"Индивидуальный туризм чувствует себя лучше массового"
Руководители туркомпаний - о падении спроса на массовых направлениях
В сравнении с тем, что происходит в сегменте массового туризма, ситуацию с продажей индивидуальных туров можно назвать почти благополучной. Главное отличие в том, что состоятельный турист сократил и переориентировал свои поездки, но не отказался от них полностью. В среднем падение составляет 20%, хотя в разные месяцы года показатели варьировались довольно сильно.
Об этом вчера на пресс-конференции в «Интерфаксе» рассказала генеральный директор компании «Карлсон Туризм» Екатерина Федорова. Однако кризис не обошел и этот сегмент рынка. Средний чек уменьшился со 150 тыс. до 80 тыс. рублей. Ощутимо меньше стало бронирований эксклюзивных вилл. Большинство клиентов сократили число ежегодных поездок – из соображений экономии, а также нежелания надолго оставлять свой бизнес: ситуация меняется быстро и требует вмешательства в дела. Если раньше клиенты могли путешествовать три-пять раз в год, отдыхая по две-три недели, то сейчас выезжают один-два раза на неделю-полторы.
Изменения хорошо видны на новогоднем спросе: прежде его бронировали уже в мае, сейчас – не ранее, чем за месяц. В начале декабря всегда было трудно найти свободные места во французских Альпах, нынче – пожалуйста. Дорогую Швейцарию все чаще заменяют на более демократичную Австрию. Тем не менее основная география не изменилась, на Новый год традиционно востребованы экзотические направления: Мальдивы, Сейшелы, Юго-Восточная Азия. Они практически не просели по сравнению с прошлым годом. В любом случае, как рассказала г-жа Федорова, риски у туроператоров-немассовиков гораздо меньше, так как они не берут большие квоты мест в отелях, не заказывают масштабные чартерные цепочки. «У нас есть чартерные программы на Сардинию, но их объемы таковы, что, если спрос оказывается низким, нетрудно начать сокращение без убытков для себя», – пояснила она.
При этом состоятельные россияне стали больше интересоваться индивидуальными турами по стране. В первую очередь, спросом пользуются отели 5* в Сочи. «Но недавно наши коллеги ездили в Крым, оценивали возможности местных объектов, и пришли к выводу, что и там есть перспективы. Например, «Мрия» – великолепный курортный отель», – рассказала Екатерина Федорова. Есть спрос на Калининград, Казань, города Золотого кольца, Санкт-Петербург. Многие бы поехали на Байкал, Камчатку, в Якутию, однако даже для клиентов «Карлсона» такие путешествия оказываются слишком дорогими.
Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, президент холдинга «Ростик Групп», в состав которого входит «Карлсон Туризм», в перспективах развития своего туристического бизнеса не сомневается, несмотря на падение объемов. По его словам, даже если выездной рынок будет сжиматься, в России огромные внутренние резервы: «Когда были дешевые деньги от нефти, люди предпочитали тратить их за границей, до развития собственных курортов дело не доходило. Сейчас денег стало меньше, придется заняться внутренним развитием».
Однако сейчас у российского турбизнеса очень сложные времена. Как сказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, он фактически оказался в западне. «Мы переживаем беспрецедентную ситуацию. То же самое мы говорили в прошлом году, когда отрасль подкосила череда банкротств, но тогда ситуация была естественной, рыночной: компании не справлялись с бизнесом и уходили. Сейчас ситуация неестественная: в туризм ворвалась политика», – пояснила она. В этих условиях многие операторы хотели бы уйти с рынка, но не могут: у них проданные туры, обязательства перед партнерами, кредиты. Большинство компаний подошли к этому кризису уже достаточно крупными, так что взять и все остановить в одночасье вряд ли получится. «В 2014 году одна из компаний цивилизованно ушла с рынка, выполнив все обязательства перед туристами и почти все перед партнерами. У нее не было долгосрочных кредитов, тем не менее процесс остановки бизнеса занял полгода», – пояснила Ирина Тюрина.
Отвечая на вопрос о судьбе российских операторов с турецкими корнями, г-жа Тюрина сказала: если их не выдавят сознательно, они останутся и будут работать. Она отметила, что эти компании платят налоги в России, обеспечивают работой сотни человек и при этом очень хорошие работодатели: социально ответственны, участвуют в благотворительных проектах и т.д. «Они намерены работать стабильно и долго, если им дадут такую возможность», – сказала Ирина Тюрина.
Падение спроса на массовых направлениях достигает 50-60%. Главная причина – экономическая. Если бы деньги были, люди бы поехали, несмотря на напряженную политическую ситуацию. Но в нынешних условиях они вынуждены экономить. Это подтверждают и данные ВЦИОМ: россияне жалуются, прежде всего, на отсутствие денег, безработицу, инфляцию. При этом экономические проблемы усугубились политическими. По словам г-жи Тюриной, к концу октября спрос на Европу стабилизировался, начались нормальные – с учетом кризиса – продажи. «Трагедия в Египте, теракты в Париже отбросили отрасль далеко назад. Но если даже тогда был некий резерв для стабилизации спроса, история с Турцией добила туроператоров окончательно. Многие из них уже не ждут изменений», – сказала пресс-секретарь.
Спрос на Новый год есть, хотя и небольшой. Неплохо востребованы Италия, Финляндия, продаются альпийские горнолыжные курорты, программы по оздоровлению и лечению, например, в Венгрии. Сильно просел спрос на Прибалтику, скорее всего, по политическим причинам. Заменой европейским турам отчасти выступили страны СНГ: Грузия, Армения, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан.
Из российских направлений на Новый год лидируют Санкт-Петербург, Великий Устюг, Москва, Золотое кольцо. Хороший спрос на Беларусь, Крым, Казань, Калининградскую область. Активнее, чем год назад, продаются санатории Кавминвод.
Источник: www.ratanews.ru