USD: 93.2519
EUR: 99.3648

Анна Подгорная: Сейчас можно удивить рынок неожиданными решениями

Профессионалы, пережившие не один кризис, говорят, что не ожидали остаться  без главных направлений выездного туризма

Анна Подгорная: Сейчас можно удивить рынок неожиданными решениями

Профессионалы, пережившие не один кризис, в один голос говорят, что ни при каких раскладах не ожидали остаться  без главных направлений выездного туризма и не представляли свое стратегическое планирование без Египта и Турции. О первых часах и о развитии кризиса мы говорим с генеральным директором компании «Пегас Туристик» Анной Подгорной

Туринфо: Анна Альбертовна, хочется спросить просто «как ваши дела?», тем не менее спрошу издалека: к таким радикальным изменениям на рынке вы были готовы?

Анна Подгорная: Это беспрецедентная ситуация! Закрытие воздушного сообщения с Египтом – это очень серьезный удар по бизнесу. Все очень ждали сезона. Ушел Египет – мы перекинули силы на Турцию… Знаете, мы в туризме привыкли к экстренным ситуациям. Психологически мы готовы ко всему. Но дается эта стойкость большим трудом!

- Как для вас развивались события?

- Все ждали зимнего сезона. Египет в это время на пике! Туроператоры планировали хорошие объемы, турагенты активно продавали. И вот 6 ноября в 20.00 мы закрываем продажи. Это был очень тяжелый день. Приходилось в течение нескольких минут принимать решения: куда разворачивать потоки, что делать с туристами, которые не полетят, что с возвратами, как эта ситуация прописана в законе и как по закону действовать в этой ситуации? Одномоментно нужно было продумать все процессы разом. Сценария на такой момент ни у кого не было – такое в истории российской туриндустрии произошло впервые.

- Но ведь Египет уже закрывали в 2011 и 2013 году?

- Да. Но в те года Росавиация не приостанавливала сообщение. Тогда Египет был признан опасным для посещения регионом, а авиасообщение сохранялось. Сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда полностью закрывается страна для посещения при том, что в ней находится несколько тысяч граждан и еще несколько тысяч «сидит на чемоданах» и ждет вылета.

- Какое решение вы приняли?

- Первое, что я сделала – узнала, какая погода в Анталии. И надо сказать, нам очень повезло. Погода была прекрасная. В Турции продолжался бархатный сезон. Поэтому в первые же часы мы развернули рейсы на Анталию.

Тех туристов, которые в это время находились уже в аэропорту, приходилось ставить перед фактом. С несогласными – договариваться прямо у стойки регистрации.

Почему Турция, я думаю всем понятно. В Анталии был в наличии необходимый номерной фонд, там похожий формат отдыха – это лучшая альтернатива Египту. Ну и с погодой, если честно, повезло. Через пару дней мы подключили к программе замещения Иорданию, Израиль, Кипр, Тунис. И вроде бы ситуация понемногу стала нормализоваться. Но мы, конечно, даже в страшном сне не могли увидеть, как радикально изменится ситуация уже через пару недель.

- Потеря Турции в этой ситуации стала еще больнее, чем Египта?

- Рынок несколько дней просто находился в коллапсе. Турецкий продукт очень емкий. Там большое количество самодостаточных больших отелей очень высокого уровня. И все операторы рассчитывали переждать разрешения ситуации с Египтом именно в Турции. Туда была перенаправлена большая часть туристов из Египта. Ну и само турецкое направление в межсезонье хоть и не так активно, как весной и летом, но продается стабильно. Плюс новогодние туры – их тоже было забронировано много. Мы были относительно спокойны. Все должно было срастись.

- Но не срослось…

- Это был удар  под дых. Но там двух мнений и быть не могло. Как только прошла информация о сбитом Cу-124,  мы сразу понимали, что ответ нашего правительства будет жестким и что мы потеряем это туристическое направление. Однако никаких претензий к решению правительства России у меня в этом вопросе нет. Поступок Эрдогана настолько омерзителен! Это за рамками международных цивилизованных отношений!

Я тесно связана с миром авиации, среди моих друзей есть пилоты, капитаны воздушных судов – мы, естественно, обменивались мнениями, так вот у бывалых летчиков и военных был шок!

