента наших победителей - это организации, ведущие свою деятельность в сельских территориях и малых городах в регионах. Это не федеральные организации, а именно небольшие локальные инициативы. Северо-Западный федеральный округ - не самый успешный в этом плане, занимает всего лишь 8 процентов от общей суммы грантов. Вологодская область, Коми и Карелия получили по два гранта, Санкт-Петербург - один. Самый успешный - Приволжский, организациям из которого выдано 30 процентов грантов первой волны.
Если в среднем все девять операторов выделяют по 2,6 млн рублей на один грант, то «Перспектива» - это Фонд малых проектов. Наш средний грант - 1,6 млн рублей, при этом 60 процентов проектов профинансированы на сумму от 1 до 3 миллионов рублей, треть - до 1 миллиона.
Мы закончили принимать заявки на второй конкурс, итоги которого подведем 15 августа. Если в первую волну у нас было 418 заявок, то во второй мы получили 453 заявки. Меняется распределение и по федеральным округам: стало больше Сибири - 17 процентов, в два раза повысилась активность Уральского округа - это почти 10 процентов, СЗФО остался на том же уровне, что и был - порядка 8-9 процентов. Во втором конкурсе приняли участие 77 субъектов, то есть всего восемь регионов ни одной заявки не подали.
- Назовите самые интересные гражданские инициативы Северо-Западного федерального округа, получившие поддержку.
- Из ярких инициатив на Северо-Западе - фестиваль в селе Териберка (населенный пункт в Мурманской области, где проходили съемки фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» - БНК). Мы считаем, что в России тысяча таких Териберок, и грант мы дали не просто на проведение фестиваля, а на то, чтобы организаторы, проведя его в этом году, дали нам франшизу, описанный механизм, как нам тиражировать это в другие территории. Нужна конкретная инструкция, как попасть в топ-20 National Geographic (российская редакция журнала National Geographic Traveler включила Териберку в список 20 главных туристических направлений 2016 года - БНК) - это точно не одна территория в России может сделать. Поэтому после фестиваля мы вместе с нашими заявителями будем составлять инструкцию и везде рассказывать конкретные примеры того, как НКО помогает развиваться отдельной территории.
- Как родился этот проект?
- Это фильм «Левиафан» побудил фонд «Большая земля» поехать в Териберку и создать такую честную историю. В отличие от многих, кто посмотрел фильм и подумал, что у нас вся страна такая, ребята решили, что, может быть, у нас страна и такая, но с этим можно что-то сделать. К сожалению, не для многих в стране такие фильмы являются стимулирующими факторами что-то изменить. Это московские предприниматели, которые, в общем-то, неплохо живут, но такова их гражданская позиция: не надо смотреть на то, что творится в стране, а надо поехать и что-то сделать. Это к вопросу о приоритетных направлениях поддержки: надо поддерживать людей, которые что-то создают на благо социальной сферы.
- В каких отношениях грантооператор с региональными властями?
- Мы являемся полностью прозрачной некоммерческой организацией и публикуем все истории наших победителей в интернете. Как операторы грантов президента мы напрямую работаем с некоммерческими организациями, и нет никакого регионального или муниципального фильтра, хотя в первую волну мы испытывали на себе давление региональных властей в ряде федеральных округов. Они пытались лоббировать некоммерческие проекты, которые выгодны им и которые мы, по их мнению, должны были поддержать. Мы такие проекты не поддерживали, потому что зачастую это было решением каких-то интересов именно региональной власти. Проекты очень слабые, а сама региональная власть их не оценивала.
- Какие НКО из Коми получили гранты в первой волне и в чем их особенности?
- В Коми грант 2,1 млн рублей достался «Коми Ремесленной Палате» на возрождение традиций народных художественных промыслов и ремесел. Также поддержку в размере 492 тысячи рублей получил проект «Колана удж», что с коми переводится как «нужная работа». Такой проект нам подала «Ассоциация детских общественных объединений Республики Коми», и он направлен на профориентацию молодых жителей республики в традиционных для коми сферах занятости. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас появлялось большее количество проектов, связанных с локальными историями, в частности, с развитием народных культурных традиций и промыслов. Сегодня в сфере ремесленничества задействовано всего 30 тысяч человек по всей стране, что очень мало, эта цифра может быть в 10-15 раз больше. Люди мало этим занимаются, потому что с одной стороны не умеют хорошо это продавать, соответственно зарабатывать, значит, не видят в этом профессию или бизнес. С другой стороны они не понимают, как это может быть востребовано государством, которое им показывает: друзья, у нас есть отдельное направление грантов для вас, а такие ремесленнические фестивали, объединения и организации - это где-то 20 процентов всех наших победителей. Эти небольшие суммы, вложенные государством, в дальнейшем вернутся в виде налогов, и люди смогут на этом заработать.
