Без воли и без денег
В Москве прошел бизнес-форум «Событийный туризм и маркетинг территорий».
В Москве прошел первый российский бизнес-форум «Событийный туризм и маркетинг территорий». В его рамках состоялась открытая дискуссия, посвященная перспективам событийного туризма в России, и препятствиям, мешающим продвигать этот вид отдыха в России. В ней приняли участие эксперты туристической отрасли и специалисты в области пиара, занимающиеся формированием имиджа регионов.
Все выступавшие в рамках дискуссии эксперты сошлись на том, что событийный туризм способен внести значительный вклад в развитие экономики отдельно взятого российского региона. Но оценить этот вклад не представляется сегодня возможным из-за полного беспорядка в статистике. Присутствующие вспомнили недавнее выступление губернатора Костромской области Сергея Ситникова, заявившего, что областные чиновники втрое завысили число туристов, посетивших регион в 2011 году. По их данным область посетил миллион туристов. По мнению губернатора - не больше 300 тысяч человек. Поэтому пока приходится пользоваться западными данными.
Так не самый большой в Германии город Гамбург ежегодно посещает один миллион человек с единственной целью – посмотреть идущие на местных сценах мюзиклы. И каждый из них – помимо потраченных на покупку билета денег - оставляет в городе примерно 600 евро. Получается, что организованное в городе событие, привлекательное для туристов, приносит ежегодно городской экономике 600 миллионов евро доходов. А что у нас? А у нас знаменитое «Золотое кольцо» - если рассматривать его как единый комплекс туристических объектов – по оценкам экспертов недополучает ежегодно один миллиард долларов из-за невнимания к дополнительным возможностям заработка.
Почему же этого не происходит? Нет желания, считают участники дискуссии.
- У всякой работы должен быть заказчик, - говорит соучредитель Российской ассоциации маркетинга территорий Станислав Иванченко. – А важность комплексного развития туристического потенциала территорий осознают далеко не все.
В России проводится множество конференций, форумов и иных мероприятий, посвященных проблеме развития внутреннего туризма. На их проведение тратятся огромные деньги, в том числе, и бюджетные, но практического результата они не приносят. Все инициативы бизнеса и общества не доходят до властных структур.
- В зале, где проходит такое мероприятие, не увидишь местных чиновников, - сетует профессор Александр Панкрухин, научный руководитель Гильдии маркетологов. – Они выступили с кратким докладом и убежали.
Стоит отметить, что "государевых людей" не было и на отчетном форуме. Единственными заинтересованными в такой работе оказываются администрации муниципальных образований, для которых развитие туризма зачастую является единственной возможностью выжить. Но у них нет средств для проведения такой работы.
- Бюджеты, которые главы муниципальных образований получают на проведение событий, потенциально способных привлечь туристов, зачастую составляют десятки тысяч рублей, - рассказала маркетолог Надежда Макатрова.
- Соответствующий приказ сверху – хотя бы с регионального, а лучше с федерального уровня - самый быстрый вариант решения проблемы комплексного развития туристического потенциала региона, - считает Сергей Поздняков.
Пока же таких приказов никто в нашей стране отдавать не спешит. Вот и получается: нет воли, нет дополнительных денег в региональных бюджетах.