150 тысяч километров по России
Чем дальше на Восток, тем Россия лучше?
25 сентября 2013 | Персона
Текст: Людмила Николаева
Фото: Людмила Николаева
Фото: Людмила Николаева
Рассмотреть Россию из окна поезда задумал московский фотохудожник Антон Ланге. Для чего в течение нескольких лет вместе со своей творческой группой он ездил на поезде по городам и весям необъятного нашего Отечества, снимая на фото и видео города, реки, долины, горы и, конечно, людей «образца» первого десятилетия ХХ1-го века.
Проведено было тридцать экспедиций, каждая продолжительностью от полутора до двух месяцев. Пройдено в общей сложности более 150 тысяч километров пути – почти три кругосветки! Передвигались участники как по железной дороге в предоставленном им РЖД специальном составе, так и на вездеходах, вертолетах, кораблях, а также гужевым транспортом.
С итогами продолжительного пути Ланге знакомит в эти дни посетителей Президентской библиотеки в Петербурге, где открылась выставка, названная им, как и сам масштабный проект, «Россия из окна поезда».
Написала «посетителей», но таковых в данной библиотеке, где вход только строго по аккредитации, не слишком-то и много. Больше сотрудников да разных приглашенных ВИПов. Да журналистов ещё вот зазвали на открытие вернисажа. Получается, увидит красоту родной земли сравнительно немного людей?
Именно красоты, преимущественно географические, попали в объектив Антона Ланге - бывшего зоолога, не один год преподававшего на факультете биологии МГУ, а затем сменившего профессию. Будь то Байкал или зимняя Якутия; Волга, Урал или Хибины, с петляющей через хребты «мурманкой» - дорогой, идущей из Мурманска на юг, в Петербург. Построена та, к слову, была в рекордно короткие для России всех времен сроки – всего за полтора года.
Эта дорога с бегущим вдоль неё поездом, снята автором с борта вертолета. Как признается Ланге, сверху красота открылась в том северном краю необыкновенная. «Хотелось не снимать, а просто смотреть, - говорит он, - отложить камеру в сторону, и поразмыслить…».
Поразмыслить есть над чем, когда перед глазами не забитые пробками автотрассы двух российских столиц, не развалюхи, потерявшей самобытность, забытой властью провинции, а девственность природы Приамурья да раздолье Сибири, где на сотни заснеженных километров – ни огонька в окошке (нет окошек, так как нет домов), ни души человеческой. Всё так же, как и тридцать, шестьдесят, сто лет назад.
К слову, как раз сто лет назад, в 1909 – 1916 годах другой россиянин Сергей Прокудин-Горский объезжал страну регион за регионом, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. Это был, поддержанный самим императором Николаем Вторым, первый в своем роде фотообзор России. Причем, фотографии делал Прокудин-Горский не только черно-белые, привычные уже к тому времени, но и цветные. Что само по себе считалось тогда дивом дивным.
Маршруты проекта Антона Ланге и самого первого, начала ХХ-го века, частично совпали. Многое ли изменилось сегодня в тех краях, которые видел ещё Сергей Михайлович Прокудин-Горский? Спрашиваю об этом у Ланге.
Мы специально планировали пройти по следам легендарного российского фотографа, повторить его маршрут хотя бы частично, - говорит Антон. - Конечно, там, где это было возможно. Помогло то, что в России по-прежнему огромные пространства остаются необжитыми, почти первозданными. Или лишь с некоторым намеком на цивилизацию. У нас ведь как? Что-то может в три года кардинально измениться. А что-то двести лет оставаться неизменным. В этом смысле, мне кажется, мой глаз видел немало того же, что и Прокудин-Горский.
- Что двигало вами в этом многолетнем путешествии?
─ Идея визуального открытия России. На том момент, когда мы только начинали проект, в середине нулевых годов, в стране особенно никто не путешествовал. Люди не отошли ещё в большинстве своем от лихих девяностых, не хватало средств. И мне захотелось показать им родную страну. Мы с моими товарищами придумал специальный поезд, а не вагон, прицепляемый по мере необходимости к тому или иному составу, и «вели» его можно сказать в ручном режиме. То есть, останавливали поезд, где (и на сколько) это нужно было нам; направляли в ту сторону (край, населенный пункт), какой нам требовалось. Хотелось с помощью фотографий выстроить целостный образ современной России, показать её красоты, её, если хотите величие. Спасибо РЖД, поддержали, помогли.
- Было что-то из увиденного, что сильно огорчило вас?
─ Две вещи. Первая: взаимоотношение российского человека и природы. Нам как-то совсем не удается находить гармонию с дикой природой, с нашим пространством. Всё красиво в России до тех пор, пока рука человека до этого не дотронется. Примеров, к сожалению, много.
Вторая: мы катастрофически быстрыми темпами теряем своё историческое наследие. В частности, деревянное архитектурное зодчество. Томск, Иркутск, Самара, можно перечислять ещё много других городов и городков, где рушатся старинные здания. Где-то сами от ветхости, не ухоженности. А где-то не без помощью бизнес-криминала, расчищающего место для своих сомнительных застроек. Вывод напрашивается сам собой: Россия, вынеся много испытаний, единственное, чего не может вынести - это испытания деньгами. Плохо держит этот удар, а он сметает все на своем пути и с большой скоростью.
- А что люди? Какое впечатление от тех, с кем встречались, например, в Сибири, далеко от столиц?
─ Люди порадовали. У меня за несколько лет путешествий не было ни одной неудачи или огорчения, связанного с людьми. Причем, чем дальше на Восток, тем они лучше, чище. Больше рассчитывают на свои собственные силы, чем на государство, до которого слишком далеко, не докричаться. Сибиряки производят очень приятное впечатление. Прежде всего, надежностью.
- Самое трудное для вас в этом многолетнем путешествии по родным - узнаваемым и совсем незнакомым - местам?
─ Трудно было чисто физически. По полтора-два месяца в дороге. Мало спали, порой, всего по два-три часа. Но всё это, правда, компенсировалось радостью открытия своей собственной страны, которая не уставала удивлять. Россия остается непредсказуемой страной. Как бы к чему не готовиться, всегда сталкиваешься с чем-то непредвиденным.
Справка:
Сергей Михайлович Прокудин-Горский, 1863-1944 гг., русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. В начале ХХ-го века задумал и осуществил грандиозный проект, запечатлев в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию.
Антон Леонидович Тамарин (творческий псевдоним Ланге), 1963 г.р., выпускник биофака МГУ, кандидат наук. Фотографировать начал в 10 лет. С 1992 года полностью посвятил себя фотографии. Участник персональных и коллективных фотовыставок, лауреат премий «Золотое Яблоко и «Обложка Года».
─ Трудно было чисто физически. По полтора-два месяца в дороге. Мало спали, порой, всего по два-три часа. Но всё это, правда, компенсировалось радостью открытия своей собственной страны, которая не уставала удивлять. Россия остается непредсказуемой страной. Как бы к чему не готовиться, всегда сталкиваешься с чем-то непредвиденным.
Источник: svpressa.ru
Также в рубрике
Предприниматель Олег Николаев хорошо известен в Севастополе и Крыму как основатель популярного ресторана «Остров» и активный участник создания Большой Севастопольской Тропы
0
Летний туристический сезон 2024 года – в полном разгаре. О том, каким он будет для туроператоров, какие направления в России и за рубежом выбирают туристы, как повлияли на спрос трагические события в Крыму и Дагестане порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе
0