- Какие направления поддержки актуальны в малых городах и сельских территориях?
- Все зависит от территории, ведь НКО не само по себе работает, а отвечает на некий запрос граждан. Например, в Ивановской области есть села, которые полностью отрезаны от коммуникаций во время разлива рек, там живут тысячи людей, до которых не доехать по дорогам. Там некоммерческие организации подают к нам заявки на проекты, связанные с медицинской и социальной помощью людям. Если села имеют потенциал въездного туризма, то НКО создают такие проекты. Очень большая проблема - это отток молодежи, и у нас есть действительно сильные заявки, связанные с созданием привлекательного образа сельских территорий для молодежи. Например, в Красноярском крае Василий Пацевич из деревни Верхняя Салда реализует проект по созданию условий для молодежи, занимающейся экстремальными видами спорта. Представьте, в поселке Верхняя Салда люди занимаются сноубордом, горными лыжами, ездят на скейтах. Он там построил скейтпарк, рампу и места для проката, чего из сельских ребят никто никогда не видел, ведь до Красноярска где-то 300-350 километров. Когда молодой человек понимает, что у него все это есть в селе и ехать еще куда-то незачем, он там остается, создает семью, и это работает на государственную задачу. Поэтому все зависит от запроса самой территории.
- В Коми много говорится о развитии въездного туризма, но серьезных подвижек в этом направлении не заметно. С чем, по вашему мнению, это связано и есть ли среди соискателей грантов туристические проекты из республики?
- Въездной и сельский туризм - это одно из приоритетных направлений, потому что у нас есть уникальные села, которых ни в одной стране мира нет. Например, в Италии сельский туризм дает 2 миллиарда евро оборота в год, российский сельский туризм - на порядок меньше. Конечно, классно, когда я говорю про село Вятское (старинное купеческое село в Ярославской области - БНК), где бывают 100 тысяч туристов в год, но это одно село, а у нас таких 130 тысяч в России, и во многих можно провести время не хуже, чем на курортах Турции и Египта.
Коми - это не совсем сельская территория, она состоит также из десятка городов, которые были построены как промышленные центры или лагерные территории. Они не приспособлены для въездного туризма, при этом в Коми куча мест, которые хочется посмотреть, например, красивые заповедники. Другой вопрос, что туда добраться достаточно сложно. Мне кажется, пройдет какое-то время, и у вас также обратят внимание на некоммерческие организации, а мы сможем подсказать варианты. В конце года у нас будет издан сборник лучших гражданских инициатив в сельских территориях и малых городах, который мы отправим всем губернаторам и вашему в том числе.
Вам, скорее всего, надо развивать не сельский, а более экстремальный туризм - это походы, восхождения в горы, ведь у вас замечательный Урал. Во вторую волну конкурса были заявки от Коми по теме туризма, но пока итоги не подвели, я бы не хотел называть какие-то отдельные организации. Мне кажется, тот же Ыб может стать местом промоушена некоммерческих проектов, связанных с въездным туризмом в Коми. Просто надо это чуть лучше преподносить, и тут мы как раз можем быть партнерами, показать, как это можно сделать.
- Не планируете когда-нибудь провести форум «Сообщество» в Коми?
- Очень хотим, но, к сожалению, в Коми все сложно с логистикой. Это один из самых сложных регионов Северо-Запада по логистике между регионами, а у нас все-таки форум федерального округа и важно, чтобы было более менее удобно добраться до него хотя бы из нескольких регионов. В этом году у вас был форум «Бизнес-Успех», который организовала общественная организация «Опоры России», поэтому можно сказать, что мы уже в Коми были в этом году. Думаю, в будущем можно там провести и форум «Сообщество», главное, чтобы был запрос из территории. Пока такого запроса у нас, к сожалению, нет.
- Почему?
- У нас 34 процента граждан не доверяют некоммерческим организациям, то есть треть населения изначально считает НКО мошенниками. Вот вы говорите, что государство мешает НКО, кого-то не поддерживает, иностранными агентами считает. На самом деле государство всячески поддерживает, если президент в послании Федеральному собранию открыто говорит, что НКО - это главный партнер государства, какой еще поддержки можно ожидать? А вот граждане у нас НКО не сильно доверяют, потому что с полос СМИ пишут и говорят не про НКО, решающие социальные проблемы, а про то, что хорошо читается. В итоге каждую пресс-конференцию вопрос об иностранных агентах, хотя их всего 136 организаций из 226 000 НКО в России. Треть населения не доверяет НКО, а это значит, что меньше людей несут туда деньги. Государственных средств в «третьем секторе» во всем мире не более 10 процентов, а 90 процентов - это деньги граждан и спонсоров. Чтобы они понесли деньги в НКО, они должны им доверять. Мне кажется, тут работа двойная: как мы будем им помогать, и как вы будете об этом писать.
Источник: bnkomi.ru