Вице-президент Федерации отельеров приехал на Урал и «похоронил» российский туризм
Билеты родного «Аэрофлота» по космической цене, «туалет прямого падения», убогий сервис — все это о путешествиях по России. Патриотично, но без удовольствия. Интервью
Фото: Владимир Жабриков
Крым — вторая Турция, заграница — зло, акцент на внутренний туризм. Все это фикция. Козак чуть не «закрыл» Красную Поляну, а Минфин РФ сопротивляется появлению системы tax free. Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов приехал в Екатеринбург, где мы смогли перехватить эксперта и взяли у него интервью. Прасов сразу заявил: Россия не приспособлена для путешествий. У нас нет внятных маршрутов, адекватных цен, качественного сервиса, а цены не внутренние авиаперевозки (билет до Хабаровска — 156 тыс. рублей!) окончательно убивают желание колесить по родной стране. К сожалению, о низкосортном российском туризме знают и иностранцы, которые хотят, но не могут оставить у нас сотни тысяч евро.
Он прибыл в Екатеринбург, чтобы дать старт конкурсу «Уральская звезда». Но, как оказалось, качество отелей — это лишь малая часть большой проблемы, о которой гость согласился рассказать «URA.Ru». Начав с малого — отношения отельеров и рестораторов к программе «Ревизорро», разговор закончился большим — почему Россия еще долгое время будет страной неразвитого туризма.
— Насколько справедливы замечания Лены Летучей в адрес отелей и ресторанов?
— Глупо скрывать, что в профессиональной среде отношение к программе отрицательное. Мне не очень нравится стиль поведения госпожи Летучей, нахождение в непонятном образе, честно говоря, раздражает. Второе — это менторский тон в общении. Любой эпатаж и позиционирование себя как борца со злом — это работа на потеху публике.
Барышня в принципе не понимает специфики бизнеса. И все ее вопли оставляют абсолютное ощущение непрофессионализма. А попытка объяснить гостям их права таким образом к хорошему не приведет, потому что хамское поведение никого никогда до добра не доводило.
— Но, согласитесь, уровень гостиничного и ресторанного бизнеса напрямую связан с мощностью туристического потока. И гость должен быть удовлетворен, в том числе качеством отелей.
— Давайте начнем с того, что отель в любом регионе — это, прежде всего, койка, которая не является конечной целью. Вопрос, где жить и что есть, возникает после принятия решения о поездке в тот или иной город. И комфортность койки зависит от целей (бизнес, отдых, лечение), бюджета, привычек, от наблюдений за соотношением «цена-качество». И даже если регион безразлично-равнодушен, при наличии стабильного потока всегда появятся предпринимательская инициатива и проект, связанный с отелем и рестораном. Потому что мы как инфраструктура следуем за потоком.
— И вы всегда ведомые?
— Да. Лишь в той ситуации, когда в той или иной дестинации появляется спрос, понятный поток, круглогодичный или сезонный, анализируя его, можно сформировать предложение.
— Можно ли говорить о том, что происходящее сейчас в экономике и политике благоприятно сказывается на гостиничном бизнесе?
— В последнее время в выступлениях некоторых федеральных чиновников, так или иначе связанных с туризмом, можно было услышать информацию о росте внутреннего турпотока на 30-40 процентов. Не могу при этом сказать, что отели почувствовали на себе столь существенный рост загрузки и выручки. Есть, например, Санкт-Петербург, где загрузка немного подросла. Но при этом упали тарифы, потому что вместо европейцев и американцев, которые приезжали с культурно-познавательными целями, приезжает китайский турист, причем весьма бюджетный.
И получается, что это замещение не тождественно по цене.
Если говорить о росте курсов доллара и евро относительно рубля, то для внутреннего туриста ничего особо ведь не изменилось. Мы, как и прежде, получаем зарплату в рублях. И среднестатистический отель стоит для нас те же, к примеру, пять тысяч в сутки. Конечно, кто-то предпочел курорты Краснодарского края, а не поехал в Турцию в Египет. Но нельзя говорить, что это приобрело массовый характер, потому что в кризисный период, как правило, доходы не растут. И любой нормальный человек отдыху предпочтет вещи, которые для него более важны и жизненно необходимы.
Поэтому я бы не сказал, что виден столь уж масштабный всплеск внутреннего туризма. Для него есть определенные предпосылки. Но пока в стране нет глобальной политики в отношении туризма, говорить об этом преждевременно.
— То есть с комфортом съездить на Байкал получится не скоро?
— Смотрите… По времени лететь из Москвы, что в Мадрид, что в Иркутск, — одинаково. В Мадрид летят три авиакомпании, включая «Аэрофлот» и S7, в Иркутск — шесть, включая те же самые «Аэрофлот» и S7. Дельта стоимости билета «туда-обратно» в Мадрид — 12-18 тысяч рублей, в Иркутск — 21-45. При этом ты летишь над своей страной отечественными авиалиниями, и объяснить цены с точки зрения стоимости «горючки» нельзя. Единственное понятное обоснование высоких цен на перелеты — картельный сговор на рынке.
