Правообладатели контента пытаются договориться с «Яндексом» и «Google»
Правообладатели пытаются договориться с популярными сайтами, по мнению владельцев контента, способствующими распространению нелегального видео
Фото: Александр Матвеев
Правообладатели пытаются договориться с популярными сайтами, по мнению владельцев контента, способствующими распространению нелегального видео. Президент академии российского телевидения «ТЭФИ» Александр Акопов от имени правообладателей предложил поисковым системам часть дохода от продажи рекламы в онлайн-кинотеатрах.
— Есть площадки, помогающие сориентироваться нашим зрителям, и мы не против делиться доходами с этими площадками. Никто из людей, которые ведут здоровый бизнес, не против, — рассказал «Известиям» Акопов. — Когда кино идет в кинотеатре, 50% платы остается у кинотеатра. Никто не возражает против этой схемы. Мы понимаем, что кинотеатр надо построить, эксплуатировать и так далее. Если поисковики будут ориентировать людей в пространстве легального контента и при этом не давать указателей на нелегальный, то, конечно, с ними можно делиться.
По словам Акопова, подобного рода предложения были озвучены на Международном медиафоруме в Петербурге. Возглавляемая Акоповым компания «Амедиа» — крупный производитель фильмов и сериалов («Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Закрытая школа» и др.), она также владеет исключительными правами на вещание контента американского телеканала НВО («Игра престолов» и др.) на территории России.
— Сегодня основной вред для правообладателей идет от поисковых систем, — говорит Акопов. — В интернете люди создают небольшие сайты под одну серию одного сериала или под новый фильм и т.д. Находить их пользователям помогают поисковики.
В прошлом году вступил в силу антипиратский закон, направленный на борьбу с нелегальным распространением видео.
— Если почитать текущий закон, можно увидеть, что он распространяется и на поисковики, — считает Акопов. — Но есть люди, которые говорят, что в нем прямо не указаны поисковые системы и другие каталоги информации. Я надеюсь, что в новом антипиратском законе будут сделаны необходимые уточнения.
Тем не менее правообладатели пытаются договориться с площадками, по их мнению, способствующими распространению нелегального контента. При этом, как именно можно убрать нелегальный контент из результатов поиска, Акопов не знает.
— Есть ряд технологических вопросов, в которых, честно скажем, мы не разбираемся и разбираться не хотим, — объясняет он. — Мы ж не знаем, как киномеханик ставит бобину в свой аппарат. Наша задача — привезти фильм в кинотеатр, попросить этот кинотеатр собрать деньги и отдать нам половину. Также мы не хотим разбираться, что сделает «Яндекс», чтобы не было ссылок на пиратскую версию «Игры престолов». Это их вопрос. Но если они хотят получать доход от легальной версии «Игры престолов», то мы готовы.
Определить процент, который онлайн-кинотеатры должны будут отдавать поисковым системам, Акопов сейчас не готов.
— Всё зависит от механик, которые они нам предложат, — отмечает он.
Замгендиректора онлайн-кинотеатров Rutube и Now.ru (принадлежат «Газпром-медиа») Сергей Корнихин уверен, что правообладатели будут согласны поделиться лишь единицами процентов дохода: иначе видеоплощадкам будет дешевле «наливать» к себе на сайт трафик не из поисковиков, а из других источников.
— Услуга по раздаче трафика не может стоить дороже, чем платный трафик, — считает Корнихин.
Согласно открытой статистике, на сайте Rutube одну серию сериала «Интерны» смотрят порядка 1,8 млн человек, а сериала «Физрук» — порядка 5 млн. Исходя из прайс-листа компании «Газпром-медиа», которая продает рекламу для этого онлайн-кинотеатра, один показ рекламного ролика стоит порядка 1 рубля. Корнихин отметил, что через поисковик пользователи пытаются найти конкретную серию любимого сериала. С поисковиков, по его словам, приходит порядка 60% пользователей, остальные искали необходимую серию непосредственно на сайте. При грубом подсчете можно получить, что Rutube благодаря поисковым системам на одной серии «Физрука» зарабатывает 3 млн рублей, а на одной серии «Интернов» — чуть больше 1 млн.
По данным IKS-Consulting, в 2013 году российские онлайн-кинотеатры заработали на размещении рекламы 1,29 млрд рублей, а за счет оплаты видеоконтента пользователями — 0,36 млрд рублей.
— В какой-то момент поисковики могут и сами прийти к платной модели. У них есть миллионы поисковых запросов. Этот трафик они отдают бесплатно, и онлайн-кинотеатры на этом поднялись, — рассуждает Корнихин. — При этом сами поисковики в лицензирование контента играть не хотят, для них это сложно и долго. Им проще договориться с площадками.
Вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян назвал предложенную идею сотрудничества с онлайн-кинотеатрами «нездоровой». При этом, по его словам, поисковые системы не боятся «чистки» выдачи: главное, чтобы все играли по одним и тем же правилам.
— По сути, предлагается «пессимизировать» поисковую выдачу за деньги. Для поисковой системы этот подход неприемлем и даже губителен. Почему «точкой входа» для борьбы с нелегальным контентом будут поисковики? Ведь если контент на сайте нелегальный, сайт закроют, после чего он автоматически исчезнет из поисковика. Если же просто исключать сайты из поиска, контент на них останется, то есть сама проблема пиратства решена не будет, — отметил Габриелян.
В пресс-службе «Яндекса» отметили, что в антипиратском законе уже есть четкая процедура борьбы с нелегальным видеоконтентом.
— Если правообладатели считают, что какая-то информация должна быть ограничена, они могут бороться с ее первоисточниками и, соответственно, обращаться к хостинг-провайдерам. Если нелегальный контент удаляется с сайтов, он естественным образом исчезает и из поиска, — говорят в пресс-службе. — Как мы и говорили раньше, любая форма премодерации в интернет-поиске, построенном на сложных математических алгоритмах и машинном обучении, может привести к неработоспособности сервиса.
— Давайте представим, что поисковики уберут все пиратские сайты из поисковой выдачи. Такие сайты, по некоторым оценкам, составляют до 30% выдачи. А сами пиратские сайты продолжат существовать. В этом случае может появиться другая поисковая система, которая будет работать с этими пиратскими ресурсами. Если есть неудовлетворенный спрос и вы закроете его в одном месте и не обеспечите законодательно условия, чтобы он не возникал где-то еще, то он появится в другом месте, — рассуждает Егор Яковлев, гендиректор онлайн-кинотеатра Tvigle.
Источник: izvestia.ru