Пляжей Приморья может не хватить для всех желающих
Эти цифры были озвучены в ходе Тихоокеанского туристского форума, на котором побывал и корреспондент «Октагон.Восток». В личных разговорах с предпринимателями выяснилось, что сфера гостеприимства не в полной мере готова к такому наплыву путешественников, а бизнес до сих пор не может перестроиться с организованных китайцев на придирчивых москвичей.
Тихоокеанский туристский форум торжественно открылся в здании кинотеатра «Океан» в самом центре Владивостока 25 мая.
– Мы рады приветствовать федеральных экспертов, которые к нам приехали и будут высказывать свои рекомендации, как в нынешних непростых и очень интересных условиях развивать свой бизнес, – выступил с приветственной речью заместитель председателя регионального правительства Николай Стецко.
До 2020 года сфера туризма приносила миллиарды в приморский бюджет. Группы китайских и корейских туристов гуляли по улицам столицы Дальнего Востока, скупали кремы, ювелирные изделия, морепродукты и фирменный приморский шоколад с водорослями.
В 2019 году Приморский край посетило около 5 миллионов путешественников, и налоговая отдача от туризма составила 5,1 млрд рублей. В 2020-м регион не насчитал и миллиона гостей.
С приходом пандемии ситуация для бизнеса Дальнего Востока резко изменилась в худшую сторону. Гостиницы, казино, рестораны опустели и стали переориентироваться на российских туристов. В этом плане у Приморья есть преимущества – это самый южный из дальневосточных регионов страны. И единственный комфортный для пляжного отдыха.
Белые пески заповедной бухты Астафьева, таёжные джунгли, живописные пляжи Триозёрья – всё это в Приморье есть, но мало кто об этом знает.
– Доходит до того, что к нам в приёмную обращаются коллеги из правительств других регионов и спрашивают: «А что у вас есть? А где у вас отдохнуть?» И мы понимаем, что не для всех наш регион известен, знаменит, такая терра инкогнита. Зато мы можем подарить новые впечатления туристам, – рассказывает «Октагон.Восток» руководитель агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский.
С китайскими и корейскими туристами работать было легко: организованные группы приезжали в регион, их массово заселяли в гостиницы, водили по ресторанам, магазинам, экскурсиям, и те уезжали обратно, познакомившись с самым восточным «европейским» городом и его культурой. С российскими путешественниками всё по-другому.
– К нам основной поток туристов прибывает из Москвы, аккумулируя всю европейскую часть страны. Второй крупный поток – это Дальний Восток, в первую очередь Хабаровский край. С Сибирью сложно, там логистика неудобная. Полёт из Москвы во Владивосток – восемь часов в самолёте, это не тур выходного дня, и наше направление чаще всего выбирают опытные путешественники, кто много где был и видел хороший сервис, – говорит Крепский.
«Мы сейчас привлекаем тех, кто не смог поехать в Европу и на Мальдивы, приходится соревноваться с мировыми курортами. Наш турист – это очень избалованный клиент».
Арсений Крепский
руководитель агентства по туризму Приморского края
И если местные белоснежные пляжи и лазурная вода могли бы поспорить с ведущими мировыми туристическими центрами, то инфраструктура пока приморским красотам не соответствует. Это признают все – представители и власти, и бизнеса.
– Сафари-парк, Штыковские пруды, наши заповедники, пляжи Хасанского района – все площадки готовы принимать туристов. Но проблема с местами проживания. У нас не хватает гостиниц, все знают об этом, – комментирует Инна Мухина, генеральный директор туроператора «Восток Интур».
Баз отдыха, предоставляющих весь комплекс услуг, в Приморье крайне мало. Самый распространённый вид размещения на отдыхе в регионе – деревянный домик без водоснабжения и с общим туалетом. Некоторые базы продвинулись ещё дальше и предлагают треугольные, как их называют приморцы, «курятники», где можно разве что переночевать. При этом выкладывать за такой отдых приходится не меньше, чем в Таиланде или во Вьетнаме. Самый простой двухместный домик без туалета и душа будет стоить в сезон от 2,5 до 5 тыс. рублей. И даже по таким ценам койко-места разлетаются как горячие пирожки. Отдыхающие начинают бронировать домики за полгода.
– Я понимаю, что в Приморье короткий сезон и владельцы баз отдыха пытаются как можно больше заработать в июле и августе, но цены, как по мне, нереально высокие. Я сравниваю с другими курортами, где я была, – они дорогие по сравнению с Черногорией, с Таиландом, даже с Гуамом. Их ещё и не забронируешь заранее! За месяц-два уже не найти нормального места для отдыха на приличной базе со всеми удобствами. У меня был опыт отдыха на Шаморе в таком деревянном домике. Это было отвратительно, и, если честно, хотелось поскорее вернуться домой, – делится жительница Владивостока Наталья Ладутько.
Также собеседница отмечает, что дополнительных сложностей добавляет состояние приморских дорог: ко многим живописным и заповедным бухтам ведут размытые грунтовки, по которым можно добраться разве что на внедорожнике.
– Собственно, в этом и заключается основное противоречие туристской отрасли. Конечно, мы были бы рады принимать больше туристов, но мы понимаем, что не можем ни в коем случае просесть по качеству услуг, по безопасности, по комфорту. И мы не сможем застроить всё побережье многоэтажными пансионатами – у нас нет такого энергоснабжения и тарифов. Но мы можем по полной использовать природный потенциал, те же глэмпинги, на это и делаем ставку. Наши усилия находят поддержку на федеральном, региональном уровне. Нам очень много работы предстоит, – комментирует Арсений Крепский.
Из бюджета Приморья ежегодно выделяется около 300 млн рублей на развитие туризма. А в этом году из федерального бюджета было дополнительно направлено ещё 300 млн рублей на создание модульных отелей.
Это некапитальные строения, которые можно устанавливать в любом месте, в том числе на природных территориях с особыми условиями использования. Быстровозводимые конструкции позволят оперативно подготовиться к пляжному сезону и к резко выросшему потоку российских туристов.
– Пандемия дала понять нам, что пора развивать свой край, нужно больше обращать внимание на то место, где мы живём. Не только для иностранного туриста, но и для того, который приезжает из Центральной России на Дальний Восток. Мы очень надеемся, что они приедут и останутся довольны, – отмечает Инна Мухина.
Ценообразование – удел рынка, и ни региональные, ни федеральные власти не могут жёстко регулировать эту сферу. Только при росте конкуренции можно рассчитывать на повышение качества обслуживания и стабилизацию цен. И если в ближайшие годы поток внутреннего туризма продолжит расти, то можно будет надеяться на то, что деревянные домики сменятся комфортными местами отдыха, а грунтовки превратятся в широкие асфальтированные трассы, по которым на российский Дальний Восток, а не во Вьетнам или Таиланд потекут миллиарды отечественных рублей.
Анастасия Ярошенко
Согласно опросу ВЦИОМ, 11% россиян говорят о желании уехать за границу на постоянное место жительства