Говорить о том, что борта туда летают не полными — тоже не приходится. Если надо лететь сейчас в Хабаровск, знаете, какая будет цена? 156 тысяч рублей! «Аэрофлотом». Это единственная возможность прямого перелета, и эконом-класса в продаже просто нет. Вопрос: у нас что, нельзя поставить второй борт? Или авиакомпаниям комфортно держать такие цены? Еще один пример: осенью улететь в Крым можно было за 3,5 тысячи, а обратно — от 36-ти.
— Раз вы упомянули Крым, можно ли его уже считать курортным краем?
— Он таковым является уже долгое время. Другой вопрос, что уровень сервиса там неоднороден. Если вы будете проживать на замечательной «Вилле Елена» [отель в Ялте, где цена самого дешевого номера на ближайшие выходные — около 60 тыс. рублей]… Да, отель небольшой, дорогой, но его цена сопоставима с уровнем сервиса и обратно пропорциональна спросу.
Но Крым (как, впрочем, и Краснодарский край) никогда не будет Турцией по нескольким причинам. Первая — потому что в Турции сезон минимум восемь месяцев, а в Крыму — максимум четыре. Если мы сравниваем Краснодарский край или Крым с Турцией, то столкнемся с тем, что 200 номеров в Турции — это маленький отель, а у нас 200 номеров — большой.
Поэтому работа туроператоров в том виде, как мы ее видим в Турции, на нашем побережье маловероятна. Вам же не приходит в голову самостоятельно купить билет на самолет, прилететь в аэропорт Анталии, сесть на такси, приехать в отель, за который вы заплатили на booking.com? И, если в Турции один туроператор подписывает контракт с одним отелем на 500 номеров, то в Сочи он должен подписать 10 контрактов с отелями по 50 номеров. И он никогда не получит здесь тот дисконт и блок по цене, который он получит там. То есть изначальные условия другие. Да еще и чартеры не летают в Сочи.
Верхотурье — наглядный пример туризма по-российски. Есть на что посмотреть, но сложно добраться, негде жить и нечего есть
Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru
— И нам никогда в Сочи или Ялте не предложат такой же продукт, как в Турции?
— На протяжении долгого времени для нашей федеральной власти приоритетом был выездной туризм. Мы обсуждали, что Вьетнам смыло, в Таиланде стреляют, в Египте захватывают заложников. По этим поводам выпускались релизы МИДа или Ростуризма. Долгое время говорили о страховании ответственности операторов в области выездного туризма. И на этом фоне внутренний туризм смотрелся мелкой монеткой. Попробуйте попасть в организованный и более-менее бюджетный тур на Байкал! Не попадете. Нет шансов.
Де факто, поскольку внутренний спрос никто не создает, то и внутреннего предложения не хватает. И все это на фоне множества стран, которые боролись своими рекламными бюджетами за наших туристов, тративших там деньги. Это несоизмеримые суммы с тем, что Россия тратит на свое продвижение на внешнем рынке, например в Европе. Про внутренний даже говорить не приходится.
А ведь есть масса мест, где обязан побывать каждый россиянин. Байкал надо? Надо. Камчатка? Обязательно! Кавказ? Волгоград? Санкт-Петербург? Но мы считаем, что априори все должны быть патриотами и путешествовать по родной стране. И ничего для этого не делаем.
Загранпаспорта есть процентов у 10 наших граждан. А как отдыхают остальные? Конечно, кому-то просто бюджет не позволяет или это та часть аудитории, которая каждый отпуск кверху попой на грядках торчит… Но далекий Таиланд борется за туристов Сибири. А Краснодарский край, который на таком же удалении, на этот регион внимания не обращает…
— Но, согласно статистике, растет число отдыхающих в России и сокращается количество выезжающих за рубеж.
— Это происходит благодаря взвешенной политике в области туризма или потому, что политическая и экономическая ситуация, связанная с санкциями, курсом доллара и евро сделала отдых в Таиланде в два раза дороже? Трехлетнюю визу в США можно получить, потратив на это день. Можем ли мы похвастаться тем, что в любой стране мира в наше посольство можно прийти и получить визу так же легко? Нет!
Можно говорить о курортах Ялты или Сочи, летних или горнолыжных. Но каково состояние инфраструктуры для зимнего отдыха — наличие подъемников, километража современных трасс? Прошлой зимой горнолыжные курорты Сочи испытывали определенный стресс, из-за того, что объем построенных трасс был недостаточен для всех желающих. Дмитрий Козак [российский вице-премьер] даже декларировал, что на лыжах кататься будут только те, кто заплатил за проживание в отеле. Что само по себе нонсенс.
Есть и более системные проблемы. У нас по-прежнему нет tax free, и я не понимаю, почему мы такие дремучие.