Решение Президента России, рекомендации туроператорам остановить продажи туров в Турцию более чем обоснованы. Вы не поверите, но даже наши турецкие партнеры, которые без российских туристов находятся в не менее тяжелой ситуации, чем мы без турецких отелей, говорят, что запрет на вывоз туристов – это правильно в такой ситуации. Для бизнеса это страшный удар. Но есть бизнес, а есть общечеловеческие понятия. И если эти понятия попраны, то о каком бизнесе и партнерстве может идти речь?

- Если все же абстрагироваться от политики и рассмотреть ситуацию сугубо в рамках турбизнеса?

- Турция в осенне-зимний период не массовая. Сезон в Турции в компании «Пегас» был бы закрыт с 25 октября. До весны у нас оставались только короткие цепочки на Новый год и все. Так было бы, если бы не закрыли Египет. Египет закрыли – пришлось экстренно перестроить полетную программу и перенаправить египетские рейсы в Турцию. Только мы перестроились – закрылась Турция.  5 декабря у нас был крайний рейс из Анталии. Мы аннулировали все путевки, в том числе новогодние туры. Наши агенты все это время практически работали на переоформление туров, аннуляцию и прочее. Рынок в растерянности.

- Известно, что агентский сектор жил за счет именно массовых направлений.

- Верно. Агенты жили за счет Египта и Турции. Сейчас сильные турагентства попробуют выжить – будут ждать продаж летнего продукта, продаж внутренних направлений прежде всего. Будет полегче, но легко не будет. Многие закроются. Но дело не только в закрытии направлений. Агентский рынок еще до этой осени находился в состоянии стремительного сокращения объемов. Экономический кризис и мощная волна онлайн-тревела у многих классических агентств выбили почву из-под ног. На плаву остаются только те, у кого есть запас прочности и воля к быстрому реагированию, обучаемости. Сейчас нужно думать, чем привлечь клиента, чтобы он шел в розничную сеть. Какой продукт клиент будет покупать не в интернете, а в оффлайн-агентстве? Кто ответит на этот вопрос правильно, тот и выживет.

- А вы знаете ответ?

- Скажу так. Мы делаем ставку на онлайн-технологии, поэтому этот вопрос для нас очень важен. Я точно знаю и всегда говорю об этом турагентам: не надо воспринимать интернет, как оппозицию классике. У онлайна и классической розницы – разная клиентура, а значит, и покупательская мотивация разная: ее нужно изучать и делать выводы. Но это если говорить вообще. А если говорить о дне сегодняшнем, то, понятно, для большинства агентств настали черные дни. Многие агентства и, возможно, некоторые сети эту зиму не переживут.

- Как будет меняться турбизнес в России без Египта и Турции – формообразующих направлений? Как себя должны повести турецкие туроператоры?

- Сразу скажу про «турецких операторов». «Пегас» по традиции называют турецким. Да, основатель компании Рамазан Акпынар – турок по происхождению. Но не национальность  создателя   определяет принадлежность компании, а ее деятельность. «Пегас Туристик» – российская компания, зарегистрированная на территории РФ и в соответствии с ее законами, и мы платим налоги в России.

- Думаю, претензии тех, кто лоббирует притеснение компаний с иностранными корнями, строятся на разговорах о выводе капиталов за границу?

- В прессе, особенно сейчас, любят посудачить на эту тему. Чаще всего, не понимая сути. Движение капитала в крупной туристической компании, работающей на иностранных рынках, – это процесс естественный. Сама природа выездного турбизнеса предполагает наличие финансовой деятельности за рубежом.

- По поводу «Пегаса», справедливости ради, нужно сказать, высказываются в меньшей степени. Но на рынке есть крупные компании, которые на 100% идентифицируются, как турецкие. Что будет, если  Coral TravelBrisco выдавят с рынка?

- Надеюсь, что этого не произойдет. Компании, о которых вы говорите, стояли у истоков бизнес-модели нашего турбизнеса. «Пегас» в том числе. Мы внедряем технологии, тратим огромные деньги на продвижение турпродуктов. В данный момент мы апплицируем наш опыт на внутреннем рынке. Буквально учим российских отельеров работать, показываем: как управлять блоками, как вести дела, как заключать контракты, как выстраивать сервис –  учим их турбизнесу. Ведь у нас же, как? Вот настал «хлебный» момент, нужно поднять цены, сорвать куш и в карман. В бизнесе не так все делается. А вот так: заработал – вложил. И вот мы обучаем этому процессу руководителей староформатных российских гостиниц и пансионатов. Обрушение системы турбизнеса, искусственное выдавливание компаний с рынка абсолютно деструктивно.

