USD:
EUR:

Мнение: Российские вузы пока не готовы конкурировать в международном образовательном пространстве

Такое мнение выразила декан факультета международного бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, доктор философских наук, профессор Ирина Колесникова.

Мнение: Российские вузы пока не готовы конкурировать в международном образовательном пространстве

Последние десятилетия систему высшего образования в России принято было ругать – якобы уровень получаемых знаний не дотягивал до международных стандартов, из-за чего иностранцы к нам учиться не ехали, а вот наши абитуриенты при наличии возможности с готовностью отправлялись за «вышкой» за рубеж. Говорят, в последнее время ситуация поменялась – в отечественных вузах обучаются тысячи иностранных студентов, привлеченных качественными программами на английском языке. То есть, мы все-таки преодолели кризис и вышли в международное образовательное пространство. Так ли это? У экспертов, увы, по-прежнему остаются сомнения на этот счет.

Ведущие вузы России действительно активно внедряют курсы, которые ориентированы на обучение иностранных граждан. Занятия, как правило, ведутся на английском языке. В тройке отечественных вузов, лидирующих по количеству студентов из-за рубежа, МГУ, РУДН и Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого. Десятки других образовательных учреждений тоже с готовностью принимают иностранцев. Но о полноценном выходе в международное образовательное пространство говорить преждевременно. Такое мнение в общении с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ выразила декан факультета международного бизнеса и делового администрирования Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, доктор философских наук, профессор Ирина Колесникова.

По мнению профессора Колесниковой, есть ряд факторов, существенно затрудняющих выход отечественных вузов в международное образовательное пространство. Один из ключевых факторов – недостаточный для преподавания уровень английского языка. В этом плане мы сильно уступаем многим европейским образовательным учреждениям, где английский язык – практически второй родной.

«Разговоров вокруг этого гораздо больше, чем реальных дел. Для того, чтобы выйти в международное образовательное пространство, российским вузам прежде всего требуются программы на английском языке. Говорить о том, что отечественные вузы в этом преуспели, преждевременно, - поясняет Ирина Колесникова. - Потому что есть проблема с кадрами. Людей, которые были бы экспертами в своей сфере и при этом были бы свободны в английском языке, в вузах слишком мало для того, чтобы быть конкурентоспособными. Европе в этом смысле проще – у них английский язык практически родной».

При этом эксперт отмечает, что иностранцев, стремящихся получить высшее образование в России, не стало меньше. Напротив, вузы, по словам Колесниковой, «наращивают мускулы» и находят способы привлечения студентов из-за рубежа. Но таких масштабов, как это происходит в Европе, нам пока не достичь. «И это стоит огромного труда. Я ни за что не поверю, что кому-то это легко дается. Если не профанируются какие-то вещи», - комментирует Ирина Колесникова. Проблема связана с кадровым голодом – подобрать команду преподавателей, которые действительно были бы профессионально состоявшимися, но при этом еще и могли говорить свободно на иностранном языке, очень сложно.

Однако немало вузов в России бравирует тем, что у них реализована полная интернационализация. К сожалению, в ряде случаев уместно говорить о фактической профанации. С чем это связано? Почему вынуждают людей профанировать серьезные вещи? Это связано со стремлением, заданным бюрократизированной системой, участвовать во всех рейтингах и ренкингах, что предполагает соответствие неким требованиям. Среди них как раз присутствует интернационализация. Иногда на деле это выглядит так – устраивают летние школы на пару недель, организуют культурную программу, и называют это интернационализацией. Это, конечно, не очень серьезно, скорее, некий образовательный туризм – считает эксперт.

Также нельзя пока сбрасывать со счетов и тот факт, что ехать в Россию многие просто боятся – присутствует ряд геополитических моментов и – отчасти искусственно – сформированный недружелюбный образ страны. Впрочем, этот момент мог бы быть скомпенсирован относительно невысокой стоимостью обучения по сравнению с вузами Европы и Америки.

«По стоимости обучения мы действуем вопреки мировым стандартам. Если за рубежом местные студенты или вообще ничего не платят, или учатся за гранты, а с иностранцев сдирают хорошие деньги, то у нас наоборот – у нас иностранцам делают скидки, охотнее, чем своим. Конечно, мы дешевле, чем продвинутые западные вузы, хотя некоторые наши вузы вполне сопоставимы со средними вузами Европы», - говорит Ирина Колесникова.

Но проблема с языком сильно тормозит процесс. Возвращаясь к обозначенной выше проблеме, эксперт поясняет, что качественных программ, способных заинтересовать зарубежного студента, достаточно, но их надо так же качественно преподнести: «Здесь-то и происходит зачастую сбой.  По содержанию наши программы могут быть очень хорошими, замечательными. Проблема – в языке. Как сделать программу интернациональной – ее нужно всю переложить на английский язык. Здесь корень всех проблем. Плюс, кадровый вопрос. Когда удается привлекать таких удивительных людей, которые, имея академическое образование, имеют еще и опыт работы по той специальности, которую преподают, плюс, владеют языком, плюс, готовы выйти в аудиторию и делиться накопленным опытом, это удача. Эти люди – золотой фонд преподавательского состава сегодняшнего российского образовательного пространства. Но таких людей – единицы. И это очень большая проблема».

Пока о полноценном выходе в международное образовательное пространство говорить рано, как и об адекватной конкуренции в плане предоставления образования с Европой и Америкой, резюмирует эксперт. С другой стороны, и опыта пока еще накоплено не так много, так что в перспективе ситуация может измениться. Тем более, что положительные примеры в России все-таки есть.

Источник: nevnov.ru

Также в рубрике

При этом власти буду жёстко контролировать, действительно ли арендатор использует территории в социально-рекреационных целях.

 0