Каждый год наша федерация обращается к вышестоящим министерствам и ведомствам с данной оценкой, в Минфин, но результата нет. А ведь хорошо все, что увеличивает въездной поток. А если нет tax free, то нет и обеспеченных китайских ребят, которые на вылете из Испании или Италии в аэропорту получают по 20 тысяч евро. Но они же нам неинтересны!
— Какие первые шаги (при условии интереса региональных властей) должен сделать регион, чтобы привлечь туристов? Вкладываться в продвижение? Налаживать логистику?
— Для того чтобы развить внутренний туризм в стране, нужно решить несколько вопросов. Первый — как раз логистика. И, как ни парадоксально, это не строительство аэропортов, а цена билета. Затем сервис. В качестве примера опять возьмем Байкал. Там действительно множество каких-то палаток, фургончиков, прицепов, есть отельчики… Но все, кто приехал, если судить по автомобильным номерам — из Иркутской области. И считать это внутренним туризмом я не могу. Это отдых выходного дня.
— И это не туристический бизнес?
— В таком виде — нет. Потому что это явление носит сезонный характер, сопровождается нехваткой определенных сервисных функций. Например, когда вы живете в отеле, у которого подача электроэнергии обеспечивается дизель-генератором, а, значит, свет вам включают строго по расписанию. Горячую воду тоже. Хорошо, конечно, что уже не палатка и не туалет прямого падения. Плохо, что это нельзя сравнить с цивилизованной туристический дестинацией, куда можно приехать за те же деньги и почувствовать себя белым человеком в комфортной обстановке.
— А насколько интересны и современны Екатеринбург и Свердловская область?
— С точки зрения гостиничной базы Екатеринбург, безусловно, один из самых современных регионов среди всех городов России. По уровню предложения гостиничных услуг с Екатеринбургом можно сравнить разве что Казань и Сочи… Воронеж, удивительным образом. У вас проходили знаковые мероприятия — ШОС, АТЭС, «Иннопром»… Была программа развития, и регион отличается от многих в РФ именно системным подходом. И поэтому есть гостиницы — достаточно новые, современные, которые пытаются понимать науку правильного гостиничного управления.
— Что нужно сделать, чтобы прекрасные города на территории области подтянулись и вошли в сферу интересов турбизнеса?
— Это большая задача на сегодня. Если многие российские дестинации для иностранного туриста были как-то понятны, даже сразу после распада СССР, то Екатеринбург и Свердловская область как закрытый регион — нет. Кроме того, акцент на региональном туризме, как мне кажется, стали делать только в последние пару лет. А это очень не быстрый процесс. Что мы знаем об Урале? Малахитовая шкатулка, место расстрела царской семьи (что совсем не радует). А есть масса мест и продуктов, которые нужно и можно продвигать. Их надо находить и создавать. Нам необходимы туристические мифы. Те же самые турки бросили в воду обломок колонны и сказали, что тут купалась Клеопатра. И идите, проверьте!
Еще одна проблема: даже когда за нас продукт создала природа, мы не умеем его упаковать, скалькулировать, подвести к нему необходимую инфраструктуру и правильно продать. Например, Абхазия — там все прекрасно. Сочи в 30 км, но в Абхазии гораздо более богатая флора и фауна, одних орехов сколько сортов! В Сочи не растут ни мандарины, ни апельсины, их везут из Абхазии. Но люди не любят работать…
— В Свердловской области рождается «Самоцветное кольцо» — новый индустриально-минералогический маршрут. Может ли он быть интересен?
— Хорошо! Это молодой, свежий продукт. Который очень тяжело поднять. У нас до сих пор никто не может обосновать, что туризм — это отрасль, которая приносит доходы, но ее нельзя посчитать по прямому принципу: люди заплатили столько-то за тур. И нет компетенции, которую можно взять за основу и сказать: вот это прекрасный пример. Даже если Екатеринбург будет брать пример с Казани, мало что получится.
Но главное, нужна политическая воля.
Не очень оптимистично оценив сегодняшний российский туризм как отрасль, Вадим Прасов сделал еще один комплимент Свердловской области, одобрив конкурс «Уральская звезда», на который поступило 80 заявок от 54 отелей региона не только из Екатеринбурга, но и из Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Первоуральска, Серова, Невьянска, Березовского, Сысерти, Режа и Артемовского. Регион, который уже сейчас можно назвать одним из наиболее подготовленных городов-организаторов игр чемпионата мира по футболу 2018 года, сделал еще один шаг к тому, чтобы приблизиться к лидерам.
«Отрадно, что такие инициативы появляются. Потому что это не конкурс художественной самодеятельности, а премия в сфере гостеприимства, — считает Прасов. — Страна в целом и гостиничный бизнес, в частности, не перегружены такими позитивно праздничными событиями. А премия позволяет сравнить себя с другими игроками рынка и, возможно, прийти к выводу о необходимости изменений в своем объекте».
Источник: ura.ru
Покупка авиабилета на чартерные рейсы позволяет сэкономить приличные деньги