USD:
EUR:

Российские туристы теперь смогут отказаться от путёвки бесплатно

Турагентства, то есть розничные продавцы туристических услуг, при отказе клиента от тура должны полностью возвращать всю уплаченную су

Российские туристы теперь смогут отказаться от путёвки бесплатно
Турагентства, то есть розничные продавцы туристических услуг, при отказе клиента от тура должны полностью возвращать всю уплаченную сумму, признал Высший арбитражный суд РФ (ВАС). При этом туроператоры, непосредственные организаторы поездок, вправе удерживать с агентов фактически понесенные расходы.
Президиум ВАС вчера рассмотрел спор между ООО "РЛП-Ярмарка" и ООО "Атернум". Это дело было заранее проанонсировано как "вопрос о балансе прав на рынке туристических услуг". Как следует из карточки дела, в январе 2010 года ООО "РЛП-Ярмарка" для своего гендиректора и его супруги заказало в турагентстве "Атернум" поездку в Карловы Вары за 451 тыс. руб. "Атернум" забронировал этот тур у оператора "Богемия Сервис". Заказчик полностью оплатил услугу, но затем отказался от поездки. Агентство вернуло клиенту только 391 тыс. руб., сославшись на заключенный с компанией "Богемия Сервис" агентский договор. По нему с агентства при отказе от уже подтвержденного тура взимается неустойка 15%. Кроме того, "Атернум" апеллировал и к договору, заключенному уже непосредственно с ООО "РЛП-Ярмарка": при аннуляции тура заказчик обязан компенсировать все фактически понесенные расходы, в том числе и штрафные санкции, туроператору. "РЛП-Ярмарка" обратилась в арбитражный суд Москвы, который признал правоту истца. Апелляционная инстанция встала на сторону турагентства, а кассационная — вновь на сторону ООО "РЛП-Ярмарка". Президиум ВАС, рассматривая это прецедентное дело, вчера также поддержал заказчика туристической услуги.
Арбитражный суд Москвы и рассматривавший кассационную жалобу Федеральный арбитражный суд Московского округа признали, что уплаченный агентством штраф туроператору не является фактическими расходами, понесенными в связи с оказанием услуг заказчику тура. У заказчика, напомнили суды, есть право отказаться от услуги, которое предусмотрено нормами ст. 782 Гражданского кодекса (ГК) и ст. 32 закона "О защите прав потребителей".
Упомянутая статья ГК подразумевает, что при отказе заказчика от договора возмездного оказания услуг возмещению исполнителю подлежат "те фактические расходы, которые понесены в целях исполнения договора до момента отказа от него". Но штраф туроператору был уплачен агентством уже после того, как клиент отказался от поездки, подчеркнули суды.
Это очень распространенный в судах подход при разрешении споров с турагентствами клиентов—физических лиц, признает руководитель правовой комиссии Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов. При этом туроператор вправе взыскать со своего агентства все зафиксированные в договоре штрафные санкции. Такова специфика сегодняшнего туристического законодательства: розничные продавцы — самое уязвимое звено в цепочке клиент—агентство—туроператор, резюмирует господин Мохов.
У крупной агентской сети до суда в год может доходить 15-20 случаев, связанных с отказом от поездки, оценивает руководитель одной из турфирм. Случаи отказа клиента от уже оплаченного тура не так распространены, раз в десять чаще поездка срывается из-за того, что туристу отказывают в визе, констатирует Сергей Агафонов, гендиректор компании "Сеть магазинов горящих путевок" (более 500 франчайзинговых офисов в России, Белоруссии и на Украине). Но, признает топ-менеджер, если турист не застраховался от отказа от тура, возврат денег всегда превращается в проблему.
Выходом из этой ситуации, по мнению господина Мохова, могло бы стать оформление розничным продавцом договоров с потребителями не от своего имени, а от имени и по поручению туроператора. Такое требование предусматривалось во внесенных в прошлом году депутатами Госдумы поправках в закон "Об основах туристской деятельности в РФ". Законопроект приняли в первом чтении, но второе и третье — были отложены: отраслевые объединения сочли поправку равносильной введению крепостного права в туризме. РСТ и Ассоциация туроператоров России предупредили, что операторы, желая обезопасить себя от претензий туристов, будут работать только с избранными проверенными агентствами, в результате чего с рынка вынуждены будут уйти многие фирмы.
Сейчас туристическая розница почти никак не регулируется: после отмены ее лицензирования в 2007 году неизвестно даже точное число работающих на рынке агентов. Туроператоры же в соответствии с отраслевым законодательством обязаны иметь финансовую гарантию и числиться в федеральном реестре, который ведет Ростуризм. На вчерашний день в реестре было зарегистрировано 40 операторов выездного туризма с гарантией на 100 млн руб., 41 — на 60 млн руб. и 2,132 тыс.— на 30 млн руб.
Также в рубрике
Зимний сезон на горнолыжном курорте "Шерегеш" в Кемеровской области откроется 23 ноября
 0
Отель Rosa Springs под управлением «Васта Отель Менеджмент» прошел классификацию и получил высшую категорию
 0