USD:
EUR:

Маргарита Немоляева: Туризм - «невидимый экспорт» и «невидимый импорт»

Маргарита Немоляева:   Туризм -  «невидимый экспорт» и «невидимый импорт»

В Госдуме прошел круглый стол по вопросам повышения качества услуг в туристической сфере. Свою позицию представила Маргарита Эдуардовна Немоляева, президент ассоциации «Отель Эксперт», разработчик государственной системы классификации гостиниц и иных средств размещения:

Международные эксперты сравнивают роль туризма в экономике многих стран с доходами от экспорта энергоносителей. Для многих стран, в том числе и стран с высоким уровнем экономического развития доходы от развития туризма играют значительную, а подчас и определяющую роль в структуре экономики.

В первую очередь это относится к международному туристскому обмену. Доходы от въездного туризма (т.е. от приёма иностранных туристов) относятся к экспортным операциям . Их называют «невидимым экспортом», поскольку поступление иностранной валюты не сопряжено с товарными потоками. Это экспорт услуг , которые оказывают гостиницы, рестораны, туристские фирмы, музеи, транспортные компании и другие предприятия и организации, оказывающие услуги приезжающим в страну иностранным туристам.

Помимо этого въездной туризм вызывает и так называемый " внутренний экспорт«, к которому относятся доходы от приобретения иностранными туристами товаров в стране пребывания и вывоз их за границу ( например, в Финляндии доходы от приобретения российскими туристами товаров составляют весьма весомую долю в доходах торговых предприятий).

Выездной туризм также относится к международному туризму, однако затраты граждан страны на поездки за её пределы с туристскими целями относятся к импортным операциям, которые можно назвать «невидимым импортом».

Разница между доходами от въездного туризма и затратами на выездной туризм является «туристским балансом» страны , входящим составной частью в структуру её платёжного баланса

Большинство европейских стран стремится к достижению положительного сальдо своего туристского баланса.

Для этого предпринимаются усилия для привлечения в страну, а также для развития внутреннего туризма как альтернативы выездному, что должно повлечь сокращение его объёмов, то есть служить импортозамещением.

Для этих целей в европейских странах строятся туристские центры, создаётся инфраструктура

Для развития туризма необходимо наличие в стране «туристских ресурсов», к которым относится всё, что может служить " мотивом" , то есть «мотивировать» туристские поездки. Речь идёт как о природных ресурсах: морское побережье, пляжи, приятный климат, горы с лыжными трассами и пешеходными маршрутами, а также леса, реки, озёра и пр.

К «туристским ресурсам» также относятся объекты культурного наследия, а также современные «события» привлекающие туристов, что лежит в основе «событийного туризма».

Наша страна обладает ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМИ ТУРИСТСКИМИ РЕСУРСАМИ. У нас есть и тёплые моря, и горы, и судоходные реки ,и необъятные леса, и вулканы, и степи, и охота, и рыбалка и пр. , и пр.

В то же время наши исторические памятники, и др. объекты культурного наследия известны всему миру.

Однако одних туристских ресурсов недостаточно для того, чтобы в стране стало возможным быстрое развитие туризма, поскольку для реализации «мотивации» туристской поездки, вызванной привлекательностью её туристских ресурсов необходима туристская индустрия, инфраструктура, обеспечивающая доступность для туристов туристских ресурсов: дороги, транспорт, гостиницы, рестораны и т.п. В сочетании с «туристскими ресурсами» это составляет «туристский потенциал» страны. А тут мы сильно уступаем большинству европейских стран.

Именно поэтому у нас отрицательное сальдо «туристского баланса».

Для иностранных туристов наша страна «слишком дорогая»: дорогие гостиницы, дорогой транспорт (транспортная составляющая весьма существенна в связи с удалённостью нашей страны от стран — основных «поставщиков» туристов. К тому же мы проигрываем при анализе сочетания цены и качества обслуживания.

С другой стороны, по той же причине наши туристы предпочитают отдыхать за рубежом : там получается и дешевле, и качество обслуживания значительно выше.

Следовательно, нужно решить две основные задачи: снижение цен и повышение качества обслуживания.

Снижение стоимости транспортной составляющей: это касается «чартерных рейсов», которые у нас существуют только для «выездного туризма», способствуя удешевлению " Туристского продукта" и увеличению выездного туристского потока. Снижению стоимости способствуют и наличие «групповых» билетов, и специальные тарифы, и наличие предварительной продажи билетов , и т.п.. Однако, представители транспортных организаций могут рассказать о планируемых шагах в этом направлении более подробно.

Важно и снижение стоимости проживания в гостиницах и иных средствах размещения . Этому может способствовать, в частности, снижение «непосильного налогового бремени» в связи с введением с 1.01. 2015г. нового налога на недвижимое имущество за счёт налогового вычета из налогооблагаемой базы площади номерного фонда средств размещения (с коэффициентом 2) , утверждённое Мосгордумой 1.04. этого года.

Думаю, что распространение московского опыта в других регионах принесло бы ОГРОМНУЮ ПОЛЬЗУ делу развития туризма в нашей стране. Решению этого вопроса могут способствовать депутаты от КПРФ в региональных органах законодательной власти.

Хорошо было бы, чтобы инициативу Москвы поддержали хотя бы в соседнем регионе — Московской области, не говоря уже о Сибирском регионе, в частности Новосибирске и других регионах Сибири, где есть прекрасные, просто исключительные «туристские ресурсы» , но в силу удалённости региона и высокой стоимости авиа перелёта эти ресурсы становятся неконкурентоспособными при высокой стоимости проживания в гостиницах.

Ну и, конечно, повышение качества обслуживания.

В декабре прошлого года утверждены и зарегистрированы Минюстом новые единые для всей страны требования к гостиницам и иным средствам размещения различных категорий (от «без звёзд» до «5 звёзд , что конечно будет способствовать повышению качества услуг, уровень которого зависит от степени удовлетворённости туристов предоставленным обслуживанием. А эта удовлетворённость в свою очередь зависит от того, насколько предоставленные туристу услуги соответствовали его ожиданиям. Классификация как раз и направлена на то, чтобы у туристов не было «неприятных сюрпризов».

Однако система классификации не включает в себя описание технологических процессов оказания услуг, так называемых, «бизнесс процедур».

В этой связи считаю, что было бы целесообразным разработать такие стандарты для средств размещения различных категорий по аналогии со стандартами, которые разрабатываются международными «сетевыми» брендами и направлены именно на исключение возможности «неприятных сюрпризов» для туристов. Недаром существует пословица: «Хилтон — он и в Африке Хилтон!» Хотелось бы, что бы так говорили и о наших отелях.

Служба информации «РТ»

Также в рубрике
В какую сумму обойдется гражданство Италии и в чем преимущества итальянского налогообложения
 0