- Вы скептически смотрите на внутренний продукт?

- Нет. Я, напротив, с большим оптимизмом! Но опыт мой не позволяет мне вот так уж безоговорочно включать ура-патриотизм. Мы же о бизнесе говорим. Ну, не готовы пока наши внутренние направления работать на высоких оборотах, не теряя в качестве. Тем более что и качественной базы не много. А потребитель уже привык к другим стандартам. Эти 6–7 млн туристов, которые сейчас остались без египетского и турецкого all inclusive при всей своей любви к Родине, не будут удовлетворены сервисом в Крыму и Краснодарском крае. Прошлый сезон это уже продемонстрировал. Все крупные туроператоры, мы в том числе, столкнулись на российских курортах с массой системных проблем. У нас технологии, стандарты, самолеты, обороты – мы хотим развивать внутренний туризм и готовы делать продукт на мировом уровне. Но надо, чтобы и принимающая сторона была готова к этому. А она пока не готова.

- Но вариантов у нас сейчас нет.

- Поэтому надо работать. Дорогу, как говорится, осилит идущий. Государство должно четко понимать, что нужны очень серьезные вложения. Илья Уманский (генеральный директор компании «Алеан». – Прим. ред.) как-то высказал мнение: «Запретами внутренний туризм не поднять». Я солидарна!

Анна Подгорная: Рекомендации не выезжать за границу силовикам, закрытие Египта и Турции – это не тот импульс, который поднимет наши курорты на должный уровень.

Пока не будет инвестиций – конструктивных, серьезных шагов, решающих инфраструктурную, логистическую и прочие проблемы, внутренний туризм будет находиться в статусе «вынужденного» направления.

- Возвращаясь к предыдущему вопросу, как рынок реагирует на ситуацию?

- Туристический рынок большими темпами сужается. Понятно, что люди будут отдыхать, но путешествия сейчас явно не в авангарде потребностей россиян. Вернее, потребность есть, но нет возможности. Поэтому рынка на всех, кто сейчас присутствует на туристической поляне, не хватит. К сожалению, нужно ожидать банкротств. Но если раньше компании уходили из-за собственных ошибок, то сейчас будут уходить вынужденно. Многие не справятся с новыми реалиями.

- А как «Пегас» видит свое будущее?

- Сейчас можно удивить рынок неожиданными решениями. Во всяком случае, классическому оперейтингу придется меняться. Это было понятно и в прошлом году, а ситуация с Египтом и Турцией только  утвердили нашу уверенность в том, что вектор развития нужно менять. Эффективно эксплуатировать старую бизнес-модель уже невозможно. Наши позиции в классическом оперейтинге, я думаю, мы сохраним. При этом бросим все силы на развитие и активное продвижение онлайн-технологий. Мы заложили в наш бюджет на будущий год самый плохой сценарий развития на рынке. Но я хочу подчеркнуть: сейчас все игроки находятся в одинаково плохих условиях. Расскажу вам для иллюстрации. После банкротства «Трансаэро» мне звонит подруга и спрашивает, как в связи с этим дела у «Пегаса». Я ей дипломатично отвечаю, что у нас своя авиакомпания и с «Трансаэро» мы не работали. На что она мне и говорит: «Ну, понятно. Не хочешь – не отвечай». Понимаете, о чем я? Любое потрясение мгновенно негативно отражается на всех игроках. Все мы взаимосвязаны. Даже если не напрямую. Люди чувствуют нестабильность рынка. В этой связи очень важно сохранять общее реноме. И уж точно недопустимо плясать на костях туроператоров, которые сейчас становятся жертвами ситуации. Не угадаешь, по кому зазвонит колокол. Не надо паниковать. Давайте достойно принимать удар судьбы и проявлять корпоративную солидарность. Отвечу на ваш вопрос коротко: мы будем работать!

Источник: tourinfo.ru

Также в рубрике

Рынку медицинского туризма в ближайшее десятилетие пророчат бум роста – не менее 25% ежегодно.

 0