Самолетом или поездом
На каком транспорте дешевле и удобнее путешествовать по России?
Фото: vecher.obozrevatel.com
Железнодорожный транспорт медленно, но верно теряет статус «социального»: люди все чаще выбирают самолеты, а РЖД все меньше продает билетов. Конкурентная борьба между видами транспорта все больше обостряется, но государство еще не определилось, кого поддержать. Впрочем, можно оценить уровень цен на самых популярных направлениях, и понять, за кем будущее.
В РЖД уже не скрывают, что у них падает количество проданных билетов и пассажиропоток. За прошлые два месяца спрос на проездные документы в поезда дальнего следования упал на составил 22 процента. По итогам всего 2013 года спрос снизился на 2,4 процента. Такую тенденцию связывают с ростом цен на билеты и сокращением государственных субсидий. В связи с чем, билеты на поезд в этом году подорожали на 20%, и в будущем году их стоимость увеличится на такой же процент.
В то же время авиакомпании фиксируют увеличение спроса на 16%.
Попробуем сравнить цены на билеты на поезда и самолеты, продаваемые на одинаковые маршруты. Сейчас в РЖД и в авиакомпаниях действует система динамического ценообразования, поэтому цена билетов рассчитывалась при покупке за две недели до отправления или вылета. Где выгоднее?
Москва — Санкт-Петербург
Масса вариантов, как проехаться по главному маршруту страны. К услугам обеспеченных и мобильных пассажиров, РЖД предлагает путешествие на «Сапсане» за 4 часа за 3,2 тысячи рублей. По этому же направлению ходит изрядное количество обычных поездов, которые обойдутся пассажиру всего в 800 рублей за 9 часов дороги в общем вагоне.
Перелет в эконом-классе будет стоить примерно столько же, сколько поездка в «Сапсане» - от 3,2 тысячи рублей. Плюсуйте к этому билет на «Аэроэкспресс» (320 рублей). Получается дороже, чем на поезде, однако самолет находиться в небе чуть меньше полутора часов, но, опять же, придется ожидать вылета, ждать багажа и так далее. В общем, можно уложиться в три часа.
Здесь ничья.
Минеральные воды — Краснодар
На небольших расстояниях авиация явно не конкурент поездам. По крайней мере, в России, где региональную авиация только начали восстанавливать, и пока, чтобы долететь до соседнего города, необходимо сделать пересадку в столице, что влетает в копеечку. Так, в Минеральные воды из Краснодара придется лететь через Москву в эконом-классе потратив на это 11 часов, а вот с помощью РЖД этот путь можно преодолеть за семь часов, купив билет всего за 1,6 рублей.
Москва — Новосибирск
Чуть только расстояние увеличивается, и цены на билеты РЖД взлетают. Раньше билеты на поезда, следующие по маршруту из столицы Сибири в столицу России, были дешевле билетов на самолет. Сейчас долететь до Москвы можно уже за 9 тысяч рублей и всего за 4 часа. А в купе поезда надо провести двое суток за те же деньги. При этом стоит учитывать расходы на питание и развлечения в поезде.
Москва — СНГ
Из столицы России в столицы братских республик можно долететь на самолете и доехать на поезде примерно за равную сумму. Перелет в Минск стоит 3,4 тысячи рублей, в Киев — 3,2 тысячи рублей, в Астану — 10,2 тысячи рублей. Добираться в вагонах купе до столиц соседей стоит 3,8 тысячи(Минск), 3,4 тысячи(Киев) и 11 тысяч рублей (Астана). Но если разница в цене минимально, то временные потери огромны. Так, тот же полет в Астану займет три с лишним часа, а в вагоне этот же маршрут явно увеличится – поезда едет в столицу Казахстана из Москвы 57 часов.
За кем будущее российского транспорта? Пока непонятно. Государство вкладывает деньги в высокоскоростное железнодорожное сообщение (дорога от Москвы до Казани) и другие проекты РЖД, и в то же время увеличивает программы субсидирования авиаперевозок из дальних регионов России, и собирается заняться развитием региональной авиации. Но, исходя из роста спроса и расширения предложения в России, будущее все-таки за авиакомпаниями. Если же государству удастся восстановить утраченные позиции региональной авиации, авиакомпании смогут побеждать РЖД и на их поле – на близких маршрутах.